В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Комков: Почему я не люблю Америку Назад
Сергей Комков: Почему я не люблю Америку
Я не люблю Америку.
Эта страна представляет собой странное смешение рас, культур, традиций, религий и обычаев.
В отличие от Европы или Азии этот континент претерпел колоссальные изменения за кратчайший исторический промежуток времени. Американская нация складывалась спонтанно, впитывая в себя совершенно противоположные этнические группы. Однажды мне пришло на ум, что по сущности своей Америка - страна преступников. Причем в данное определение не обязательно вкладывать чисто криминальный смысл. Просто после открытия Америки сюда хлынули из Старого Света все, кто в той или иной мере были не в ладах с законом. Это были отнюдь не самые плохие люди. Но им было трудно и неуютно в рамках строго регламентированного жизненного распорядка европейских монарших дворов. Сюда же в поисках приключений, сжигаемые жаждой новых ощущений, ринулись авантюристы и бродяги, пираты и правдоискатели.
Прибыв на Землю Обетованную, многие из них начали суровую борьбу за выживание, в ходе которой, объединившись в группировки и кланы, действуя по "законам Кольта", беспощадно уничтожали себе подобных. Но, в первую очередь, они уничтожили или загнали в резервации местное население, веками проживавшее на сём благодатном континенте.
Затем начался позорный период работорговли, когда сотни тысяч чернокожих и желтокожих пленников подобно скотине свозили на невольничьи рынки и продавали с молотка для работы на освоенных плантациях.
Потом была война за независимость от Старого Света и гражданская война, в ходе которой с позорным рабством было покончено.
Всё это в отличие от Европы и Азии проходило стремительно и заняло менее трехсот лет. Пружина исторического развития раскручивалась с бешенной скоростью. И уже в начале 20-го века Америка оказалась во главе мировой цивилизации. Удаленная ото всего внешнего мира, эта страна зажила своим особенным укладом, недоступным уму простого европейского обывателя. Но, этот уклад вполне устраивал простого рядового американца, которому, в свою очередь, было дико смотреть на совершенно бесправного и задавленного соплеменника за океаном.
Провозглашаемые в Старом Свете принципы "свободы, равенства, братства" в Соединенных Штатах Америки как-то тихо и обыденно осуществились на деле.
Очень часто задаю себе вопрос: почему борьба за эти главные человеческие приоритеты в Западной Европе и в России неизменно выливалась в ещё большее угнетение и унижение, а в Америке завершилась утверждением истинно демократических институтов?
Видимо, главная причина кроется в изначально соблюдаемом там принципе равенства каждого перед каждым, в отсутствии сословных элит и привилегированных каст.
В России рабство было отменено "сверху" добрым царём Александром Вторым, за что народ сполна отблагодарил его, разорвав на клочки брошенной бомбой. Рабство было отменено, но сохранилось в каждой клеточке общественного бытия и сознания. Оно пронизало всю суть российского общества. Его не помогли искоренить и множество русских революций, последовавших сплошной чередой с начала 20-го столетия. Менялись местами только объекты и субъекты этого рабства. Бывшие рабы на время становились господами и также быстро возвращались в исходное состояние по прошествии небольшого промежутка времени. Идеология рабства пронизала все сферы жизни российского общества. "Мы - не рабы! Рабы - не мы!" - гордо выводили в тетрадках после очередной революции российские школьники. Особенно воодушевляли слова "Рабы - не мы!". Ибо это утверждение означало, что некое абстрактное рабство где-то всё-таки существует, но пока нам удалось обойти его стороной. Но, это всегда было всего лишь детской иллюзией. Потому что мы из рабского состояния не выходили никогда.
Я не люблю Америку. Но она вышла из состояния рабства один раз и навсегда. И в этом её подлинное величие. Ибо рабская психология - самый главный тормоз любого прогресса.
Каждый раз, возвращаясь на Родину из дальних странствий, я с замиранием сердца наблюдаю, как на пограничном посту с подозрением внимательно изучают мой паспорт и с таким же нескрываемым подозрением (а зачастую, и с презрением) - мою физиономию. Поневоле вдруг начинаешь ощущать себя ущербной и задавленной личностью. Срабатывает вбитый с детства рабский инстинкт, и хочется покаяться во всех смертных грехах.
Кстати о грехах. Покаяние - один из важнейших постулатов христианства. Но мы очень часто не осознаем, что это ещё и важнейший элемент рабской идеологии. Ибо, мы, как рабы Божьи, просим прощения за совершенные и несовершенные деяния. Считается, что это приносит облегчение и успокоение душе. Но, это же самое порождает в нас неуверенность в своих силах и ощущение ущербности своего существования в этом мире.
Нас приучили каяться во всем. Даже в том, чего мы никогда не совершали. Просто важнейший общедемократический принцип "презумпции невиновности" в России фактически никогда на деле не существовал. Заходя в любое государственное учреждение, мы изначально чувствуем себя виновными в том, что мы сюда осмелились зайти. Обращаясь к чиновнику, мы изначально убеждены в том, что этот чиновник является истиной в последней инстанции и что от него зависит наша судьба. Переступая порог суда, мы уверены в своей виновности. Переступая порог милиции, мы уверены в своей беззащитности.
Я не люблю Америку. Но, любой гражданин этой страны способен защитить себя и своих близких от любых невзгод и посягательств. Он уверен в том, что судебная власть не будет пресмыкаться перед вышестоящим начальством, а полицейский в угоду написавшему донос соседу не подбросит тебе для обоснования ареста наркотики или гранату.
Сегодня очень много и часто пишут о патриотизме. Но, патриотизм - это не просто любовь к родным пенатам. В первую очередь это - гордость за свою Родину. Постоянно задаю себе вопрос: чем же мы гордимся?
Мы гордимся самоотверженностью российского и, в первую очередь, русского народа, ни разу не отступившего ни перед одним из врагов. Но, при этом тот же самый народ безропотно сносил издевательства своей собственной знати и терпеливо прощал предательство всех своих верховных правителей.
Мы гордимся своей победой в самой кровопролитной и великой войне против германского фашизма. Но, при этом забываем, что от рук своих собственных палачей, облаченных в генеральские и маршальские мундиры, погибло не меньше, чем на полях сражений.
Мы гордимся великими стройками и покорением целинных земель. Но, забываем сказать о том, что плодами этих самоотверженных усилий воспользовались дети и внуки тех, кто за великими достижениями наблюдал из окон партийных кабинетов.
Мы гордимся своими вооруженными силами, способными навести ужас на самого лютого врага. Но, при этом стыдливо помалкиваем о том, что наши защитники Отечества влачат жалкое полуголодное существование и обречены на участь бомжей и бродяг, не имеющих ни кола, ни двора.
Мы гордимся своим образованием, которое по праву до недавнего времени считалось одним из самых лучших в мире. Но, при этом забываем сказать о том, что профессия учителя стала у нас не просто не престижной. Принадлежность к педагогической деятельности стала равнозначна принадлежности к касте неприкасаемых.
Мы гордимся своим государственным устройством и государственным руководством. И при этом находимся на одном из первых мест в мире по уровню коррумпированности этого самого государственного аппарата. Каждый гражданин страны прекрасно знает, что решение самого простейшего вопроса должно оплачиваться путем перекладывания денег из кармана просителя в карман чиновника или депутата.
Так чем же мы гордимся?...
Я не люблю Америку. Но, если американец гордо распевает свой гимн и поднимает над крыльцом своего дома государственный флаг, то делает это совершенно осознанно, не пряча фигу в кармане.
Любовь к своей Родине мы впитываем с молоком матери. Но, даже родная мать может превратиться в мачеху, если постоянно изо дня в день будет наотмашь и незаслуженно бить своего ребёнка. Его любовь в одночасье может перерасти в ненависть. Сегодня все мы в России похожи на того самого забитого и обиженного ребёнка. И даже раздаваемые время от времени со стороны нашего правительства пряники не могут сгладить горечь нашего положения. Потому что мы совершенно чётко знаем, что в другой руке для нас приготовлен кнут. К сожалению, такова логика сегодняшней политической жизни в России. И такова логика нашего рабского восприятия мира.
Психология поведения американцев носит совершенно иной характер. Они уважительно бережно относятся к своим демократическим завоеваниям и ревностно защищают их от любых посягательств извне. Они порой самонадеянны и высокомерны, если речь идет о бизнесе. Чванливы и прижимисты, если вопрос касается денег. Но, всегда готовы к самопожертвованию, если вопрос стоит о сохранении основополагающих принципов демократии.
В России всегда интересы государства или, как мы выражаемся, интересы общества стояли выше интересов каждого конкретного гражданина. В Америке они находятся на одном уровне. В России человек всегда был винтиком в огромной машине государства. В Америке каждый гражданин - индивидуальная ценность, находящаяся под охраной этой самой государственной машины. Видимо, в этом - наше принципиальное различие.
Медленно шагая по замызганной и усеянной грязными окурками мостовой перед Домом Правительства на Краснопресненской набережной, который мы на американский манер неофициально называем российским Белым Домом, еще и еще раз вспоминаю утопающие в цветущих вишнях улицы чистого и опрятного Вашингтона. И в который раз задаю себе вопрос: почему же я все-таки не люблю Америку?
А может быть, это всего лишь зависть ребенка из неблагополучной семьи, наблюдающего за радостной и спокойной жизнью в соседнем доме?...

www.viperson.ru
04.12.2008

Док. 530021
Перв. публик.: 04.12.08
Последн. ред.: 30.11.09
Число обращений: 20

  • Комков Сергей Константинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``