В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Макушок: Мёртвый сезон союза? Назад
Иван Макушок: Мёртвый сезон союза?
Беседа Николая Анисина с главным редактором журнала "Союзное государство" Иваном Макушком

Николай АНИСИН. Год уже, месяц каждый выходит в цвете ваш журнал с ликами мнениями госмужей и деятелей культуры России и Беларуси. "СГ" воспринято в журналистских кругах как актуальное качественное издание - с чем вас и поздравляю. Но, Иван Викторович, журнал "Союзное государство" живет и здравствует, а вот контуры самого Союзного государства все менее различимы. Так что ныне с Союзом России и Беларуси - он скорее жив или скорее мертв?

Иван МАКУШОК. Журналистов привлекают крайности в оценках неочевидного. Одни штампуют заголовки типа "Долгострой без перспективы", другие - "Все по плану, беспокоиться нечего". И те, и другие неправы. И перспективы есть, и беспокоиться надо Отрадно лишь то, что интерес к Союзу не ослабевает, и на пути интеграции России Союзное государство с Белоруссией - наиболее продвинутая модель на пространстве СНГ.

Конечно, когда десять лет тому назад, еще при Ельцине, был подписан Союзный договор, многим казалось, что единое государство можно построить очень быстро и без каких-либо конфликтов.

Мы ждали единых границ, армию, платежное средство, внешнюю политику, энергосистему, одного президента, наконец. Представительства в международных организациях, Министерства культуры и образования - не в счет.

Мы ждали возрождения Державы. С последующим присоединением Казахстана и Украины. Никто и не думал о предстоящих ссорах по ценам на нефть и газ, о возможных сложностях в создании единого парламента, тем более что в сердцах граждан наших государств разъединения фактически никогда не было.

Ни личные, ни деловые контакты между братскими народами не прерывались после развала СССР, как не прервался и диалог культур. И это понятно, ведь вместе мы исторически составляем оплот славянства. Ясно, конечно, что люди ждут политического решения сверху, как именно и в какой форме состоится Союзное государство, они хотят понять всю последующую логику событий, и это их право. Поэтому столь высок интерес к каждой встрече президентов Беларуси и России.

К сожалению, финальная стадия договоренностей на высшем уровне ещё не наступила. Список вопросов, по которым нет пока окончательных договоренностей, еще достаточно большой - от введения единой валюты до системы высшей власти в рамках Союзного государства.

Следует признать, что мы вступили в некий мертвый сезон интеграции, и может быть, до президентских выборов в России в марте 2008 года никаких радикальных мер предпринято не будет. Важно одно - даже в такой ситуации не останавливаться: выполнять все имеющиеся договоренности, реализовывать в полном объеме союзные программы в различных сферах экономики. А для того, чтобы и генералы от политики, и рядовые граждане могли бы следить за этим процессом и объективно его оценивать, существует наш журнал "Союзное государство" - единственное в своем роде издание. На его обложке вы видите наш девиз: "Две страны - одно государство. Союзное".



Н.А. Летом 2006 года ваш журнал опубликовал стратегический документ - проект Конституционного акта Союзного государства России и Беларуси. Но ни в парламентах, ни в правительствах двух республик к обсуждению сего Акта не приступили. Выходит, еще не время принимать Союзную Конституцию?

И.М. Мы опубликовали один из вариантов Конституционного акта. С ним можете ознакомиться на сайте журнала по адресу www.soyuzgos.ru. Существуют еще несколько проектов. С ними читатели также могут познакомиться, прислать свои замечания, начать свое обсуждение этих проектов. Мы будем рады и замечаниям профессионалов, и просто открытой позиции читателей вашей газеты.

На мой взгляд, именно на принятии Конституционного акта нужно было бы сосредоточить основное внимание в ближайшее время. Но и здесь есть свои сложности, так как нужно урегулировать и более прагматические вопросы. Ведь, с одной стороны, говорится о том, что сначала нужно ввести единую валюту - российский рубль, выстроить новые финансовые и экономические реалии. С другой - исходят из того, что сначала надо определиться с правовыми контурами общего дома, с правилами совместного проживания, а затем уже создавать общий кошелек.

В нашем правительстве и бизнес-сообществе есть немало людей, которые подходят к интеграции с Белоруссией на принципах стратегии слияний и поглощений. Но что порой проходит с промышленными компаниями, с суверенным государством не пройдет. Не забудьте, господа-старатели, что речь идет об одном из учредителей Организации Объединенных Наций.

Вместе с тем, нужно осознавать всем участникам процесса - при любом союзе, объединении (вне зависимости от формы) неизбежна потеря части суверенитета, экономической самостоятельности. Главное - чтобы этот процесс был бы осознанным и при этом не переходились бы допустимые границы.

Возвращаясь к теме Конституционного акта, напомню - ни один из вариантов не дает возможности Президенту Белоруси стать во главе России. Да и Лукашенко не стремится к этому, о чем он неоднократно заявлял.

Н.А. Лукашенко во главе России? Почему бы и нет?!

И.М. И невозможное возможно, тем более, по опросам ВЦИОМ, более 80% респондентов хотели бы проголосовать за сильную социально ориентированную личность и выступают за укрепление роли государства в экономике страны. А Лукашенко как раз эту политику проводит и весьма последовательно.

Н.А. За острым предновогодним конфликтом с поставками российских энергоносителей в Беларусь некоторые эксперты увидели попытку давления Московского Кремля на президента Лукашенко. Хотите, Александр Григорьевич, иметь газ в Гомеле или Бресте по такой же цене, как в Смоленской области, желаете загружать ваши нефтеперерабатывающие заводы черным золотом Сибири, поступитесь суверенитетом. Согласитесь на конфедерацию с переходом на рубль, отдайте силовые структуры в ведение Союзного центра в Кремле и пользуйтесь дарами российских недр как собственными. Насколько такая точка зрения близка к истине? Склоняли или нет Лукашенко к тому, чтобы он из полновластного президента Беларуси превратился в президента чисто экономического и социального?

И.М. Конечно, на Лукашенко давили и давят. Но не Кремль, а прежде всего крупные финансово-промышленные группы России, весьма заинтересованные в том, чтобы укрепиться в Белоруссии и использовать многие ее преимущества. И когда они сталкиваются с жесткой позицией Минска, не желающего продавать созданные народом предприятия за копейку, то давление начинается уже и на Кремль. Ведь без политической составляющей экономические вопросы решить сегодня трудно.

А что касается Лукашенко, то, как президент суверенного государства, он, естественно, отстаивает национальные интересы. Перед его глазами стоят некоторые примеры из жизни постсоветского пространства, когда за фактически бесплатной приватизацией никаких обещанных инвестиций в национальную экономику так и не последовало. Кроме того, одно из условий приватизации со стороны российских олигархов - освобождение предприятий от объектов социальной сферы. А о высоких пенсиях, детских садах и пионерских лагерях предлагается забыть раз и навсегда. Тем более, что белорусская экономика последние пять лет показывает, пожалуй, самые высокие темпы роста среди государств постсоветского пространства, а уровень соцобеспечения в республике вырос как минимум в три раза.

И снова о рубле. Единая валюта в принципе необходимый шаг, но нужно иметь и гарантии того, что финансовая система будет функционировать слаженно, что Белоруссия не окажется под инфляционной волной и т.д. По крайней мере, с белорусской стороны все готово - и деноминацию своей валюты (читатели знают, что на купюрах пока еще большое количество нулей - копеек нет) она не проводит в ожидании окончательного решения о введении единого платежного средства.

Что же касается цен на энергоносители и разговоров о том, что "Россия содержит Белоруссию", то ответ может быть один: а что Россия будет делать без транзитной трубы на Запад? Ведь пока все обходные пути только на бумаге и под большим вопросом. Давайте не забывать, что Белоруссия - наш ближайший и самый надежный союзник. И помнить, в частности, о том, что, например, США официально ежегодно выделяют из бюджета для Израиля - своего ближайшего союзника на Ближнем Востоке - до 10 млрд. долларов. Геополитика стоит дорого, и кто на ней экономит сегодня, завтра может оказаться вне ее.

Н.А. Беларусь отделяет Россию от стран НАТО. Наши военные охраняют наше воздушное пространство от вероятных противников совместно с военными белорусскими. Этот аргумент играет весомую роль в дискуссиях о необходимости единого Союзного государства?

И.М. Белоруссия проводит свою собственную внешнюю политику и ни под кого из наших вероятных противников "не ложится". Чем и неудобна Западу, где многие мечтали бы превратить ее в весомый фактор давления на Россию. Именно поэтому столько денег Запад выбрасывает на ветер, подкармливая так называемую демократическую оппозицию Лукашенко, с маниакальной настойчивостью пытаясь представить его "последним диктатором Европы".

Но нужно признать, что в других частях света у Лукашенко авторитет очень высокий, в частности, среди антиглобалистов, считающих его политику подлинно народной, национальной и социально ориентированной. А это сила станет очень влиятельной уже в ближайшие годы. Естественно, что в рамках Союзного государства вопросы внешней политики нужно будет решать сообща, не исключая и жестких споров. Но опыт и успехи белорусской внешней политики, несомненно, будут востребованы.

Военное и военно-техническое сотрудничество Беларуси и России - самое устойчивая, с моей точки зрения, составляющая нашего взаимодействия. И не только в силу известных исторических причин, но и в силу простого прагматизма. Без Белоруссии западное направление для России закрыть просто невозможно. А мы не можем не думать, особенно в свете последних событий, о том, чтобы не обеспечить надежную защиту своих интересов. В частности, без Белоруссии мы просто не дадим адекватный ответ на стремление США замкнуть вокруг России систему глобальной ПРО. Одного Калининграда явно не хватит.

Н.А. Немцы в конце 80-х годов ХХ века сначала разом слили два абсолютно политически и экономически не схожих государства - ФРГ и ГДР - в одно, а затем уже приступили к идентификации систем жизнеустройства. Союзное же государство России и Беларуси, создание которого растянулось уже более чем на десять лет, строится на прямо противоположных принципах. Вот мы мало-помалу, шаг за шагом сблизим законы и принципы хозяйствования двух государств и лишь потом образуем единый Союз. Такой путь к Союзу может длиться без конца. Что мешает нам пойти проверенным немецким путем и что не дает возможности заимствовать оптимальный опыт превращения ФРГ и ГДР в единую Германию?

И.М. Немцы и в ФРГ, и в ГДР хотели жить в едином государстве и решительно добились исполнения своего желания. У народов России и Белоруссии также есть отчетливо выраженное стремление к единству, но не надо забывать о том, что мы имеем дело с гораздо более сложным событием - развалом СССР, когда парад суверенитетов объективно создал серьезные преграды на пути воссоединения. При этом Западная Германия поглотила социалистическую Восточную, мы же хотим построить новое государство.

Сегодня в России ни одна политическая сила открыто не выступает против скорейшего создания крепкого российско-белорусского Союза. Более того, в ходе начавшейся предвыборной кампании в Государственную думу многие политики будут выставлять себя ярыми сторонниками единения братских народов. Но четкое и ясное понимание важности Союзного государства пока есть только в программных документах КПРФ, где эта цель входит в число приоритетных. Все другие партии твердой позиции по данному вопросу не имеют.

Н.А. В вашем журнале постоянно представлена хроника событий с участием Путина и Лукашенко и, стало быть, вы сотрудничаете с их пресс-службами. У вас выступают министры и депутаты парламентов России и Беларуси, акулы бизнеса, мастера литературы, кино и театра. Есть ли у вас надежда, что ваши авторы составят то лобби, которое будет решительно добиваться создания Союза России и Беларуси де-юре и де-факто?

И.М. Союз де-юре и де-факто может быть результатом выражения последовательной политической воли элит обоих государств. Наша задача - отражать настроение элит на объединение. И если государственные и общественные деятели России и Беларуси дают согласие на выступления в нашем журнале, то это выражение их позиции по вопросу о Союзном государстве. Ряды его сторонников не редеют, и мы верим, что мертвый сезон в построении Союза не затянется и скоро закончится.


Газета Завтра
(19 сентября 2007 г.)

Док. 530133
Перв. публик.: 19.09.07
Последн. ред.: 08.12.08
Число обращений: 95

  • Макушок Иван Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``