В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Наркотизм в Европе: цифры, факты, тенденции Назад
Наркотизм в Европе: цифры, факты, тенденции
Впоследнее время, в особенности после саммита глав государств, посвященного 300-летию Петербурга, благие пожелания наших и западных политиков об интеграции России в Европейское сообщество, пожалуй, впервые получили серьезный шанс на реализацию. Ну, а коль мы стремимся быть европейцами, нужно знать, как наши соседи и потенциальные партнеры решают наиболее острые общественные проблемы, включая такую важную для России, как наркомания и незаконный оборот наркотиков.
В моем распоряжении оказался отчет за 2002 год Европейского центра мониторинга за наркотиками. Данные самые свежие - и они прямо-таки заставляют проводить определенные параллели между "их нравами" и тем, что происходит в нашей стране: ситуация у нас во многом сходная, меры же, направленные на ее смягчение, - часто прямо противоположные.
В целом положение дел в странах Европейского союза не такое уж удручающее: несмотря на некоторый рост по отдельным видам наркотиков в ряде стран, ситуация сейчас далека от эпидемии - число людей, начинающих употреблять наркотики, примерно равно количеству людей, по тем или иным причинам с ними расстающихся. Это отличает нынешнюю картину от той, что была в 80-х - начале 90-х годов, когда во многих странах ЕС наблюдался эпидемический рост в употреблении наркотиков. Сходные признаки стабилизации наблюдаются и у нас - вопреки апокалиптическим прогнозам многих СМИ и ряда общественных деятелей и ученых, предсказывавших стремительный рост наркомании и "вымирании нации", наши цифры достигли среднеевропейских, после чего и замерли на этом уровне.
В Европе наблюдается некоторая конвергенция подходов к наркотикам: есть некоторые ужесточения политики в либеральных странах - Голландии, Испании, и, наоборот, ее смягчение в странах, опирающихся на репрессивные методы в антинаркотической политике, - Швеции, Франции. Во всех национальных политических и законодательных инициативах стран Европы ставится цель реализовать сходные социальные меры и меры по охране общественного здоровья.
Во-первых, предлагается подходить ко всем наркотическим препаратам вне зависимости от их легального статуса - то есть теперь борьбу с наркотиками не будут считать принципиально отличной от борьбы с алкоголем и никотином, так как последние представляют опасность для общественного здоровья подчас не меньшую, чем запрещенные вещества. Чтобы уменьшить количество потребляемого алкоголя и никотина, предполагается ограничить рекламу этой продукции, а также увеличить ее налогообложение.
Во-вторых, планируется не на словах, а на деле уменьшить ответственность простых потребителей наркотиков, - до сих пор во всех странах ЕС, кроме Норвегии, Нидерландов, Италии и Испании, основными преступлениями, связанными с наркотиками, о которых сообщает полиция, остаются употребление наркотиков и их хранение. Кроме того, продолжается либерализация подхода к легким наркотикам; так, совсем недавно Британский парламент принял поправку к закону о наркотиках, заменяющую уголовную ответственность за потребление марихуаны и хранение ее в небольших количествах конфискацией этого наркотика и устным предупреждением.
В-третьих, пришло понимание того, что невозможно просто бороться с самим употреблением наркотиков, оставляя без внимания гибельные последствия наркотизации, такие, как ВИЧ, вирусные гепатиты и преступления ради добычи наркотиков. Именно поэтому во многих странах идет расширение законодательной базы для программ метадоновой поддержки, признанных эффективными в снижении этих вредоносных последствий.
Среди стран-участниц ЕС растет согласие по поводу того, что эффективный подход к проблеме наркотиков включает в себя снижение сопутствующих заболеваний наркозависимых и смертности, связанной с употреблением наркотиков, снятие с них клейма и социального исключения, наконец, распространение правдивой, а не основанной на ужасе и страхе информации о различных наркотиках и их потенциальной опасности среди случайных (нерегулярных) потребителей. У нас же в профилактике по-прежнему используются главным образом методики запугивания и мифологизации наркотиков, вне зависимости от степени реальной опасности каждого из них.
Например, недавно в Петербурге проходила конференция "Антинарко-2003".
Организаторы устроили фотовыставку, целью которой, по их словам, являлась профилактика наркомании. Опять шприцы, наполненные подозрительного вида коричневатой жидкостью, опять бесчисленные подвалы и морги, забитые наркоманами, опять в сотый раз рассказанные истории о том, как человек попробовал травку и через месяц стал законченным преступником и героиновым наркоманом. Чему учит такая выставка? Тому, что если ты хоть раз попробовал наркотик (а таких у нас, к сожалению, среди молодежи сейчас очень много) - дороги назад уже нет? А кто-то может понять ее и так: "это - вообще полная туфта: раз они про траву гонят, то и героиновые страшилки - тоже лажа"? И знали ли организаторы выставки, что изображения гигантских шприцов с героином для тех, у кого были или есть проблемы с наркотиками, - прежде всего гигантская провокация?
Так вот, из отчета явствует, что такие методы в Европе сейчас не считаются эффективными. Там предпочитают заниматься не запугиванием, а передачей правдивой и объективной информации с параллельным внедрением альтернативных наркотикам ценностей и образа жизни. А на тех, кто все-таки пробует наркотики или даже употребляет их систематически, крест ставить не спешат, пытаясь снизить отрицательные последствия наркотизации и постепенно подвигнуть таких людей к отказу от наркотиков.
Посмотрим теперь, как эти принципы обретают реальное содержание в цифрах, фактах, тенденциях.
СНИЖЕНИЕ СПРОСА НА НАРКОТИКИ
Ключевая составляющая антинаркотической политики в Европе - снижение спроса на наркотики. Считается, что в условиях демократического общества полностью прекратить или даже радикально уменьшить количество поставляемых наркотиков при их сверхприбыльности невозможно. Однако в разных странах существуют различные мнения на то, как снизить этот спрос.
Профилактика в школе является приоритетом в 10 странах ЕС, превенция и раннее вмешательство в молодежных группах риска - в 9, а упор на правоохранительные органы делается в 7 странах. В 8 странах считают приоритетным развитие органов здравоохранения, занимающихся лечением наркомании.
Пришло понимание того, что простое распространение информации о наркотиках (пусть даже полностью правдивой и объективной) - неэффективно. Поэтому профилактика в школе включает в себя прививку ценностей здорового образ жизни, развитие социальных и личностных навыков, а также гармоничное развитие личности. К сожалению, в нашей стране такие меры по большей части носят декларативный характер, а множество программ по профилактике, разработанных на самом высоком уровне, так и остаются на бумаге.

Петербургский Час пик
10.12.2003

Док. 529537
Перв. публик.: 10.12.03
Последн. ред.: 04.12.08
Число обращений: 213

  • Ежедневные тематические обзоры СМИ Госнаркоконтроля за 2003 - 2008 годы.

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``