В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Нужна ли стране общероссийская патриотическая идеология? Назад
Нужна ли стране общероссийская патриотическая идеология?
Мучительные попытки России самоидентифицироваться в окружающем (зачастую враждебном) мире, выстроить новую модель российской государственности, опираясь на мощный культурно-цивилизационный фундамент, заставили современных политиков, исследователей и публицистов обратиться к теме патриотизма.
Значительное место этой проблеме уделено и в посланиях Президента России В.В. Путина Федеральному собранию. "Убежден, что развитие общества немыслимо без согласия по общим целям, - отмечалось в Послании 2000 г. - И эти цели - не только материальные... Единство России скрепляют присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общая историческая память... Демократическое устройство страны, открытость новой России миру не противоречат нашей самобытности и патриотизму, не мешают находить собственные ответы на вопросы духовности и морали... Главное - понять, в какую Россию мы верим и какой хотим мы эту Россию видеть"1 .
Обеспечение духовно-нравственного единства общества, снижение степени идеологического противостояния, возрождение истинных духовных ценностей российского народа, упрочение единства и дружбы народов Российской Федерации является целью разработанной Правительством Российской Федерации Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы"2 .
Проблема отмечена Президентом и Правительством совершенно верно - наличие в общественном сознании постсоветской России глубоких противоречий, не позволяющих населению сплотиться ради вывода страны из кризиса. Можно ли преодолеть этот раздрай? С нашей точки зрения, можно. И таким способом ликвидации общественного раскола может стать ясная формулировка конечной цели проводимых в обществе реформ в виде общероссийской патриотической идеологии - некоего надэтнического концепта (выражаясь современным языком - общенациональной идеи), охватывающего своим содержанием как материальные, так и духовные стороны жизнедеятельности общества.
Необходимость выработки единой патриотической идеологии, на наш взгляд, ни в коей мере не противоречит статье 13 Конституции Российской Федерации об идеологическом многообразии в России и невозможности признания одной идеологии в качестве государственной3 , ибо, как явствует из содержания Основного Закона страны, речь там идет о недопущении господства единой партийной идеологии. Что же касается будущей общероссийской патриотической концепции, она, как представляется, может и должна заполнить образовавшийся после распада СССР идеологический вакуум, сцементировав и объединив тем самым современное общество вокруг общезначимых для всех ценностей. Можно отметить два ключевых момента, без которых общероссийский патриотический концепт немыслим.
Момент первый. Формулировка патриотической идеологии невозможна без понимания сущности патриотизма. Исходя из этого, одной из важнейших проблем исследования является соотношение патриотизма с такими сопряженными с ним явлениями общественного сознания, какими выступают национализм, шовинизм, интернационализм и космополитизм.
Это тем более необходимо сделать, поскольку вплоть до настоящего времени диапазон мнений в данном вопросе остается весьма широким. В частности, по утверждению американского исследователя К. Хейса, патриотизм вместе с национальной принадлежностью составляет современный национализм4 .
С подобной постановкой вопроса категорически не согласен российский философ В. Келле, полагающий, что "чувство Родины, ощущение принадлежности к своей нации, ее культуре, традициям и обычаям, бережное отношение к языку, идея защиты государственных интересов страны, как и стремление активно способствовать ее прогрессу и процветанию, ничего общего с национализмом не имеют"5 .
Противопоставление патриотизма национализму наблюдается и в работах других отечественных и зарубежных исследователей, рассматривающих в качестве сущности патриотизма национальное самосознание6 . "Патриотизм, - отмечает Ли Йын Хен, - строго говоря, невозможен без национального сознания, которое связано с нацией". Вместе с тем исследователь подчеркивает, что патриотизму чужды проповедь национальной исключительности, национальный нигилизм. "Патриотизм не считает зазорным заимствовать все лучшее у других народов, но и не склонен забывать о ценных традициях своего собственного народа, его национальных интересах и национальном "лице"7 . Последний тезис автора является особенно важным, поскольку, наряду с национализмом, позволяет выделить противоположность патриотизма - "национальный нигилизм".
Национальный нигилизм (космополитизм) и гипертрофированные представления о своей нации, противопоставляющие национальное общечеловеческому, отечественное - интернациональному (шовинизм), называются антиподами патриотизма и в ряде справочников по политической науке8 .
Однако данная точка зрения разделяется далеко не всеми авторами политологических словарей. Так, например, энциклопедический словарь по политологии трактует шовинизм как "чрезмерный до неразумия патриотизм"9 . Тенденция отождествления патриотизма и шовинизма наблюдается и в некоторых других обществоведческих работах.
Впрочем, данная позиция является скорее исключением, чем правилом. Противопоставление патриотизма национализму, отождествляемому с национальным высокомерием и национальной ограниченностью, является наиболее распространенным тезисом как в советской, так и в современной отечественной общественной науке.
С другой стороны, общим местом работ советских ученых являлось утверждение о диалектическом единстве патриотизма и интернационализма. Особого внимания в этой связи заслуживает мнение Р.Я. Мирского, отмечающего, что в отрыве друг от друга патриотизм и интернационализм деформируются, соответственно, в национализм и космополитизм10 . Весьма любопытным в данном утверждении является идея о признании космополитизма и национализма не просто противоположностями, а именно деформациями патриотизма.
Существование различных, порой диаметрально противоположных, точек зрения на соотношение патриотизма, национализма, шовинизма, интернационализма и космополитизма связано, очевидно, с неоднозначным у разных исследователей пониманием терминов, и прежде всего термина "национализм".
Еще русский философ Н.А. Бердяев отмечал двойственность национализма - его агрессивную, зоологическую, разрушительную сторону и вместе с тем - творческий, созидательный характер11 . Причиной подобной двойственности понимания национализма является, на наш взгляд, неправомерное его отождествление с шовинизмом, как в прошлом, так и в настоящем12 .
В действительности в современном этнополитическом развитии наблюдаются две тенденции - к дифференциации и интеграции, - реализуемые, соответственно, в национализме и интернационализме, которые в свою очередь отчуждают* от себя шовинизм и космополитизм
Это дает основание понимать под национализмом проявление национального самосознания, духовного и культурного возрождения нации, защиту национальных интересов и ценностей; а под шовинизмом - враждебную национализму силу, связанную с идеями о национальной исключительности, превосходстве одной нации над другой и сопряженной с этим агрессивности.
Подобным же образом соотносятся и понятия "интернационализм" и "космополитизм". При этом под интернационализмом следует понимать проявление уважения к культурному своеобразию других наций, к их национальным интересам; готовность развивать сотрудничество с этими нациями в политической, экономической, культурной сферах; под космополитизмом - враждебную интернационализму силу, отвергающую национальное своеобразие, национальную культуру и суверенитет; проповедующую безразличное отношение к Отечеству и требующую установления "мирового государства" и "мирового гражданства"13 .
Разграничив, таким образом, понятия "национализм" и "шовинизм", "интернационализм" и "космополитизм", можно перейти к выяснению этнополитической сущности патриотизма. Как справедливо полагают исследователи Ж.Г. Голотвин и Р.Я. Мирский, в подлинном патриотизме объективно сочетаются национальное и интернациональное14 . А поскольку, как было отмечено выше, говоря о национальном, следует иметь в виду национализм, то, по закону диалектики о единстве и борьбе противоположностей, сущностью патриотизма как явления общественного сознания следует считать диалектическое единство двух противоположных явлений общественного сознания - национализма и интернационализма.
Действительно, в такой многонациональной стране, как Россия, общероссийский патриотизм попросту невозможен без указанного сочетания национализма и интернационализма. Так, например, равновесие "русской идеи" с идеей уважения к культуре, обычаям и своеобразному историческому пути других народов может служить оптимальной моделью взаимоотношений русской нации с другими народами России, способной обеспечить сохранение русского своеобразия в сочетании с цивилизационно-культурными особенностями иных наций. Более того, такой синтез закономерно не только приведет к взаимообогащению культур без ущемления национальной гордости этносов, но и может послужить катализатором новых достижений в духовной сфере жизни общества.
Вместе с тем необходимо отметить, что патриотизм существует только при равновесии двух составляющих: национализма и интернационализма. Если в патриотизме усиливается национальное начало, то он с неизбежностью переходит в свою противоположность - шовинизм. В этом случае, как совершенно верно отмечал выдающийся русский мыслитель В.Г. Белинский, "патриотизм будет китаизмом, который любит свое только за то, что оно свое, и ненавидит все чужое за то только, что оно чужое, и не нарадуется собственным безобразием и уродством"15 . С другой стороны, если в патриотизме, в свою очередь, слишком усиливается интернациональная составляющая, то он переходит в свою другую противоположность - космополитизм.
Таким образом, патриотизм сознания является сложной динамической системой, нормально функционирующей только при условии органической взаимосвязи двух ее составляющих - национализма и интернационализма.
И второй момент, без которого невозможно представить себе общероссийскую патриотическую идеологию. Учитывая, что, как видно из многочисленных социологических опросов, большинство россиян отдают предпочтение такому способу организации политической жизни, как демократия (в различных ее модификациях), ядром политической составляющей общероссийской патриотической идеологии должна "идея демократии". При этом, во избежание противоречий, необходимо сделать акцент на базовых компонентах демократии - широком самоуправлении населения, действенности института общественного контроля над властью, честных и альтернативных выборах и т.д.
Как нам представляется, учет этих двух моментов - поддержание баланса между национализмом и интернационализмом и опора на широкое понимание демократии - позволит сплотить бoльшую часть населения страны для решения совместными усилиями стоящих перед современной Россией задач. Таким образом, единая общероссийская патриотическая идеология не только не будет вредна Российской Федерации, но, напротив, принесет огромную пользу Отечеству.

1 Какую Россию мы строим: Выступление В.В. Путина при представлении ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 8 июля 2000 г.//Российская газета. 2000. 11 июля. С. 3.
2 См.: Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы"//Российская газета. 2001. 12 марта. С. 5.
3 См.: Конституция Российской Федерации. Ст. 13.
4 См.: Троицкий Е.С. Патриотизм - движущая сила преодоления кризиса российского общества//Патриотизм: общероссийский и национальный. Истоки. Сущность. Типология. М., 1996. С. 13.
5 Келле В. Национализм и будущее России//Альтернативы. 1996. N 1. С. 74.
6 См.: Поздняков Э.А. Нация. Национализм. Национальные интересы. М., 1994. С. 61; Росенко М.Н. Патриотизм и общенациональная гордость советского народа. Л., 1977. С. 21.
7 Хен Л.Й. Влияние этнических процессов на патриотическое сознание//Социально-политический журнал. 1996. N 2. С. 210, 215.
8 См.: Патриотизм//Политологический словарь: В 2ч. М, 1994. Ч. 1. С. 165; Патриотизм //Введение в политологию: Словарь-справочник/Сост. Г.Л. Купряшин, Т.П. Лебедева, Г.И. Марченко и др. Под ред. В.П. Пугачева. М., 1996. С. 160.
9 Шовинизм//Политология: Энциклопедический словарь/Общ. ред. и сост. Ю.И. Аверьянова. М.,1993. С. 396.
10 См.: Мирский Р.Я. Патриотизм советского человека: интернационализм, гражданственность, труд. М., 1988. С. 138.
11 См.: Бердяев Н.А. Судьба России//Русская идея. Судьба России. М., 1997. С. 303-304, 305-307.
12 Ср.: Национализм, шовинизм//Большая Советская Энциклопедия/Гл. ред. Б.А. Введенский. 2-е изд. Т.29. М.,1954. С.287; Т.48. М.,1957. С.131.
13 См.: Интернационализм; космополитизм//Большая Советская Энциклопедия/Гл. ред. Б.А. Введенский. 2-е изд. Т. 18. М., 1953. С. 296; Т. 23. М., 1953. С.113; Каспэ С. Национализм и космополитизм в современном мире: Реферат//Свободная мысль. 1993. N 4. С. 19, 20; Константинов Ф.Т. Проблемы интернационализма и патриотизма в современной идеологической борьбе//Философия и современность: К 75-летию лауреата Государственной премии академика Марка Борисовича Митина. М., 1976. С. 105.
14 См.: Голотвин Ж.Г., Мирский Р.Я. Традиции советского патриотизма. М., 1975. С. 138.
15 Белинский В.Г. Стихотворения М. Лермонтова//Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. Т.4. М., 1954. С.489.

* Под отчуждением мы будем понимать процесс, характеризующийся превращением явления в самостоятельную, враждебную данному явлению, силу (См.: Отчуждение//Философский словарь /Под ред. И. Т. Фролова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.,1991 - С.328).

Андрей Вячеславович АБРАМОВ
канд. полит. н., старший преподаватель Московского государственного областного университета

www.ni-journal.ru

Док. 530616
Перв. публик.: 09.01.04
Последн. ред.: 09.12.08
Число обращений: 175

  • Абрамов Андрей Вячеславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``