В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Исторические параллели Назад
Исторические параллели
Уважаемое собрание, я социолог, а не историк, и меня поражает фантастический параллелизм событий 1917 года, 1991 года и далее. Для меня не так важно, в каком платье бежал г-н Керенский, в матросском или в дамском, для меня важно, что он бежал. Группа людей, имена которых хорошо известны, вынудила императора подписать отречение; он подписал, думая о судьбе страны и, естественно, династии. Группа людей, имена которых хорошо известны, вынудила Михаила Сергеевича Горбачева подписать отречение от партии, которая его выдвинула и сделала Генеральным секретарем. Он думал о своей личной судьбе, которая все-таки ему удалась.
В этом смысле для меня Февральская революция - клятый период нашей истории, с которого началось разрушение российской государственности, сатанинская динамика которой не исчерпана и сегодня. Очень похоже иногда, что наша история весь XX век шла по кругу, естественно, со взлетами и падениями, и повторяет себя опять же, как и в начале, частично в виде фарса, частично в виде трагедии. Я пока не вижу успехов, уважаемые коллеги. Смутное время продолжается.
Группу людей, пришедших к власти в Феврале 1917 года, Алексей Кара-Мурза в интервью "Московским новостям" назвал лучшими людьми России. Я не буду с ним спорить, я знаю только, что правители они были никудышные, потому что они сразу перенесли свои внутридумские разборки во Временное правительство и забыли о народе. И революции свершили не организованные политические силы, это очень важно понять. Я согласен, что совершили тот бунт, который удался, народный бунт, обездоленные войной, безземельем, абсолютным бесчувствием правящих кругов к их нуждам. Каждый день помещичьи дворы пишут в Петербург с просьбой: пришлите казаков для защиты имений от грабежа. Никто ничего не сделал, не прислал казаков, где их тогда возьмешь. Генералы были не распропагандированы - они были зомбированы думцами и должным образом отблагодарены, ибо знаменитый Приказ N 1 лишил армию боеспособности, лишил трон надежной опоры и важнейшего инструмента борьбы с возможными дальнейшими революциями.
Поэтому, естественно, не услышав массы, Февральская революция была обречена и Октябрь был неизбежен. Давайте скажем сегодня правду об Октябре. Вы помните, В.И. Ленин накануне Февральской революции выступил с лекцией где-то в Швейцарии и сказал, что революции не будет, мое поколение ее не увидит. Читаешь первые письма Ленина после Февральской революции - он не верил, что это произошло, но идея была одна: готовить боевые отряды. То есть пока речь не шла о народе, но - готовить боевые отряды. И, к сожалению, Владимир Ильич - гениальный политик - совершил Октябрьскую революцию по формуле бонапартизма, которого боялся Плеханов. Помните Наполеона, говорил Ленин: "Сначала ввяжемся, потом посмотрим".
А посмотрел как надо, потому что он бросил знаменитый клич, о котором говорили люди: "Земля - крестьянам, фабрики - рабочим, мир - народам". Все массы услышали, и началась Гражданская война. И если есть какая легитимизация Октября, так это что четыре года на поле кровавой брани красные победили в честной борьбе. Многое сегодня открывается в истории, ведь и белых-то Запад не особенно поддерживал, не распечатывали даже продовольственные склады, потому что у белых было "За единую и неделимую", и они не хотели.
Интереснее с поддержкой большевиков. Вы правы, ведь когда приехал Троцкий, его в Швеции остановили и взяли 15 тысяч американских долларов (немалая по тем временам сумма). Он установил великолепные отношения с финансовыми кругами Нью-Йорка, там работал его дядя, известный банкир, там работал брат Свердлова. Какая-то складывалась интересная компания, которая нацеливалась на Россию. Следует вспомнить, какая у Троцкого была последняя должность. Уже после отстранения от власти его назначили председателем концессии, вот как все интересно складывалось.
Тут я хочу выйти на Иосифа Виссарионовича. Как-то мы мало осмысливаем этот его великий подвиг, иначе я не могу назвать, Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) где-то в апреле 1926 г. "О строительстве социализма в одной отдельно взятой стране". Мы смотрим только с той точки зрения, возможен ли социализм, но не смотрим с другой. Он положил конец деятельности авантюристов, которые гнали Россию на мировую революцию. Номенклатурная жадность началась оттуда. Как только Сталин пресек их деятельность, им в России делать оказалось нечего. Это была демократическая победа Сталина, вся партия пошла тогда за ним. Но побороть их политически он не смог, он их уничтожил физически, и в этом было заложено ядро возможного взрыва.
Когда мы вошли опять в эти турбулентные эпохи, почти невозможно сегодня с точностью сказать, были или не были основания для распада СССР. Никогда не уничтожаются идеи: тот либерализм, который нам прочили, Россия с ним все время экспериментировала, Сталин уничтожил физически. Как только возникла новая пертурбация, опять возникло знамя либерализма.
Я не сомневаюсь, что ни Чубайс, ни Немцов, ни другие, скорее всего, не знали, что такое либерализм. Они шли по чужой программе, а воровской интернационал предложил им хитроумнейшие способы разбазаривания, блестящие, уникальные, их никогда не было в мире. Разбазарить великую страну за четыре года безвластия - это кажется невозможным, но они это сделали. И Россия была отброшена на позиции даже за Февральскую революцию. Вот тут истоки нашей великой трагедии. Август 1991 года вырос из Февраля 1917-го, потому что социализм не смог реализовать себя, потому что он не смог развить достаточную производительность, чтобы обеспечить материальные интересы и выдержать гонку вооружения. Никуда от этого не денешься.
От экономической деградации началась социальная и политическая деградация. Народ оказался мгновенно обманут, потому что как только либералы пришли ко власти, они уже не дали маху, они взяли деньги и тихонько ушли назад. Мы еще находимся в неуправляемом спине, потому что есть противоречия экономических процессов, политической эволюции, демократических процессов.
В чем смысл сегодняшнего дня? Я пытаюсь найти какую-то "серебряную линию на облачке". России нельзя избежать этапа капитализма, Ленин не строил социализм, он четыре года боролся за победу в Гражданской войне. Контуры его социализма были очень зыбкие - всеобщий контроль. А что можно было предложить стране, которая была разорена? Нам надо пройти капитализм, но не западного типа.
Сейчас три типа капитализма в мире: англосаксонский, с инновационной динамикой, рейнский, с великолепной социальной защищенностью и, наконец, азиатский. Нам нужен авторитарный тип капитализма, который сможет выставить на мировой процесс транснациональной корпоративной власти свои корпорации. Я вижу очень робкое начало пути - создание нашей транснациональной корпорации "Газпром". Нам надо подняться до транснациональных корпораций, влияющих на производство мирового богатства.
Я, как человек левых убеждений, считаю, что через какой-то этап, если мы сможем восстановить общественное богатство, накормить людей и дать им работу, мы вернемся к социалистическому пути развития. Но социализм, к которому мы придем, будет совершенно не похож на тот, который был. Он должен быть авторитарного типа, в нем просто в качестве кирпичика будет тот наш трагический опыт семидесяти лет, но мы придем к социализму, когда придет весь мир, и чуть-чуть позднее.
Мы в начале пути в XXI веке, позитивных результатов надо ждать 10-20 лет. Надо анализировать, искать и спорить, потому что формула нового мира, формула развития у нас еще не родилась, мы только-только ее нащупываем. Спасибо.

АНТОНОВИЧ Иван Иванович
д. филос. н., проф. РГТЭУ

www.ni-journal.ru

Док. 530689
Перв. публик.: 09.02.07
Последн. ред.: 09.12.08
Число обращений: 99

  • Антонович Иван Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``