В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Дерюгин: Региональные чиновники живут не по средствам Назад
Александр Дерюгин: Региональные чиновники живут не по средствам
Российские чиновники в регионах в среднем получают по 23,6 тыс. рублей, подсчитал Росстат. Они живут существенно лучше, чем представители федеральной власти на местах, а также чем работники органов местного самоуправления. Не обделяют себя чиновники даже в дотационных регионах.

В январе-сентябре 2007 года среднемесячная начисленная зарплата работников органов исполнительной власти в регионах (губернаторов, региональных правительств) составила 23 613 рублей, сообщила в четверг Федеральная служба государственной статистики (Росстат).

Больше всех региональные чиновники получают в Ненецком автономном округе - 64 274 рубля. Далее следуют Ханты-Мансийский а.о. - Югра (53 472 руб.), Ямало-Ненецкий а.о. (52 240 руб.), Чукотский а.о. (46 971 руб.), Сахалинская область (46 706 руб.), Камчатский край (45 956 руб.), Тюменская область (45 346 руб.), Мурманская область (37 112 руб.), Рязанская область (35 667 руб.). Москва и Санкт-Петербург даже не попали в десятку - там зарплата региональных чиновников составляет 31 174 рубля (13-е место) и 34 820 рублей (11-е место) соответственно.

Минимальная среднемесячная зарплата работников органов исполнительной власти в Кабардино-Балкарской Республике (10 802 руб.), в Республике Дагестан (10 808 руб.) и в Республике Калмыкия (11 501 руб.).

Региональные чиновники живут гораздо лучше их федеральных коллег.


Заработок сотрудников территориальных органов центральной исполнительной власти (представителей федеральных министерств и ведомств в регионе - ГУВД, ФНС) в среднем составляет - 15 862 рубля. Еще меньше получают работники органов местного самоуправления (мэрии, управы) - 13 954 рубля. Их доходы сопоставимы со средней зарплатой россиян - 13 540 рублей, по данным Росстата за октябрь 2007 года.

Жизнь на широкую ногу в "богатых", особенно нефтегазодобывающих регионах, можно понять. "Тюменская область, Ханты-Мансийский округ, Ямало-ненецкий, Ненецкий - определенно одни из самых богатых регионов. Но и уровень цен на Дальнем Востоке и на Севере очень высокий, и уровень зарплат, соответственно, тоже. Плюс северные надбавки", - отмечает руководитель направления "Межбюджетные отношения" Центра фискальной политики Александр Дерюгин. Действительно, в 2006 году жители Ненецкого автономного округа получали в среднем по 28 590 рублей, Ханты-Мансийского автономного округа - по 26 830 рублей, Ямало-Ненцкого а.о. - по 32 340 рублей.

Но в десятку регионов с самыми "дорогими" чиновниками затесались и субъекты, заработка которых не хватает на покрытие их расходов - им помогает федеральный центр.


"Сахалин, Камчатка и Рязанская область - дотационные регионы", - отмечает Дерюгин. Правда, в дальневосточных регионах зарплаты у прочих граждан тоже повыше, чем в среднем по стране. По данным Росстата, в 2006 году в Сахалинской области они составляли 18 840 рублей, в Камчатском крае - 18 540 рублей. А вот в Рязанской области люди в среднем получали лишь по 7677 рублей.

Федеральному правительству давно не по душе такие перекосы. Согласно Бюджетному кодексу, уровень оплаты труда чиновников дотационных регионов не должен превышать зарплату соответствующего федерального чиновника. "Правда, здесь возникает вопрос: что такое соответствующая должность, - замечает Дерюгин. - Но подавляющее большинство регионов просто не выполняет это требование. И ни одна голова еще не полетела. Потому что ни одним законом не предусмотрено наказание за это".

Министерство финансов, пекущееся о госсредствах, готовит новые ограничения для трат регионов на своих чиновников.


Оно подготовило поправки в Бюджетный кодекс, вступающие в силу с 2008 года. С этого времени для регионов, у которых доля трансфертов из федерального бюджета в течение двух из трех последних лет превышала 20% собственных доходов, вводится ограничение на оплату труда госслужащих и общие расходы на управление. "Тут два варианта - либо мало платить большому количеству сотрудников, либо повышать эффективность и много платить нескольким людям", - рассуждает Дерюгин. По его словам, лимиты составят 3-5% от всех расходов субъекта.

Может быть, это будет работать, надеются эксперты. Но сама необходимость принудительно ограничивать зарплаты чиновников не означает ничего хорошего.

"Ни в одном другом федеративном государстве нет такой практики, - уверен Дерюгин. - Потому что если чиновники много зарабатывают, а регион живет плохо, то их переизбирают.


У нас же контроль за расходованием средств осуществляет не общественность, а вышестоящая власть".

www.gazeta.ru

20.12.2007

ЕКАТЕРИНА МЕРЕМИНСКАЯ

Док. 529605
Перв. публик.: 20.12.07
Последн. ред.: 04.12.08
Число обращений: 81

  • Дерюгин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``