В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ксенофобия в современной России: мифы и реальность Назад
Ксенофобия в современной России: мифы и реальность
Актуальна ли проблема ксенофобии в современной России? Задавая этот вопрос, я рискую навлечь на себя праведный гнев большей части отечественной пишущей братии. Действительно, какие могут быть вопросы, когда нашу страну буквально сотрясают известия об очередных избиениях и убийствах лиц некоренной нации?! Казалось бы, кровь невинных жертв фашиствующих молодчиков вопиет о справедливом возмездии
Тем не менее не все так просто - и на второй и на третий взгляд. Тотальная оппозиционность большей части центральной прессы поневоле настраивает на другой лад - а был ли мальчик? Поверьте, дело не в моих симпатиях и антипатиях к тому или иному СМИ. Просто 15-20 лет назад большая часть отечественной журналистики, по меткому выражению А.Макарова, восприняла классическую максиму Я не привык любить отечество с закрытыми глазами как призыв ненавидеть его, вытаращив глаза. Поэтому единодушный хор, провозглашающий Россию страной, населенной фашистами и ксенофобами, заставляет обратиться к данной теме снова и снова, учитывая мнения, многие из которых не встретить на страницах газет и не услышать с телеэкрана.
Одно из таких высказываний - интервью сотрудника правозащитной организации Порядок и право Сергея Пучковского, опубликованное рядом интернет-сайтов в октябре прошлого года1. Критически оценивая официальные версии убийств студентов в Воронеже и таджикской девочки в Санкт-Петербурге, он указывает, что сегодня в России складывается странная ситуация: любые преступления против иммигрантов из Азии и Закавказья СМИ немедленно объявляют делом рук скинхедов, даже те, которые, как потом выясняется, совершены соплеменниками пострадавшего. Это не только создает довольно опасную тенденцию, когда любой висяк (то есть нераскрытое преступление), жертвами которого стали иммигранты, вешают на первых попавшихся подростков, которых можно объявить скинхедами. Учитывая сегодняшнее состояние российского судопроизводства и наличие социального заказа, этим несчастным, объявленным следствием экстремистами, практически стопроцентно гарантированы огромные сроки. Тем более что, как правило, на роль фашистов подбирают юношей из бедных или неблагополучных семей, которые просто не могут нанять адвоката. Таким образом, тема ксенофобии и национализма приобретает иную - социально-классовую - окраску.
Есть в этом и другая опасность - вокруг иммигрантов создается зона отчуждения, в том числе и правового. Путем гипертрофированной опеки их искусственно отделяют от коренных жителей, препятствуя их ассимиляции. Постоянные крики о фашистской угрозе и ксенофобии россиян заставляют их сбиваться в диаспоры, настороженно, а то и враждебно относиться к окружающим. К чему это приведет, мы можем видеть хотя бы на примере США, где в результате расизма наоборот большинство афроамериканцев практически исключено из сфер производительного труда, развращено различными подачками в виде социальных пособий и твердо убеждено, что белые перед ними во всем виноваты и должны эту вину искупать. Такая ситуация чревата весьма серьезными конфликтами, что, в частности продемонстрировали события в Новом Орлеане, а затем в Париже.
Конечно, сегодня в России существуют очень серьезные проблемы в вопросах межнациональных отношений. Но где их нет? Во Франции? В благополучной Америке? Отнюдь. В тех же США есть немало мест, где черным или же белым американцам лучше не появляться. Но для решения подобных задач нужна не газетная шумиха, а серьезный и ответственный анализ ситуации, свободный от политической конъюнктуры, а затем - последовательные и адекватные действия власти и общества. Постараемся выполнить часть этой задачи, воспользовавшись результатами научных работ.

Данные социологических исследований показывают, что проблема отношений между представителями коренной и некоренной национальности, местными жителями и приезжими явно имеет место. Так, конфликтогенным фактором высокой интенсивности является так называемый национальный вопрос (см. табл. 1)2.
Эти результаты подтверждаются и тем, что на фоне сохраняющегося сравнительно высокого уровня межнациональной терпимости (54,3% имеют точку зрения, что Россия - общий дом для всех населяющих ее народов) происходит рост того, что принято называть охранительным национализмом, для которого питательной средой являются опасения по поводу вытеснения русских из привычного для них жизненного пространства и трансформации традиционной социокультурной среды обитания. Так, за последние 8 лет выросло число не только тех, кто стоит на открыто шовинистических позициях (Россия - для русских), но и число мягких националистов, считающих, что русские несут основную ответственность за судьбу страны, и потому у них должно быть больше прав (см. табл. 2).
В росте вышеперечисленных умонастроений весьма существенна социокультурная составляющая (они не такие как мы; они ведут себя не так, как мы), но она по сравнению с социальной носит, скорее, вторичный характер. В инородцах прежде всего видят представителей экономического сообщества, организованного по этническому признаку (мафии), плотно заполнивших целый ряд жизненно важных экономических ниш и вытесняющих представителей коренного населения на обочину жизни. Особенно болезненно эти процессы воспринимаются в российской глубинке, где каналы социально-экономической реализации и так крайне ограничены, а засилье этнического организованного сообщества способно до предела снизить или вовсе пресечь любую вертикальную мобильность. Не случайно население негативно относится не только к кавказцам, но и к приезжим как таковым.
В последнее время явно обостряется ситуация и в мегаполисах, прежде всего в Москве, где негативный фон по отношению к приезжим и кавказцам даже выше, чем в других типах поселений (см. табл. 3).
Воспринимая же настоящие данные в контексте динамики умонастроений в течение последних пятнадцати лет, социологи отмечают, что русский национализм как значимое идеологическое течение продолжает переживать кризис. Можно сказать, что пик интереса к нему пришелся на 1995-1998 гг., хотя и в тот период не привел к формированию значимых политических субъектов. Пока он продолжает существовать в качестве своеобразного компенсаторного механизма, в основе которого - социальная ущемленность значительной части русского населения. Общая ситуация неблагополучия, являющаяся результатом неолиберальных реформ, подогревает в обществе деструктивные настроения, которые при определенных допущениях могут быть отнесены к националистическим или ксенофобским. Следовательно, причиной негативных явлений, о которых идет речь в этой статье, является вовсе не патологическая ненависть русского народа к приезжим, и в частности к кавказцам, а крайне напряженная социальная обстановка в стране, связанная с политическими и экономическими катаклизмами последних десятилетий.


Анализируя приведенные выше данные, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что при ответе на вопрос, какие противоречия являются самыми острыми, выяснилось, что первые позиции в иерархии межгрупповых противоречий заняли противоречия между богатыми - бедными и русскими - нерусскими (см. табл. 1). Иными словами, эти составляющие негативной стороны в общественном сознании настолько значимы, что вполне возможна их корреляция или взаимопроникновение, а может быть, и взаимное усиление, когда некий зажиточный гражданин некоренной национальности воспринимается по сравнению с нашим, то есть русским богатеем, как враг вдвойне. Последний, безусловно, сукин сын, но он наш сукин сын, как говорил У. Черчилль.
Безусловно, возможны разные интерпретации данного явления - как классовые, так и нравственные. Как видно из результатов того же исследования, линия социального напряжения пролегает именно в плоскости нелигитимности, неправедности нынешнего материального расслоения. В массовом сознании сложился и укрепляется стереотип, что если богатые и сумели чего-то добиться в жизни, то главным образом благодаря блату, связям, а отнюдь не наличию высокой квалификации, знаний и трудолюбия. Представим теперь, что явно замятая властями и СМИ версия о причастности отца убитой таджикской девочки к торговле героином имеет под собой реальные основания. (Известно, что дети часто являются участниками преступлений таджикских и цыганских наркодилеров, поскольку малолетние курьеры, согласно существующему законодательству, не могут быть привлечены к уголовной ответственности.) Неудивительно, что эти и подобные им мигранты воспринимаются местным населением как исчадия ада, а их деятельность вызывает справедливый гнев коренного местного населения.
Вместе с тем возможен и классовый акцент в означенной нами проблеме. Сегодня почти от четверти до 40% россиян открыто заявляют о том, что у них нет никаких шансов, например, получить хорошее образование, престижную работу и т.д. Половине россиян при этом за последние три года не удалось добиться ничего существенного в реализации своих жизненных целей. Если данная тенденция продолжится, то в будущем это сможет иметь серьезные социальные последствия - от окончательной десоциализации представителей одних групп до создания другими закрытых социальных анклавов, живущих по своим собственным правилам и понятиям. Это значит, что отчуждение, уже сложившееся на почве недоверия и неприязни к быстро разбогатевшим представителям этнических сообществ, может укрепиться осознанием, что данное положение дел является следствием рыночных преобразований в экономике, капитализации уклада общественной жизни, при котором выживает сильнейший, в пределе - самый хваткий и циничный.
Возможно, именно здесь кроются причины различных трансформаций российского общественно-политического пространства, не всегда понятных на первый взгляд. Так, некоторые исследователи молодежных неформальных организаций считают, что размеры движения скинхедов сильно преувеличены, а характер их взглядов и убеждений вообще извращен СМИ, выдающими социально-классовые мотивы за расовые и национальные. (На Западе, в частности в Великобритании, движение бритоголовых возникло в 60-е гг. как отряды самообороны рабочей молодежи, отсюда специфическая обувь - высокие ботинки сталеваров с металлическими пластинами в носах. У нас же руководитель Московского бюро по правам человека Александр Брод готов отнести к фашиствующим скинхедам и футбольных болельщиков, и даже сторонников движения Скины против фашизма - есть в России и такие!) Любопытно, что схожего мнения придерживаются и отдельные представители правоохранительных органов, в частности начальник ГУВД г. Москвы В.Пронин, который отметил как наиболее экстремистскую деятельность левых радикальных молодежных организаций, в частности Авангарда красной молодежи (АКМ)3.
Подобные инверсии смыслов и мотиваций возможны и на вполне легитимном общественно-политическом поле, примером тому стали последние выборы в Мосгордуму, когда партия левого толка, претендующая на представительство России в Социнтерне, неожиданно берет на вооружение национальные лозунги, а ее лидер участвует в съемке политической телерекламы, охарактеризованной рядом СМИ как ксенофобская.
Выходит, никакой ксенофобии не существует, а есть трагедия российского народа, брошенного высокомерной и антинародной элитой в водоворот хаотических реформ и дикого рынка, а разрекламированные СМИ скинхеды - просто уличная шпана?


Оставим эти и подобные им загадки для отдельных исследований. Чтобы подвести итог (безусловно, промежуточный) в разговоре о ксенофобских настроениях в нашем обществе, хотелось бы еще раз обратиться к исследованиям социологов. Они постарались разобраться в том, как же самоидентичность россиянина, проявляющаяся в ценностных предпочтениях, претворяется в социально-ролевую идентичность. Иначе говоря, с кем наши сограждане ощущают чувство общности и действительно ли черты враждебности к приезжим и мигрантам занимают в общественном сознании все большее место?
Так вот, проведенное исследование в который уже раз подтвердило склонность российского менталитета к противопоставлению большого и малого социальных миров с отчетливо выраженным тяготением именно к последнему. Самые значимые для россиян группы - семья, дружеский круг, иногда - люди, разделяющие те же верования и взгляды на жизнь, а также коллеги по работе или учебе. В то же время общности, далеко выходящие за пределы ближнего круга и объединяющие людей по объективному сходству их социального положения и (или) интересов, в ходе опроса выделялись нечасто: например, территориальные сообщества жителей одного города или поселка - в одном случае из десяти, а солидарность с гражданами России как таковыми вообще оказалась значимой лишь для каждого двадцатого респондента (см. табл. 4).
Таким образом, можно предположить, что мифическая ксенофобия российского общества есть не что иное, как особый культурный уклад, стремление жить небольшой, но сплоченной группой - общиной. Чувство общности для россиян связано не столько с абстрактным единством нации и народа, сколько с экзистенциальной близостью, сопровождающейся своего рода взаимным эмоциональным резонансом4. Столь значимый для россиян малый круг общения, по-видимому, конституирует не столько исключительно ценимую в западной культуре privacy, сколько сеть личностных контактов и душевного общения. И вполне естественно, что данную душевную общность русский человек охраняет и заботливо возделывает, что со стороны может быть воспринято (и часто воспринимается представителями, например, латиноамериканских народов) как закрытость и некоторая отчужденность от внешнего мира.
Так, может быть, власти и СМИ стоит умерить пыл по выявлению ксенофобских и фашистских настроений в обществе, вместо этого уделить больше внимания обустройству жизни на местах - в регионах, в каждом отдельном селе? Обеспечить людей работой, помочь им реализовать себя в повседневном труде? Дать больше прав органам местного самоуправления, которым проще разобраться в каждом конкретном конфликте? Доверить им и местным Советам определять, кто фашист, а кто патриот, кто националист, а кто - радетель русской народной культуры? Внимательнее прислушиваться к простым людям, а не представителям отдельных правозащитных организаций?5 На месте, как говорится, виднее

1 См., напр.: http://www.pobeda.ru/demograf/rus_fash.html; http://www.analysisclub.ru/index.php? page=iraq&art=2246; http://segodnia.ru/?part=article_ print&id=1313; http://www.dpni.org/index.php?0++2163 и др.
2 Здесь и далее приводятся выдержки из аналитического доклада ИСПИ и ИКСИ РАН Богатые и бедные в современной России (http://www.ispr.ru/SOCOPROS/socopros700.html).
3 См.: http://www.kolokol.ru/pogroms/83627.html.
4 См.: Аналитический доклад ИСПИ и ИКСИ РАН Богатые и бедные в современной России (http://www.ispr.ru/SOCOPROS/socopros700.html).
5 Когда заканчивалась работа над этим материалом, ФСБ РФ сообщило о ликвидации шпионского канала поступления средств для финансирования ряда НКО в России, например Фонда Евразия.

АГОШКОВ Андрей Валериевич
к. фил. н., ст. н. с. ИСПИ РАН

www.ni-journal.ru

Док. 530638
Перв. публик.: 09.01.06
Последн. ред.: 09.12.08
Число обращений: 102

  • Агошков Андрей Валериевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``