В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Тимур Митупов: `Пик `смысла жизни` многие компании достигнут в конце I и начале II квартала 2009 года` Назад
Тимур Митупов: `Пик `смысла жизни` многие компании достигнут в конце I и начале II квартала 2009 года`
5 декабря 2008, 09:32
Инвестиционно-аналитической группой ГК "Хладопродукт" совестно с аналитической группой предприятий рыбного хозяйства и аквакультуры "Рыбный союз" под руководством члена Общественного совета при Росрыболовстве Тимура Гуруевича Митупова было проведено исследование ситуации, сложившейся в реальном потребительском секторе экономики (мясном и рыбном рынке) в России в период мирового кризиса, и на основании этого был выработан прогноз развития ситуации и необходимых антикризисных мер для мясных и рыбных компаний России.
Мясным и рыбным компаниям, как, впрочем, и всем компаниям реального сектора экономики, в настоящее время приходится нелегко.
Для того чтобы выжить в ряде компаний готовятся или уже реализуются планы под названием "оптимизация бизнеса", которые несут в себе ряд экономических и социальных последствий: сокращение квалифицированного персонала (юристов, экономистов, маркетологов и PR-специалистов, системных администраторов и т.п.), сокращение непроизводственных и внереализационных расходов, пересмотр оперативных и стратегических планов, выбор ключевого направления деятельности, реструктуризацию и консолидацию материальных и человеческих ресурсов, приостановку финансирования инвестиционных проектов и закрытие непрофильных направлений деятельности.
Тимур Митупов советует: при составлении антикризисной программы компании необходимо не только провести анализ и прогноз развития своего сегмента рынка, но и в целом попытаться оценить ситуацию и сделать прогноз развития всей отрасли, в котором работает предприятие. Желательно делать это поэтапно - "рынок-отрасль-ниша", то есть продовольственный рынок (в большей части заменители, мясо-рыба и т.п.), далее мясная (рыбная) отрасль, далее уже свой сегмент - ниша, в которой работаешь. Конечно, анализ лучше проводить в комплексе с макро- и микроанализом экономики. Хотя бы попытаться смоделировать и поиграть с прогнозами занятости/безработицы, курсовых разниц, снижения/повышения уровня жизни, доходов, потребительской корзины, спроса/предложения и т.п. На основе этого определить ключевые события и организовать контроль соответствия разработанного сценария и фактических событий, происходящих в отрасли и экономике страны в преломлении затем к своему сегменту - бизнесу.
"Мой совет: дайте задачу компетентным органам, я имею в виду специалистам, если они остались - экономистам-финансистам-маркетологам-коммерческой службе - разработать пессимистический и оптимистический сценарии, одним словом, поиграть с цифрами, - говорит
Тимур Митупов, член Общественного совета при Росрыболовстве. - В частности, сокращения пропорционально снижению выручки и объема реализации текущих расходов и т.п. Основная цель: определить возможность и тактическую стратегию деятельности компании на ближайшую перспективу. При этом необходимо определить оптимальные потенциальные и возможные материальные, технические и человеческие ресурсы, которые позволят удержать бизнес на "плаву", по возможности сохранить долю на рынке. На основе выработки плана max, mid и min, после согласования и определения своих потенциальных возможностей - разработать концептуальный план, далее программу, далее календарный оперативный план мероприятий на 2009 год. При этом, по возможности, еженедельно (ежемесячно) проводить координацию, план-фактный анализ, контроль за реализацией мероприятий и оперативно реагировать на изменения, соответственно проводить корректировку и т.п. Конечно же, при подготовке окончательного варианта программы необходимо провести аудит всего и вся: от ассортимента, персонала до клиента, по максимуму критически относиться к основным показателям финансово-хозяйственной прогнозной деятельности предприятия, в особенности товарным запасам, товарам в пути, оборачиваемости средств в расчетах, дебиторской задолженности и запасов, платежеспособности компании и уровня кредиторской задолженности и т.п.".
На мясном и рыбном рынке в настоящее время этап слияний и поглощений, консолидации бизнеса. Тимур Митупов отмечает, что ряд компаний отказались от непрофильного развития бизнеса (логистики, транспортного обеспечения, сортировки и упаковки продукции и т.п.) и переходят на аутсоринг. Взамен они жестче сегментируют бизнес, определяют доходные "ниши" и переходят на узконаправленные проекты развития своего бизнеса, где они уверены на 50-70 процентов, что смогут "продержать на плаву" бизнес в переходный период. Руководство компаний ставит главную перед собой задачу: продержаться, удержать профильный бизнес, сократить расходы и определяет для этого свои реальные силы, материальные и человеческие ресурсы и финансовые возможности.
В этот период государство реализует свои антикризисные меры, направленные на преодоление негативных явлений в финансовой системе страны, экономике и поддержание агропромышленного комплекса и рыбной отрасли. Однако в большинстве случаев можно отметить, что финансовые средства, выделенные государством для поддержания ликвидности, не доходят до реального сектора экономики. Как оказалось, появилась трудность оценки обесценивающихся активов на фондовых рынках.
"В банковском секторе как была трудность с получением кредитов, так и остается. И если "чудо" с выделением кредитов случается, то на короткий срок и под большие проценты. Мало того, ставка рефинансирования ЦБ поднялась до 13 процентов, - говорит Тимур Гуруевич. - На фоне снижения цен на нефть и ряда других негативных экономических и социальных факторов в период кризиса на валютном рынке реальных экономических предпосылок и прогнозов для укрепления или падения рубля и всей биовалютной корзины пока нет".
Непредсказуемость ситуации в экономике и нарастание социальной напряженности ведет в конечном итоге к росту цен и снижению уровня потребительской корзины. На фоне экономического "кризиса ликвидности" расцветает социальный "кризис доверия" между всей цепочкой бизнес-процессов от производителя, оптовика до ритейла. В большинстве случаев многие компании заняли выжидательную позицию. Между тем, для предприятий мясного и в особенности рыбного сектора - IV квартал года является самым доходным периодом. Если в этот период не заработать и не получить доход, то уже в последующем сможешь и не выдержать. "Таким образом я прогнозирую, что многие мясные и рыбные компаний после Нового года ожидает в лучшем случае поглощение, в худшем - банкротство, - дает прогноз Тимур Митупов, член Общественного совета при Росрыболовстве. - Более лучшая позиция для выживания, конечно же, у вертикально-интегрированных холдингов, которые участвуют в развитии нацпроектов. Однако отмечу - у тех, кто не живет одним направлением развития бизнеса, есть "подушка безопасности" в виде другого профильного направления бизнеса. Пословица "Не клади все яйца в одну корзину" как никогда оправдывает себя и на этом направлении.
Между тем меня радует, что пока падение спроса на мясную и рыбную продукцию произошло не такое уж значительное, как прогнозировалось. Сезонный фактор пикового роста спроса на мясо и рыбу дает о себе знать и позволяет поддерживать оборот на удовлетворительном уровне у многих компаний. Между тем, подчеркиваю, поддерживать оборот, а не увеличивать и тем более - получать прибыль. Стоит отметить, что со стороны крупных компаний по отношению к средним конкурентам агрессивной маркетинговой и т.п. политики, предпринимаемой в целях увеличения своих позиций на сегментах рынка, включая демпинг цен, антирекламу и т.п., на мясном и рыбном рынке не отмечается.
Таким образом, не все так плохо, как казалось бы на первый взгляд. По данным Росстата за 10 месяцев текущего года: из обрабатывающих производств - производство мяса, включая субпродукты I категории, составило 2342 тысячи тонн, а по пищевой рыбной продукции, включая рыбные консервы - 3055 тысяч тонн. Отмечу, что за этот период в сравнении с аналогичным периодом прошлого года рост производства по мясу составил 12,2 процента, а по рыбопродукции, напротив, произошло снижение производства на 1,9 процента. При этом за период 2000-2007 годов среднегодовой темп роста производства мяса, включая субпродукты 1 категории, составил 12 процентов, а в период 2005-2007 годов - 13. В то время как по рыбопродукции - 4 и 9 процентов соответственно. Анализируя ситуацию на мясном и рыбном рынке, я прогнозирую, что за период 2008 года производство мяса, включая субпродукты 1 категории, составит около 2,8 миллиона тонн с приростом около 9 процентов к прошлому году, а по рыбопродукции объем производства будет ниже (1-2 процента) или на уровне прошлого года и составит около 3,7 миллиона тонн".
В ближайшие годы, при оптимистичном прогнозе, будет наблюдаться динамичное увеличение потребления курятины и свинины с незначительным снижением потребления мяса говядины из-за его высокой себестоимости и цены. По прогнозу к 2015 году потребление мяса в стране достигнет 10 миллионов тонн, в т.ч. говядины 2,2 миллиона тонн, свинины - 3,5 миллиона тонн, а куриного мяса - 4,6 миллиона тонн.
В рыбной отрасли 2008 год ознаменовался многими положительными событиями. Росрыболовство продолжило приведение нормативно-правовой базы в соответствие с сегодняшними реалиями и необходимостью эффективной и продуктивной работы отрасли с создания экономических рычагов, стимулирующих выход отрасли из системного кризиса. Правительство приняло целый ряд постановлений, одобрило Концепцию развития рыбного хозяйства до 2020 г. и Федеральную целевую программу развития рыбохозяйственного комплекса на период 2009-2013 г.г.
Федеральное агентство по рыболовству распределило квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов на 10-летний период, проработало вопрос о российском таможенном оформлении и сокращении проверяющих, а также о наличии собственного или арендованного (на десять лет) рыболовецкого флота, что будет способствовать консолидации отрасли, концентрации рынка. Это создаст благоприятные условия для работы рыбных аукционов. И конечно, это значительно повысит инвестиционную привлекательность рыбопромыслового и рыбоперерабатывающего сектора национальной экономики.
Предприниматели сегодня понимают, что с начала следующего года судов в наших морских рыбных портах, в том числе и Мурманске, станет гораздо больше, продукция пойдет на российский берег. Они готовы строить холодильники в этих портах, выстраивать логистику. Более того, серьезный интерес к российской рыбопереработке проявили норвежские, японские, корейские компании.
Со вступлением в силу с 1 января 2009 года нормы закона об обязательной доставке уловов на российский берег для таможенного оформления органы таможенного контроля проверят соответствующие реальные объемы вылова и экспорта. Не удивлюсь, что "реальные" цифры до этого будут после 1 января 2009 года по факту прохождения таможенного оформления российскими рыболовецкими судами в значительной мере превосходить фактические. И мы наконец-то узнаем, сколько же все-таки на самом деле "уплывало" рыбы за границу. Уже сейчас некоторые эксперты прогнозируют, что по самым скромным подсчетам объем неучтенного улова может достигать 300 тысяч тонн. А пока среднегодовой темп роста объемов вылова водных биоресурсов составляет 3-5 процентов, и на ближайшую перспективу объем вылова будет доведен до 4,5-5 миллионов тонн.
Переход на уплату ЕСХН снизит налоговую нагрузку и позволит активизировать инвестиционный процесс в отрасли. Уже имеется положительный опыт применения этого налога в ряде рыбохозяйственных предприятий. Налоговая нагрузка на отрасль в настоящее время превышает 30 процентов, расходы на топливо в 2007-2008 годах выросли в два раза. По расчетам института экономики рыбного хозяйства, перевод отрасли на уплату единого сельхозналога позволит увеличить инвестиции в основные фонды с 1,7 миллиарда рублей в 2006 году до 48 миллиардов рублей в 2009 - 2011 годах.
"Таким образом, ЕСХН, по моему твердому убеждению и мнению большинства уважаемых членов рыбацкого сообщества, все-таки надо вводить, - говорит Тимур Митупов. - Более всего у меня вызывает опасения дальнейшая ситуация с импортом продукции. Отмечу, импортная зависимость по мясу и мясопродукции составляет около 40 процентов, а по рыбе и рыбопродукции - 33,5 процента. На этом рынке уже отмечается тенденция к концентрации рынка импорта и ужесточения Россельхознадзора к внешним и внутренним участникам рынка".
Пик "смысла жизни" многие компании достигнут в конце I квартала и начале II квартала 2009 года. Именно на этот период попадают оплаты за поставленную продукцию в предновогодние и посленовогодние праздники, не говоря уже о налогах, закрытии платежей по кредитным договорам и т.п. Если из-за просроченной или "сомнительной" дебиторской/кредиторской задолженности, отсутствия собственных источников финансирования и кредитования в этот период у компании будет отмечен кризис ликвидности, то для нее настанут "очень плохие" времена. А к концу I полугодия 2009 года многим компаниям будет окончательно ясно, к чему привела корпоративная антикризисная программа, "оптимизация" бизнеса, сокращение расходов и т.п. Будет понятно - сможет ли бизнес в дальнейшем не только удерживаться на "плаву", но и развиваться.
Период слияний и поглощений будет проходить до конца 2009 года, но уход с рынка ряда крупных, средних и большинства мелких компаний и на фоне этого - усиление позиций и доли рынка других потребует от руководителей компаний пересмотра своих позиций, направлений и планов. Возможно, что в процессе структурного передела мясного и рыбного рынка некоторые компании смогут перейти на другой сегмент или нишу рынка.
http://www.b-port.com/news/archive/2008-12-05-8/

viperson.ru

Док. 529886
Перв. публик.: 05.12.08
Последн. ред.: 16.12.10
Число обращений: 13

  • Митупов Тимур Гуруевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``