В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Степанов еще раз о коррупции Назад
Владимир Степанов еще раз о коррупции
Говорить во весь голос о свершившемся факте проще, чем тихо и профессионально предупредить его появление. Сегодня только ленивый не говорит о том, что страна задыхается от огромного количества коррумпированных чиновников и всякого прочего лоббирующего сброда жуликов и мошенников. Все пытаются поговорить на эту тему, пофилософствовать, вот только получается разговор ни о чем. Комментировать некоторые публикации в СМИ даже не хочется, также не хочется всерьез верить отдельным участникам всяких ток-шоу, говорящих о чем угодно только не о том, что мы с вами хотим от них услышать. Вот, например, всем понятно - брать взятки (мзду) и т.п. не хорошо, противозаконно, безнравственно, но ведь берут, не боятся, на любом уровне, в любых количествах, пачками, коробками, вагонами, землей, природными ресурсами, акциями, долями и т.д. Что это? Плохо воспитывали родители в детстве? Недосмотрела школа тогда же? А может плохо у них (берущих) со зрением, и не читали они долгими зимними вечерами законов российских? Сомневаюсь я, однако! Очень сомневаюсь! Все они знают, или как минимум догадываются! Знают, что поймать, а тем более доказать их неправомерные деяния непросто, что на любом этапе может "забуксовать" машина правосудия. Знают! Потому как везде есть человеческий фактор: жадность, страх, глупость, бедность, корпоративность, ну, и далее по списку. Но ведь и мы знаем, что можно и нужно с ними бороться, только не всегда, к сожалению, знаем как. Вот, допустим, как бороться с грызунами знаем. Например, отравой, мышеловкой. Против пернатых знаем, чучело на огород (по старинке) и все в порядке. А как победить коррупцию, не знаем! Сколько людей столько и мнений.

Как мне кажется, чтобы успешно бороться с коррупцией и ее лакеями, выдумывать велосипед не надо. Главное выбрать стратегическое направление и определить приоритеты, но начинать надо с малого и конкретного. В частности разобраться детально в ситуации, сложившейся в строительной сфере. И вот здесь равнодушных не будет. Думаю, что необходимо срочно первым и неотложным делом во всех регионах РФ ввести генплан развития, и я вижу три главных составляющих этого.

1. В качестве модели или примера предлагаю ввести генплан в таком важном сегменте, как строительство. Почему? Все просто! Оглянитесь вокруг, на любом возможном пятне земли строятся дома, торговые центры, вырубаются парки под застройку чего угодно, в городах идет волна уплотнительных застроек, и при этом никто не считается с правами граждан. Любой, у кого окажется достаточно средств, может добиться разрешения на любое необходимое строительство. Еще понятно, когда на заброшенных и захламленных участках возводится что-то полезное, но когда на расстоянии "вытянутой руки" в дворовых пространствах возводятся с нарушением всех норм и правил отечественные небоскребы, и это вместо организации зон отдыха для жильцов домов, хочется только одно, узнать, кто за это и сколько взял в денежном выражении. И еще узнать бы, в каких зарубежных банках хранятся нажитые ими в непосильных трудах "бабки" (деньгами это ведь не назвать, деньги-то за реальный труд положены). Что даст генплан по строительству в контексте борьбы с коррупцией? Это отсутствие возможности для чиновников по собственному наитию выделять не предусмотренные данным планом развития территории, места под застройку чего-либо. Также не смогут нерадивые чиновники нарушить и высотный регламент, предусмотренный генпланом, т.е. если здания должны быть высотностью скажем в пять этажей, то никак в десять их не построишь, и лоббировать интересы застройщика в разрешительных инстанциях не удастся (если в таких случаях это не коррупция, то, что тогда?). Где все те многочисленные "компетентные" органы, куда смотрят? Где губернаторы - хозяева регионов? Где нормы законов и их неукоснительное исполнение? Что приходит на ум законопослушному гражданину, который не может всего этого не видеть и не понимать? А приходит сознание того, что нет власти, нет закона, прав тот, у кого есть ресурсы и сила. Вот и растет социальное напряжение, вот и появляются как грибы недовольные существующим положением вещей, вот так, выражаясь литературным языком, и "зреет смута". Всем же понятна экономика этого вопроса, складывать и вычитать умеем. Очень важный момент заключается в том, что при наличии генплана невозможно будет изменить и целевое назначение места. Если должен быть магазин или стоянка для машин, жилой или офисный комплекс не воткнешь. Ну, никак, даже если хочется! Конечно, и при реализации генплана повод получить нетрудовую копеечку найдется, народ у нас, как известно, талантливый, однако свободы маневрировать в этом сегменте станет в разы меньше. А если еще и ужесточить ответственность перед законом для этих "товарищей", то можно добиться снижения коррупции значительно. Для посвященных людей участвующих в строительном бизнесе понятна разница в получении пятен вблизи инженерных сетей и пятен, находящихся на значительном расстоянии от таковых, лишние метры и километры коммуникаций - это немалые деньги, есть, где разгуляться, есть над чем подумать. Вот и выстраиваются различные теневые схемы по добыче "бабок".

Мне бы не хотелось в рамках данной статьи вдаваться в детализацию и технические тонкости принятия генплана, а равно и рассматривать механизмы контроля за его выполнением. Это вопрос соответствующих исполнительных органов. Важно другое. Важно иметь политическую волю высшего руководства страны, вести победоносную войну с коррупцией по всем фронтам. Если в данном случае одновременно все регионы предоставят к определенному сроку свои генпланы строительства, а, на мой взгляд, это обязательное условие, именно сразу и по всей стране, то огромное количество мздоимцев всех рангов и мастей останутся в этом сегменте не удел, а как принято (и правильно) считать, строительство одно из самых коррумпированных отраслей. Это будет небольшая, но очень показательная победа на конкретном участке. Участков этих тьма тьмущая. На той же малой родине последних двух президентов, скандал за скандалом в строительной сфере. То высотный регламент нарушен и навсегда испорчен исторический облик известный всему миру (что самое несмешное никто за это не понес наказания), то кипят страсти по уплотнительной застройке, то одно то другое! Бесконечно! Да, города не могут не развиваться, глупо видеть их статичными, не живыми. Но, почему в угоду интересов бизнеса, отдельной категории граждан, родные места теряют красоту и превращаются в каменные джунгли со спорной архитектурной гармоничностью. Впрочем, я не претендую на роль знатока архитектурных форм и допускаю субъективность суждения предыдущего высказывания, скорее это эмоциональное выражение того количественного безобразия в строительной сфере, которое я мог наблюдать в последнюю поездку по регионам РФ. Уверен, деньги не могут решать все. Гармонию и красоту не покупают, ее создают!

2. Наряду с введением генплана, я бы создал такую систему "одного окна", при котором участие конкретного чиновника не могло бы влиять на результат. Что я имею в виду? Как известно, любой гражданин (ООО, ОАО, ЧП и т. п.), обращаясь в органы власти с прошением о выделении участка или с целью организовать что-либо, сталкивается с беспрецедентным проявлением бюрократизма, волокиты, вымогательства и т. д. Месяцами, а то и годами обивают пороги административных органов, всевозможных разрешительных служб, зависят от настроения чиновника, его заинтересованности, ищут неформальные выходы (и бывает, находят). Словом полностью зависит от конкретных участников исполнительной власти, это знают все, и я думаю в этом вопросе, что называется, заводить рака за камень мы не будем. И так, "одно окно". Бизнесмену необходимо построить магазин, он пишет заявление, на административной комиссии дается разрешение. Орган власти заключает договор с бизнесменом, по которому по истечении конкретного времени, за определенное вознаграждение (размер вознаграждения, принимается на собрании местных депутатов и не имеет финансовой "вилки") на руки выдаются все соответствующие документы, со всеми согласованиями, кадастрами, согласованными проектами, с разрешением на строительство (и было бы вообще замечательно, зарегистрированное право аренды или иное право). Что мы получаем при этом, имея в виду борьбу с коррупцией. Самое главное мы исключаем конкретного чиновника из так называемой "игры". Его персональное влияние может быть использовано только до вневедомственной комиссии, а здесь уже ловить за руку легче, в этом случае к таким персонажам, могут появиться серьезные вопросы от контролирующих организаций. Что важно, бизнес избавится от неопределенности, получит конкретные (закрепленные договором) сроки исполнения, сможет в таком случае планировать в свою очередь сроки возведения и сдачи объекта. Бизнес, имея гарантии, может без рисков, открывать кредитные линии в финансовых учреждениях, что, безусловно, положительно повлияет как на ценообразование, так и на социальную составляющую. Я сам, как и Вы не раз обращался в органы исполнительной власти и за редким исключением добивался решения вопроса в срок и компетентно. Но когда сталкиваешься с непрофессионализмом, тупостью, безответственностью, пахнущим нафталином менталитетом клерков, хочется поменять хоть что-то, чтобы в этом вопросе быть на шаг к цивилизации. Ведь должно же государство понимать, чем спокойней, уверенней, богаче будут граждане, тем надежней и стабильней будет экономика страны, а те, кто по меткому замечанию Президента Медведева Д.А. "кошмарит бизнес", должны кануть в лету. Кстати, предлагаю в виде лозунга борьбы с коррупцией соединить две крылатые фразы моих земляков, ушедшие в народ, "Мочить в сортире тех, кто кошмарит бизнес". И это нормально.

3. Что сразу бросается в глаза, когда совершаешь вояж по регионам и попадаешь в местные администрации различных уровней? Прежде всего (кроме, разумеется, не дешевых изделий зарубежного автопрома), это отсутствие единого стандарта организации работы самих этих администраций. В одном месте определенная служба называется одним образом, в других местах иначе. Часы и дни приемов для граждан определены по собственному усмотрению, по принципу как хочу, так и верчу. К некоторым зданиям ни подъехать, ни подойти, грязь, разбитое дорожное полотно. Ну, в общем-то, понятно, когда такое наблюдаешь в сельских поселениях, но когда в городах? Государству нужно иметь "лицо", необходимо начинать изменения, создавая единый стандарт управления. Тут уже не работает всем известное выражение -"встречают по одежке, провожают по уму". И "одежка", и "ум" должны соответствовать высокому статусу государственных (муниципальных) служащих. Это не красивые слова, это осознанная необходимость. Немного хочу коснуться и организации работы органов исполнительной власти, также применительно к общенациональной проблеме. То безобразие, которое творится в коридорах муниципальных образований и иных государственных учреждениях, хорошими словом и не назовешь. Интересно, чья это "умная голова" (не высказаться бы красноречивее) планирует графики работ служб, куда обращается большая часть населения. Давки, очереди, два приемных дня в неделю, люди записываются в очередь (бред). Почему-то, существуют платные услуги, где цена вопроса (срочность) в разы больше, и таких приемных дней больше, чем собственно бесплатных (условно). И вообще, цены на услуги, например, по выдаче справки подтверждающей наличие собственности стоят таких денег, что доходности этого предприятия позавидовали бы многие герои большого бизнеса, как отечественного, так и зарубежного. Бумажка ценой в копейку, после подписи бюрократа и заверения печатью, становится дороже раз в 500 и это начальная цена. Кто придумал такое ценообразование? Автора на сцену! Ладно, работающий люд, а пенсионеры, а малоимущие, им и так не сладко живется, а тут бумажка! И таких бумажек если 5 штук, то уже по минимуму на сто долларов тянет. Так вот. Предлагаю создать некий ценовой стандарт, который бы соотносился в процентном выражении с минимальной заработной платой (для работающих) или со средней пенсией (для пенсионеров и иных малообеспеченных) для всех видов канцелярских документов. Не должна, на мой взгляд, тривиальная справка стоить больше 30 рублей. Сегодня же муниципалитеты своим службам дают вольную на установление цен по своему усмотрению. И возникает вопрос - это высокодоходный бизнес? Или все же органы власти? Что является приоритетом для чиновников, делать деньги для своих нужд или служить народу. Для кого-то затрагивание подобных тем покажется не серьезным, не существенным на фоне многомиллионных взяток и т.п. Но все же Ответ на этот вопрос скорее из области кухонных разговоров, чем серьезное аналитическое рассуждение, да и не жду я ответа. Мне, например, все ясно и понятно. Я так же уверен в том, что ясно и понятно высшему руководству страны, и очень хочется верить в то, что противостояние коррупции и некомпетентности в органах государственной власти объявленное Президентом, будет воплощено в жизнь. Мы все очень надеемся и верим.


05.12.2008

www.viperson.ru

Док. 529860
Опублик.: 05.12.08
Число обращений: 29

  • Степанов Владимир Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``