В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Аукуционек: Дефицит мощностей: зло или благо? Назад
Сергей Аукуционек: Дефицит мощностей: зло или благо?
Только тогда, когда запас свободных мощностей будет наконец исчерпан и их загрузка повысится хотя бы до 80-90% от нормального уровня, у российской промышленности появится внутренний стимул к расширению основных фондов, а значит, и к масштабным инвестициям
Сергей Аукуционек

Общим местом сегодняшних экономических дискуссий являются сетования на нехватку инвестиций, сдерживающую экономический рост. Основные фонды изношены, они быстро выбывают, и осуществлять прирост выпуска продукции становится не на чем. Насколько обоснованы подобные опасения?

Если для простоты оставить в стороне возможность увеличения выпуска за счет повышения производительности труда, то тезис о нехватке мощностей как об ограничителе роста был бы более или менее верен лишь с одним важным уточнением - если мы говорим о социалистическом плановом хозяйстве. То есть о системе, для которой экстенсивное расширение производства являлось одним из главных приоритетов и задавалось не действием частного интереса, а принуждением сверху, необходимостью выполнять спускаемые планы.

В рыночной экономике действует совсем другая логика, и механизм воздействия инвестиций на экономический рост иной, чем в плановом хозяйстве. Он действует со стороны прежде всего спросовых, а не физических ограничений. Вялость инвестиционного процесса здесь тормозит рост не потому, что не восполняется убыль производственных мощностей. А потому, что не создает повышенного спроса на инвестиционные товары и услуги. В итоге весь совокупный спрос оказывается ниже, чем мог бы быть, и в соответствии с этим замедляется рост производства. Что же касается реальных физических ограничений на объем выпуска, то до них в рыночной экономике дело, как правило, никогда и не доходит. Достаточно сказать, что загрузка производственных мощностей в промышленности развитых стран редко когда достигает 90%. Обычно же она колеблется около 80%.

Российская рыночная экономика, несмотря на младенческий возраст, в полной мере обладает той же особенностью, что и ее старшие "сестры". По данным опросов "Российского экономического барометра" (РЭБ), около 60% руководителей промышленных предприятий указывали на недостаток спроса как на одну из главных причин, ограничивающих выпуск продукции на их предприятиях в 2002 году. В то же время для производственных мощностей соответствующий показатель был в десять раз (!) ниже - всего лишь 6%. В перспективе на ближайшие двенадцать месяцев 43% руководителей считают объем производственных мощностей у себя на предприятиях избыточным и лишь 8% - недостаточным.

Если вспомнить, что в среднем за 2002 год загрузка производственных мощностей в нашей промышленности так и не перешагнула 70процентный рубеж, то ничего удивительного в этих данных нет. Запас незадействованных основных фондов все еще весьма велик, хотя круг предприятий с высоким уровнем загрузки оборудования в последние два-три года быстро расширяется. Например, в 2001 году с загрузкой 100% и более работало уже каждое седьмое, а с загрузкой 90% и более - каждое четвертое предприятие выборки РЭБ. Для сравнения: в 19971998 годах соответствующие показатели были в два раза ниже.

Любопытно, однако, отметить, что даже среди тех производителей, у которых производственные мощности загружены на 100% нормы и выше, их объем все равно не является фактором, лимитирующим выпуск. На дефицит мощностей как на один из главных ограничителей выпуска продукции указывают лишь 15% руководителей предприятий этой подгруппы.

Было бы, впрочем, неверным делать вывод, что дефицит оборудования не играет вообще никакой роли. Играет, но не совсем ту, какую ему обычно приписывают. Его тормозящее влияние на выпуск действительно малоощутимо. А вот роль стимулятора инвестиций, напротив, весьма заметна. Так, по данным РЭБ, в 2001 году реальный объем мощностей в группе предприятий с загрузкой 100% и выше вырос примерно на 5%. А в группе с загрузкой менее 80% он, как и на протяжении 90х годов, продолжал снижаться.

Сопоставление двух разнонаправленных проявлений дефицита мощностей приводит к выводу, что до сих пор он не столько тормозил, сколько стимулировал экономический рост. И, как это ни парадоксально звучит для тех, кто все еще мыслит категориями планового хозяйства, росту нашей экономики до сих пор препятствовал не недостаток, а, напротив, избыток незадействованных мощностей. По меркам нормальной рыночной экономики этот избыток был беспрецедентно велик, и его наличие существенно подавляло стимулы инвестиционной активности. Только тогда, когда запас свободных мощностей будет наконец исчерпан и загрузка повысится хотя бы до 8090% от нормального уровня, у российской промышленности появится по-настоящему сильный внутренний стимул к расширению основных фондов, а значит, и к масштабным капиталовложениям, способным обеспечить устойчивый и долгосрочный экономический рост.


"Эксперт" N43 (349)/18 ноября 2002

Док. 530476
Перв. публик.: 18.11.02
Последн. ред.: 09.12.08
Число обращений: 224

  • Аукуционек Сергей Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``