В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
АНДРЕЙ ЛИХАЧЁВ - ЧЕЛОВЕК ГОДА Назад
АНДРЕЙ ЛИХАЧЁВ - ЧЕЛОВЕК ГОДА

 
В конце декабря 2002 года наш коллега Андрей Лихачёв, генеральный директор "Ленэнерго" был удостоен национальной премии "Человек года" в номинации "Лицо Петербурга".
Мы сердечно поздравляем Андрея Николаевича и представляем вашему вниманию одно из его интервью.
 
 
 
 
 
 
 
ЛЕНЭНЕРГО -- ОПЫТ ВЛАСТИ
интервью журналу "Огонёк", N 49 (4724)
 
  КРАТКАЯ СПРАВКА
 
Андрей Николаевич Лихачев, родился 13 октября 1965 года. Окончил школу с золотой медалью. Выпускник Ленинградского государственного университета, окончил факультет прикладной математики и процессов управления. Достиг серьезных успехов в легкой атлетике. Когда пришлось выбирать между учебой и спортом, выбрал учебу. Но любовь к "королеве спорта" сохранил до сих пор. В начале перестройки был избран депутатом Кировского районного Совета народных депутатов, где стал председателем комиссии по предпринимательской деятельности и самым молодым членом президиума райсовета. В 29 лет по рекомендации тогдашнего заместителя мэра В.В. Путина становится главой Петродворцового района г. Санкт-Петербург. В 33 года стал вице-губернатором Питера. Ушел из-за несогласия со сворачиванием жилищной реформы. В 1999 году был приглашен возглавить "Ленэнерго".
Женат, двое детей: сын и дочь.

-- Андрей Николаевич, а что это за история с революционными изменениями в работе с предпринимателями, которые вы придумали в бытность свою председателем Кировской районной комиссии по предпринимательской деятельности?

-- Фактически, это был мой первый серьезный опыт во власти. Эта комиссия была призвана в том числе заниматься регистрацией вновь нарождающегося бизнеса. До того эти вопросы решались на заседаниях президиума райсовета голосованием, причем те, кто голосовал против, зачастую не могли аргументировать свое решение. Некоторым просто не нравилось название. Тогда все регистрировавшиеся предприятия включали в свои уставы все возможные виды деятельности, что не устраивало некоторых чиновников, они требовали пригласить предпринимателя и объяснить, почему он включил ту или иную деятельность в устав. Таких предприятий регистрировалось десятки за неделю. Мы вместе с моим заместителем Владиславом Кузминовым тогда первыми в стране придумали схему, по которой юрист проверял поступающие документы: если они не противоречили действующему законодательству, вносилась соответствующая запись в реестр и свидетельство выдавалось на руки учредителю. Вся процедура занимала два часа. Помню, пришел один человек, который просил быстро зарегистрировать фирму и готов был материально "простимулировать" регистрацию. Ему было сказано, что в его случае все будет решаться в общем порядке. Человек был просто поражен, что "общий порядок" -- это два часа, он считал до этого, что "срочно" -- это несколько дней. Потом я встречал бланки свидетельств о регистрации, сделанные по нашему образцу. Я считаю, что первыми в стране были мы.

-- Вам предлагали взятки? Ведь в то время сфера приватизации госимущества была объектом повышенного внимания со стороны криминальных структур, а вы как раз занимались малой приватизацией.

-- А как же без этого! Правда, случилось это один раз. Как-то ко мне пришли люди с плохо скрываемым кавказским акцентом и угрожая стали требовать оформить приватизацию какого-то магазина. Я сказал им: "Вот вам чистый лист бумаги с моей подписью, можете писать там все, что угодно". Они спросили: "Сколько стоит?" Я сказал: "Мне десять лет. А вы не получите ни кирпича, потому что право на собственность у нас зависит не от подписи чиновника, а от обладания скучной бумагой, которая называется "Свидетельство о собственности", которая выдается не чиновником КУГИ, а Фондом имущества РФ или Санкт-Петербурга с соответствующим реестровым номером на основании результатов аукциона". Больше таких инцидентов не возникало.

-- Говорят, это ваша заслуга в том, что восстановили наконец-то такой прекрасный памятник культуры, как Петергоф?

-- Ну что вы! Истинный "виновник" этого -- директор заповедника "Петергоф" Вадим Валентинович Знаменов. Он четыре десятка лет отдал Петергофу, сумел восстановить Большой каскад в 1987 -- 1996 гг., в самые сложные времена. У нас сразу сложились с ним хорошие отношения, каждый год в Петергофе открывался новый объект. Последний из четырех каскадов восстановлен в этом году. Знаменов, на мой взгляд, достоин не меньшего уважения чем те, кто строил Петергоф.

Петергоф в 1997-м занял первое место на конкурсе благоустройства среди районов Петербурга и был выдвинут на всероссийский конкурс самого благоустроенного города России. Итоги конкурса подводились 16 октября, а за день до этого был подписан приказ о моем переводе на работу в КУГИ, а Петергоф стал лауреатом конкурса.

-- В 1997 году вы вновь вернулись на работу в Комитет по управлению имуществом города. В чем причина?

-- Тут надо начать с начала. В августе 1997-го не стало Михаила Маневича. Председателем комитета стал Герман Греф. Еще весной и Маневич и Греф звали меня в КУГИ заниматься жилищной реформой, имущественными отношениями. Я все отказывался, ссылаясь на неотложные дела в Петергофе. В октябре я решил, что должен вернуться в КУГИ и заниматься в первую очередь жилищной реформой и кураторством целого ряда направлений. Мы хотели, чтобы исчез дефицит услуг в жилищной сфере.

А отчего он возникает? От того, что в процесс вмешивается государство, считая, что обслуживание домов -- это социальная милость, а не насущная потребность. А дареному коню, как известно... Хорошо известно, что там, где вмешивается государство, там дефицит, там распределение, нехватка для всех и плохое качество у тех, кому хоть что-то досталось. Мы предполагали сделать эту сферу сферой рыночных отношений, на конкурсной основе выбирать подрядчика по обслуживанию жилищного фонда.

-- Но, позвольте, если жилищная реформа станет сферой рыночных отношений, то цены на все услуги жилищников вырастут.

-- Это правда. Но тут есть одно принципиальное "но". Да, конечно, цена вырастает, но, те, кто достаточно зарабатывает, должны платить за эту услугу, а те, кто не в состоянии оплатить, должны получать помощь со стороны государства в виде дотаций и компенсаций. Кстати, в ведение КУГИ жилищная реформа попала после двукратного неудачного повышения тарифов в феврале 1997-го, проведенного нашими "коммунальщиками". Несмотря на то, что это повышение цен спасло жилищную сферу, оно было абсолютно неподготовленным и болезненным -- тысячи людей буквально плакали от негодования. Мы открыли пункты по расчету и начислению компенсаций. Настояли на том, что услуга по обслуживанию жилья должна быть рыночной. Ведь нет никаких аргументов, чтобы мириться с существующим состоянием жилищного фонда. А первым шагом, чтобы изменить ситуацию, на мой взгляд, является создание рынка услуг по обслуживанию жилья. И не надо этого бояться. Боялись уже рынка хлеба, молока и т.д. Другое дело, что к этому должны быть готовы  государственные власти, чтобы вовремя обеспечить компенсации и дотации тем, кто не может оплатить услуги.

Парадокс: к началу XXI века в культурной столице России, претендующей на звание культурной столицы мира, мы не в состоянии обустроить свое собственное жилище. Это не просто стыдно -- это позорно и недопустимо. Начинать надо не с экономики "вообще", российской или мировой, а со своего собственного дома. От этого и нужно плясать, как от печки.

-- Правду ли говорят, что вы, работая в мэрии города, занимаясь жилищной реформой, сами жили в однокомнатной квартире?

-- Вряд ли кто-то в это поверит, но это действительно так.

-- А все же, что помешало вам провести жилищную реформу в Питере так, как вы ее видели?

-- Тут, как это часто бывает в России, необходимость подменилась целесообразностью. Когда мы были уже готовы, чтобы реализовать реформу, вмешалась политика. Губернатора можно понять -- у него приближались выборы. На жилищную реформу понадобились бы средства на компенсации. Наверняка нашлись бы политические силы, которые бы использовали против губернатора повышение цен на услуги жилищников. Итак, жилищная реформа была остановлена. Когда я понял, что реформ не будет, у нас состоялся достаточно откровенный разговор с губернатором. Он мне предлагал не уходить, дождаться окончания выборов. Я ответил, что до выборов еще год и я не понимаю, зачем мне находиться в администрации, если мы не делаем то, что нужно делать.

Мне только остается сожалеть, что само понятие жилищной реформы осталось загубленным и затасканным. При упоминании этого словосочетания многие вздрагивают. В этом смысле чувствую и свою вину: не дожал, не смог объяснить необходимость.

-- Андрей Николаевич, вы принадлежите к "питерской команде", а как вы стали директором "Ленэнерго"?

-- На работу в "Ленэнерго" меня пригласил Анатолий Борисович Чубайс. Надо признать, что решению о моем назначении противились многие, да и сейчас есть масса недовольных. Это так называемые специалисты по зачетам. На момент моего прихода в "Ленэнерго" расчеты деньгами составляли 20 -- 25%. При обороте в 25 млн. долларов в месяц 75 -- 80% зачетами -- это 18 -- 20 млн. долларов. При навыках отдельных специалистов в области зачетов их заработки достигают умопомрачительных размеров -- от 10 до 50 и более процентов. Поэтому нетрудно себе представить, какие деньги тогда ежемесячно уходили через "Ленэнерго" в теневую часть экономики. Сегодня мы фактически поставили заслон перетеканию денег из "белого" обращения в "темное" в нашем городе размером, по нашим оценкам, примерно 10 млн. долларов в месяц.

-- Как вы сейчас оцениваете ситуацию в питерской электроэнергетике?

-- Я люблю работу, которая позволяет увидеть конкретный результат. А когда находишь красивые решения в сложных ситуациях, получаешь большое удовольствие. Так, рост капитализации производства в "Ленэнерго" увеличился с 60 до 200 млн. долларов в год. А общероссийский тренд капитализации производства не позволил бы нам превысить 120 млн. Рост оборота компании впервые за последние годы превысил темпы инфляции. В "Ленэнерго" сейчас не знают, что такое задержка зарплаты, а когда я пришел, задержка составляла около двух месяцев. Но есть и проблемы.

-- Вы имеете в виду один из главных конфликтов 2001 года, связанный с созданием ОАО "Санкт-Петербургские электрические сети", где в противостояние оказались втянуты ОАО "Ленэнерго" и администрация Петербурга. В чем причины?

-- Причина проста: между производителем электроэнергии "Ленэнерго" и потребителем -- жителями и предприятиями города -- был искусственно создан посредник -- "ОАО "Санкт-Петербургские электрические сети". Создан он был администрацией города. Так вот этот посредник закупает электроэнергию у "Ленэнерго" по заниженным тарифам (согласно распоряжению Региональной энергетической комиссии) и перепродает ее потребителю по совсем другим ценам, гораздо более высоким. Это, конечно, безумно рентабельное дело -- ничего не делать и получать прибыль. Мы, естественно, против, хотя бьет это в первую очередь не по нам, а по потребителям.

-- По итогам 2000 года "Ленэнерго" вошло в тридцать крупнейших компаний России, а его руководство в топ-лист тысячи менеджерских команд мира. Причины этого успеха в команде? В стиле руководства? В нахождении нестандартных решений?

-- Все вместе это и есть правильный менеджмент. Мы учимся хорошо управлять. И, судя по результатам, пока получается.


Позиции "Ленэнерго" на международном финансовом рынке серьезно укрепились: 5 октября 2000 года компания Лихачева получила решение Комиссии по ценным бумагам США, которая фактически разрешила реализацию программы размещения американских депозитарных расписок. А это уже напрямую открывает дорогу на американский финансовый рынок. Американцы, как люди практичные, оценили такой фундаментальный показатель успешного менеджмента, как рост капитализации компании, который составил 180 млн. долларов за год. Рост оборота компании впервые за последние годы превысил темпы инфляции.

По мнению финансовых аналитиков, по уровню дивидендного дохода, который может достигать 23%, акции энергетических компаний выглядят очень привлекательно. Аналитики ожидают увеличения чистой прибыли энергетиков, но в свете предстоящей реструктуризации отрасли считают энергоакции рискованным вложением. Сейчас наиболее привлекательными экономисты считают "префы" "Башкирэнерго", "Ленэнерго", "Удмуртэнерго", "Красноярскэнерго", "Ярэнерго", чьи дивиденды выше, чем в среднем по отрасли.

 

Фотография ИА "Росбалт"

 



Док. 530466
Перв. публик.: 09.12.03
Последн. ред.: 09.12.08
Число обращений: 205

  • Лихачев Андрей Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``