В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Макушок: Союз как альтернатива альянсу? Назад
Иван Макушок: Союз как альтернатива альянсу?
За последние два десятилетия в мире произошли серьезные геополитические изменения, которые не только перекроили карту мира, но и заставили по-новому подходить к оценкам, которые казались ранее незыблемыми. Дело не только в том, что количество государств в мире значительно превысило двести, а в том, что философия их существования приобрела во многом иной смысл.

Развал Советского Союза и волна формирования новых независимых государств в различных частях света были в конечном счете реакцией на период "холодной войны" и идеологического противостояния, когда объединение тех или иных стран в организацию или блок происходило преимущественно на концепции "мы" и "враги", где именно идеология играла доминирующую роль. Уход от "идеологического стержня" был прежде всего уходом в различные формы реализации национального самосознания, зачастую приобретавшего весьма причудливые формы. Изменившийся мир стал новой реальностью, в котором традиционные критерии "государственности" во многом перестали работать.

Кроме того, как в случае с Косово, мы столкнулись еще и с прямым "политическим решением", когда создание нового "независимого" государства происходило по специальному плану, ориентированному только на достижение поставленной узкой группой стран цели.

При этом открыто игнорировались все основополагающие принципы международного права именно во имя "политической целесообразности". Это дает нам, думается, право говорить о том, что в новых условиях и другие страны, включая Российскую Федерацию, могут по-другому взглянуть на ситуацию в регионах, непосредственно примыкающих к ее границам, или связанных с Россией рядом политических или геополитических факторов.

В первую очередь следует сказать о том, что в новом веке само понятие государственных границ в привычном значении все больше теряет смысл. Гораздо важнее становится та "среда обитания", в которой оказывается то или иное государство - вхождение в союзы и блоки, развитие наднациональных структур власти и законодательства и т.д.

Для России это прежде всего постсоветское пространство и все, что с ним связано. Для нас не может быть безразлично, каким путем пойдет развитие этого региона в ближайшие годы и на перспективу, поскольку от этого напрямую зависит безопасность Российской Федерации и, в конечном счете, модель ее политического и социального развития.

Мы видим, как в последние годы предпринимаются активные попытки не только разрушить Содружество Независимых Государств, но и превратить некоторые из них в платформу для дальнейшего политического давления на Россию с целью поставить ее в положение "изолированного государства", не способного активно влиять на региональную и мировую политику.

Последние шаги по ускоренному вовлечению Грузии и Украины в НАТО - тому самое реальное подтверждение. Речь идет о стратегии тотального разрушения всей системы связей, которая существовала до сих пор между нашими странами в силу общего исторического прошлого. При этом говорится о том, что вступление данных стран в Североатлантический договор будет способствовать не только их безопасности, но и расширит круг стран с "подлинной демократией". О военно-политической составляющей данного процесса стыдливо умалчивают, хотя именно она, в конечном счете, является важнейшей.

Что же мы можем сделать в этой ситуации?

Прежде всего речь, очевидно, идет о том, что нам нужно по-новому взглянуть на появившуюся политическую реальность и продумать целый ряд шагов, которые могли бы обеспечить национальные интересы не только России, но и тех государств, которые стремятся сохранять и развивать с ней все виды связей и взаимодействия.

Может быть, кому-то это покажется слишком рискованным заявлением, но нам следует в срочном порядке задуматься о создании новой геополитической коалиции, которая будет в состоянии обеспечить прежде всего наши интересы и станет новой силой, с которой будут считаться. Причем не столько в силу военного потенциала, сколько по причине политического влияния, неизбежно связанного с экономикой и народонаселением.

И для такой коалиции уже есть потенциальная основа - Союз Белоруссии и России как истинно и по сути Союзное государство, развитие которого может, однако, идти различными путями, Более того: возможное подключение к нашему Союзу других государств придаст ему дополнительный импульс развития, сделать Союз более устойчивым.

В условиях, когда расширение НАТО на Восток стало реальностью, значение Союза неизмеримо возрастает, так как взаимодействие России и Белоруссии в рамках Союзного государства дает возможность принятия совершенно уникальных решений, абсолютно оправданных и не требующих объяснений.

Кроме того, речь идет о том, что Союзное государство способно выступить прямым "дублером" СНГ в ситуации, когда Содружество по тем или иным причинам окажется в кризисе (этого нельзя исключать хотя бы потому, что попытки включить Грузию и Украину в сферу контроля НАТО найдут неизбежное продолжение уже в этом год).

Именно вокруг Союзного государства может сформироваться ближний круг из стран, которые искренне заинтересованы в противодействии дезинтеграционным процессам и которые хотели бы сохранить исторические, культурные и экономические связи, сформировавшиеся во времена СССР. Речь, прежде всего, идет о России, Белоруссии, Казахстане, Армении и Узбекистане. Не пытаясь предсказать будущее Украины, нельзя полностью исключать тот вариант, при котором эта страна, исповедующая самостийность, перестанет быть единой.

Таким образом, Союзное государство может приобрести качественно иной смысл, став в потенциале "Союзом государств", объединенных геополитическими и экономическими интересами и готовых совместно реализовывать внешнюю и оборонную политику.

Это никоим образом не будет "анти-НАТО" или что-то в этом роде. Задачи такого союза гораздо шире и важнее, чем противодействие альянсу. И главные из них - обеспечение общих интересов, сохранение возможностей использования исторического потенциала, формирование нового взгляда на мир.

Как бы мог выглядеть такой новый геополитический союз?

Во-первых, это объединение государств на постсоветском пространстве, которые готовы к более высокой степени интеграции вплоть до создания наднациональных органов.

Во-вторых, это выход за привычные рамки границ экс-СССР и вхождение в такой союз, например, Сербии.

В-третьих, присоединение тем или иным путем Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, которые могут развиваться как независимые государства и на определенном этапе юридически свяжут свое будущее с "союзом государств". Ведь если говорить в новых реалиях, то ничто практически не мешает уже сейчас подумать в качестве первого шага об их присоединении к существующему Союзу Белоруссии и России, что не противоречит Союзному договору.

В-четвертых, с экономической точки зрения союз может быть связующим звеном для экономик группы стран, стремящихся обеспечить свое будущее без давления со стороны США или НАТО.

И это будет то самое "элегантное" решение, которое позволит обеспечить интересы всех заинтересованных сторон и одновременно избежать упреков в том, что Россия-де проявляет свои имперские амбиции. В этом случае изначально речь может идти именно об альянсе, а не простом механическом вхождении в состав Российской Федерации, которого так боятся на Западе.

Кроме того, нельзя забывать и столь важное изменение нового объединения, как обеспечение общей энергетической безопасности. Очевидно, что в свете возрастающей роли этого фактора в международной политике стремление к стабильности энергопоставок может стать одним из важных соображений при принятии решения о вхождении в союзные отношения с Российской Федерацией.

Понятно, что механизмы формирования союза требуют большой и активной работы уже в самое ближайшее время, но, как говорится, овчинка стоит выделки. Геополитический выигрыш в этом случае очевиден как для России, так и для всех других государств-участников альянса (тем более что рассматриваемая схема может быть использована в отношении Приднестровья в качестве одного из вариантов решения проблемы).

Как бы ни развались события, ясно одно. Наступило время новых, во многом нетрадиционных решений. Идти по этому пути нас заставляет прежде всего ситуация, складывающаяся вокруг России.

Поэтому крайне важно было бы обеспечить одновременное развитие двух процессов: ускорение решения всего блока вопросов, связанных с развитием Союза Белоруссии и России (принятие, в первую очередь, Конституционного акта) и определение той модели, которая может быть использована для присоединения к Союзу других государств. Сегодня, думается, принципиально важно сделать так, чтобы Союзное государство имело все возможности для расширения в качестве новой геополитической реальности. Ведь изменение политической карты мира отнюдь не закончено.
Таким образом, новый альянс на основе Союзного государства может стать историческим шансом обеспечить баланс интересов в мире.



www.makushok.ru

Иван МАКУШОК

08.12.2008

Док. 530121
Опублик.: 08.12.08
Число обращений: 5

  • Макушок Иван Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``