В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Макушок: Загребает невидимая `рука рынка` Назад
Иван Макушок: Загребает невидимая `рука рынка`
Правительство одобрило тихую катастрофу отечественного ВПК

Месяц август для "новой России" традиционно богат катастрофами. Некоторые из них - например, ГКЧП, дефолт или гибель "Курска" - сразу становились известны не только нашей стране, но и всему миру. Но, помимо этих "громких" катастроф, существуют катастрофы "тихие", которые происходят на первый взгляд незаметно, последствия их проявляются не сразу, однако в конечном итоге оказываются порой даже более разрушительными и непоправимыми.

К числу таких "тихих" катастроф можно отнести подписанное премьер-министром М. Касьяновым 21 августа распоряжение правительства о программе приватизации на 2004-2006 годы. Почти за три тысячи предприятий, фактически треть оставшейся федеральной собственности, ребята из "властной вертикали" намерены получить в бюджет целых 110 миллиардов! "Долларов?" - спросите. Нет, рублей! В среднем по 37 миллионов "деревянных" за единицу собственности, чуть больше, чем миллион долларов...

И продаваться за эти "гигантские" деньги будут вовсе не артели по производству хомутов, продовольственные магазины или ремонтные мастерские. Цитирую текст официального сообщения: "В 2004 году будет продолжена приватизация пакетов акций акционерных обществ машиностроения, энергостроительного комплекса, химической, нефтехимической и атомной промышленности, морского, автомобильного и воздушного транспорта, связи, хлебопродуктообеспечения, непроизводственной сферы, а также ФГУПов машиностроения, воздушного транспорта, геологии, птицеводства и животноводства (за исключением осуществляющих селекционно-племенные работы). В следующем году будут предложены к приватизации все федеральные пакеты акций акционерных обществ нефтегазового строительного комплекса, угольной и топливной промышленности, АО, осуществляющих геофизические услуги в нефтегазовом комплексе, акционерных обществ металлургической, автомобильной, часовой, пищевой, перерабатывающей и легкой промышленности, лесопромышленного комплекса, хладокомбинатов, кредитных организаций, а также акционерных обществ рыболовства (за исключением предполагаемых к включению в перечень стратегических предприятий и акционерных обществ, утверждаемый президентом)".

Иными словами, наше демократическое государство не хочет управлять имеющейся у него собственностью - даже приносящей весомую прибыль. Ведь при нынешней мировой конъюнктуре предприятия нефтегазовой отрасли, электроэнергетики и т. п. прибыльны априорно. Что, государству не хватает денег? Да оно сегодня, если верить официальной статистике, просто купается в них! Одни только золотовалютные резервы выросли в пять раз с 1999 года, достигнув почти 65 млрд. долл., нераспределенные сверхплановые доходы бюджета за 2000-2002 годы зашкалили за 5 млрд. долл., и правительство устами своего министра финансов и вице-премьера Алексея Кудрина заявляет о необходимости изыскать в 2004 году "дополнительные механизмы стерилизации денежной массы". А тут какие-то 3,5 миллиарда за три года...

Значит, либо одна из заявленных в обосновании программы целей: "формирование доходов федерального бюджета" - откровенное лукавство, либо ложь - информация о благополучии путинской России. На выбор. Но посмотрим на другие цели. "Приватизация в 2004 - 2006 годах федерального имущества, которое не используется для обеспечения функций и задач государства". Если функцией и задачей государства является обеспечение безопасности своих граждан и территориальной целостности страны, что записано в Конституции РФ, то каким образом и для чего могли быть исключены из "запретного" для приватизации списка такие оборонные предприятия, как "МиГ", ПО "Квант", рыбинское КБ "Луч", самарский НИИ "Экран" и другие, видимо, проходящие под графой "машиностроение"?

Российская "оборонка" является одной из важнейших опор не только безопасности государства, но и ее экономического благополучия. Норма добавленной стоимости, как и во всяком высокотехнологичном производстве, здесь на порядок, а то и на несколько порядков выше, чем в добывающих отраслях. Кроме того, общепризнано, что именно в военной промышленности внедряются и отрабатываются новейшие технологии, затем находящие, как правило, и гражданское применение. И спрос на продукцию отечественной "оборонки" в мире достаточно высок, особенно после агрессии США в Ираке. В 2002 году стоимость российского экспорта вооружений составила 4,8 млрд., долларов, и это далеко не предел. Вместо спрогнозированного экспертами падения объемов в этом году они могут превысить 5 млрд. долл.

Другое дело, что основой российского военного экспорта, что еще раз продемонстрировал широко разрекламированный МАКС-2003, продолжают оставаться разработки советского времени - на создание новых, как всегда, "нет денег". Денег, которые через разветвленную схему "посреднических" фирм уходят в чьи-то весьма конкретные карманы. Взять те же поставки в КНР, объем которых превышает миллиард долларов в год. По схемам клиринговых расчетов товары не завозятся в Россию, а продаются в третьих странах, что превращает до 50% стоимости контрактов в доходы агентов и посредников. Или другой пример. За период 1996-2000 годов от экспорта зенитных ракетных систем С-300ПМУ и ПМУ1 было получено около миллиарда долларов. На долю головного разработчика системы, ЦКБ "Алмаз", за фактически выполненные работы, гарантийный надзор и в качестве авторского вознаграждения досталось всего 1,7 млн. долларов, или 0,17% этой суммы. За те же годы Минобороны не заказало ни одного современного зенитного ракетного комплекса, разработанного "Алмазом". Затраты на закупку вооружений в 2003 году составят 118 миллиардов рублей (менее 4 млрд. долларов) вместо запланированных 188 миллиардов. Для сравнения - министерство обороны США в 2002 году потратило 170,8 млрд. долл. на закупку оружия, техники, снаряжения, услуг и т.д., что на 26,1 млрд., долл. больше, чем в 2001 году, и более чем в 40 раз превышает аналогичные затраты России.

Результат? Американская газета "Крисчен сайенс монитор" приводит мнение бывшего заместителя министра обороны РФ Виталия Шлыкова: "Российская оборонная промышленность живет на жировых накоплениях, которые были отложены в последнее десятилетие существования Советского Союза, а теперь банкет заканчивается. Если судить по сегодняшним тенденциям, в ближайшие 10 лет Россия останется без военной промышленности".

И вот пока этого не случилось, правительство фактически приняло решение распродать военно-промышленный комплекс страны вместе со всеми его проблемами - мол, "невидимая рука рынка" сработает лучше нас, сирых. Еще в начале августа президент Путин лично способствовал заключению контракта с Малайзией стоимостью 900 млн. долларов на поставку в эту страну 18 боевых истребителей типа "Су-30-МКМ". А теперь и "Сухой", и "МиГ" будут акционироваться - якобы с целью создания в 2005 году "вертикально интегрированных холдингов в форме акционерных обществ" со 100% участием государства. Заглянем еще раз в правительственную программу. Надо же! Там действительно записана такая фраза со сроком исполнения в 2005 году. А на 2006 год запланировано следующее: "Будут предложены к продаже пакеты акций акционерных обществ, созданных в 2004-2005 годах при акционировании ФГУПов, за исключением тех акционерных обществ, которые будут включены в перечень стратегических акционерных обществ". Причем "в 2006 году предполагается завершение приватизации в авиационной промышленности, производстве вооружений, средств связи, ракетно-космической техники, боеприпасов".

Конечно, есть надежда, что такие "жемчужины" ВПК останутся в числе "стратегических АО", но, как писал Чехов, если на сцене в первом акте висит ружье, в третьем оно должно выстрелить. То снова денег правительству "не хватит", то еще что - и "немного МиГа" уйдет от государства. А там, глядишь, - нельзя же быть "немного беременной" - и до блокирующего пакета акций дело дойдет, и до контрольного. Медленным шагом, робким зигзагом, втихомолку, но "правительство реформаторов" явно намерилось передать вопросы безопасности России в частные руки - не исключено даже, что в руки каких-нибудь "стратегических иностранных инвесторов".

Как это делается, можно проследить на судьбе Ярославского моторного завода (ЯМЗ), ныне ОАО "Автодизель", одного из крупнейших в России производителей дизельных двигателей - продукции, имеющей не только гражданское, но и военное назначение. Танки, тягачи, грузовые автомобили, портативные дизельные электростанции, железнодорожное и корабельное оборудование - все это тоже, и в немалой степени, формирует оборонный потенциал государства. В 2001 году "Автодизель" вошел в состав холдинга "Роспромавто", саккумулировавшей 25% акций этого предприятия. "Роспромавто" - аффилированная автопромышленная структура алюминиевой "империи Дерипаски", куда входят также Горьковский автозавод (ГАЗ), автозавод "Урал", АО "Волжские моторы", ярославские заводы дизельной и топливной аппаратуры, Павловский, Ликинский, Голицынский и Курганский автобусные заводы. Холдинг создавался (и получил правительственную поддержку) с целью возродить славные традиции отечественного автомобилестроения, в первую очередь вдохнуть новую жизнь в легендарный ГАЗ. Однако вскоре все разработки перспективных моделей были свернуты ради создания на базе Горьковского автозавода совместного предприятия с итальянской фирмой IVECO, филиалом концерна FIAT. Под эту программу руководство холдинга решило "построить" и другие предприятия. В частности, "Автодизелю" было предписано предоставить свои мощности для производства устаревших двигателей фирмы IVECO, не отвечающих даже евростандарту EU2, свернув собственный модельный ряд, предполагающий выход к 2008 году на стандарт EU4, а гендиректор "Автодизеля" Владимир Савельев, открыто заявивший о том, что реализация этого проекта "означает "похоронку" для нашего завода и отечественного дизелестроения в целом", подвергся давлению руководства холдинга вплоть до снятия с должности. Так что если к 2010 году предприятиям отечественного ВПК их иностранные стратегические партнеры прикажут закрыться или перейти на производство устаревших систем вооружения, если "МиГ" и "Сухой" начнут выпускать какие-нибудь F-16 для продажи в Уганду, а наши танковые заводы - "Тигры" для немецких музеев - не удивляйтесь: вы сами голосовали за это правительство и его политический курс.


www.makushok.ru

Газета Советская Россия
(2 сентября 2003 г., N 97(12440))

Док. 530153
Перв. публик.: 02.09.03
Последн. ред.: 08.12.08
Число обращений: 215

  • Макушок Иван Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``