В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Совещание по ЕГЭ в Совете Федерации Назад
Совещание по ЕГЭ в Совете Федерации

Совещание по ЕГЭ в Совете Федерации20 ноября Председатель Совета Федерации С.М. Миронов провел совещание по итогам эксперимента о введении единого государственного экзамена. В нем приняли участие представители Министерства образования и науки, Рособрнадзора, региональных органов власти, преподавательской и родительской общественности, ЦК профсоюза работников образования и науки, члены Экспертного совета по законодательному обеспечению образования при Комитете СФ по образованию и науке. Выступило 23 участника, прения были довольно жаркими. Лагерь сторонников ЕГЭ состоял исключительно из представителей Минобрнауки и Рособрнадзора (в количестве двух человек), тогда как лагерь противников и острых критиков ЕГЭ объединил преподавателей и педагогов из школ, вузов, экспертов образования. К взаимопониманию стороны не пришли. Было решено создать независимую комиссию для анализа итогов 7-летнего эксперимента и на основе ее работы подготовить документ, с которым сможет ознакомиться общественность и который С.М. Миронов лично передаст Президенту РФ.
Предлагаем вашему вниманию тезисы выступлений участников совещания.

 

 

Открывая совещание, С.М. Миронов сразу четко обозначил свою позицию:
"Категорически не приемлю введение ЕГЭ в обязательном порядке в будущем году. Считаю, что мы делаем стратегическую ошибку". Он подчеркнул, что за семь лет эксперимента по ЕГЭ о его итогах общественности никто не доложил, хотя и так очевидно, что эксперимент не был успешным. "Мне представляется, что ситуация ищу мягкое слово", - сказал Председатель Совета Федерации.

"Следует еще раз рассмотреть, что позитивного есть в едином государственном экзамене. И дать объективную оценку, не опасаясь нанести ущерб чиновничьему мундиру" - отметил С.М. Миронов
"На карту поставлено слишком многое, - продолжил Председатель Совета Федерации, - будущее России, будущее инновационной экономики, конкурентоспособность, само мироощущение и миропонимание. Применение ЕГЭ привело к печальным последствиям. Дети не обретают знания, а "натаскиваются" на сдачу тестов. В итоге тестирование дает такие результаты, которые далеки от реальности и непредсказуемы. Например, 85% учеников в школе получают высший бал по математике. И наоборот, - дети, получившие случайно неудовлетворительный результат, не могут поступить в ВУЗ. Генеральная прокуратура разбирается с уголовными делами по вопросам коррупции в образовании.

Экономическая основа России базируется на идеалах, выстраданных в ходе тысячелетней Российской истории. Задача российского образования как раз и заключается в том, чтобы эти идеалы и ценности не угасли, а передавались из поколения в поколение, обогащались и развивались."

 

 

 

 

Х.Д. Чеченов, председатель Комитета Совета Федерации РФ по образованию и науке:

`Мог бы Эйнштейн поступить в вуз, если бы сдавал ЕГЭ?`

 

 



Об особом значении для культуры и будущего страны отечественных традиций образования говорил в своем выступлении и Х.Д. Чеченов. По его словам, собранные Комитетом Совета Федерации РФ по образованию и науке обобщенные данные по ЕГЭ из регионов вызывают тревогу. По литературе и математике почти четверть выпускников получили двойки, и перед ними встала проблема продолжения учебы. ЕГЭ не дает шанса показать все свои знания. Х.Д. Чеченов привел пример из истории. Эйнштейн получил двойку по математике. Если бы он сдавал ЕГЭ - его образование бы закончилось.

Председатель Комитета по образованию и науке указал и на проблему поступления в российские вузы иностранцев. Отметил необъективную оценку знаний учеников: в одной из южных республик почти 100% школьников сдали ЕГЭ по русскому языку на "отлично". В заключение Чеченов сказал: "Второе тысячелетие Россия остается великой страной. Третье тысячелетие мы начинаем не в самых лучших условиях, но если образование и наука сохранятся, и третье тысячелетие будет за Россией".
 

О.Н. Смолин, заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы:
"Культура - это то, что остается в человеке, когда он забыл все, чему его учили в школе"

Олег Николаевич поддержал идею независимой оценки качества подготовки выпускников, но он категорически против тестового формата подобной оценки. Смолин отметил плюсы ЕГЭ: удобство оценки работы школы и регионов по единому критерию, расширившиеся возможности для выпускников из регионов при поступлении в столичные вузы.

К минусам Олег Николаевич отнес прежде всего перемещение коррупции на другой уровень, снижение гуманитарной составляющей образования, разрушение ценностей отечественной педагогической системы. "Ориентируя учащихся на механическое запоминание, ЕГЭ препятствует развитию творческих способностей. В этой связи уместно вспомнить высказывание: культура - это то, что остается в человеке, когда он забыл все, чему его учили в школе".

Олег Николаевич предложил компромисс: создать Комиссию по итогам эксперимента и поддержать от имени Совещания законопроект о добровольности ЕГЭ. И хотя бы на год отсрочить закон о введении ЕГЭ в обязательном порядке.

Л.Б. Нарусова, председатель Комиссии Совета Федерации по информационной политике, член Комитета Совета Федерации по образованию и науке:

"Страшно не совершить ошибку, а упорствовать в ее непризнании и нежелание ее исправить"

 

 

 

 

 

 



"Образование, - отметила профессор Нарусова, - единственная ценность, ради которой государство инвестирует в будущее. Здесь не должны довлеть узкокорпоративные интересы тех, кто эту реформу разрабатывал и осуществляет. Страшно не совершить ошибку, а упорствовать в ее непризнании и нежелании исправить". Член Комитета по образованию и науке отметила важность оперативного поиска путей по исправлению ошибок, связанных с принятием ЕГЭ. "Нельзя всех стричь под одну гребенку, растить зомбированных людей, способных лишь отгадывать кроссворды и шарады".

 

 

 

 

 

 


И.М. Реморенко, директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки:

Эксперимент по введению единого государственного экзамена состоялся"

По мнению представителя Минобрнауки, ЕГЭ обеспечивает преемственность школьного и высшего образования, удерживает детей в школе (в противном случае они массово стали бы переходить на экстернат), позволяет объективно оценивать их знания. В Министерстве образования ЕГЭ считают фактором роста доступности высшего образования. Вместе с тем, ЕГЭ, как и любое новшество, нуждается в совершенствовании. Господин Реморенко заключил: введение ЕГЭ в штатный режим с 1 января 2009 года пойдет на пользу отечественному образованию.

С.М. Миронов коротко и емко прокомментировал выступление представителя Минобрнауки: "Мы сейчас слышали, как убаюкивают нашего президента и нашего премьера Типичный пример!". Особенно возмутил Председателя СФ пассаж чиновника о том, что только введение ЕГЭ удерживает детей в школе. "Платите сегодня в пять раз больше учителям, и вы увидите другое образование!"
 


А.Л. Семенов, ректор Московского института открытого образования департамента образования Москвы:

`Дети перестают говорить и писать`

А.Л. Семенов отметил, что разработчиками ЕГЭ не учтен тот простой факт, что единый экзамен ориентирует школу на соответствующий тип обучения, в результате которого дети просто перестают говорить и писать. По словам Семенова, заработал инерционный механизм: негативные последствия введения ЕГЭ будут нарастать, позитивные - сходить на нет.

 

 

 

А.М. Лялин, ректор Государственного университета управления:

`Мы пытаемся найти одно решение всех проблем`

 

 

 


По мнению ректора ГУУ, ЕГЭ может быть составной частью вступительных экзаменов, инструментом лицензирования учебного процесса в общеобразовательных школах. Но превращать ЕГЭ в панацею от всех бед - неверно.

 

 

 

 

Ю.В. Завельский, директор Московской гимназии на Юго-Западе N1543:

`ЕГЭ - идеальный экзамен для любого троечника`

 

 


Заслуженный учитель был эмоционален и свое выступление начал с цитаты Монтеня: "Мозг, туго набитый, стоит дешевле, чем мозг, хорошо организованный". "Если мы хотим с помощью ЕГЭ стимулировать набивание мозгов наших ребят, - считает Ю.В Завельский, - то это идеальный экзамен для любого троечника. Образование - это не только знания. Необходимо сформировать у ребенка способы мышления, выработать у него систему взглядов на жизнь, мировоззрение, умение логически мыслить".

Юрий Владимирович отметил, что при оценке ребенка нужно живое, непосредственное общение с ним. "Ребенок должен видеть глаза учителя, как и педагог - живой взгляд ребенка. Если оставить ЕГЭ в той форме, в какой он сейчас существует, в отечественном образовании, особенно в элитарном, которое только-только встало на ноги, многое разрушится. "Когда-то академик Лихачев сказал, что вернейший способ узнать человека - прислушаться к тому, как он говорит. Беда, если мы разучимся обучать детей говорить!"

В заключение Завельский указал на факты, свидетельствующие о необъективности независимой аттестации по форме ЕГЭ на периферии. Зал аплодировал Завельскому.
 

 

В.С. Аванесов, главный редактор журнала "Педагогические измерения`:

`В нынешнем виде ЕГЭ нарушает принцип паритетности сторон образовательного процесса`

 

 

 


Вадим Сергеевич отметил, что государство фактически пытается нарушить равноправие сторон образовательного процесса (дети - родители - образовательные учреждения - общественные организации - государство). Истоки многих бед в образовании, по мнению профессора, - в навязывании исчерпавшей себя концепции монетаризма, коммерциализации образования.

М.П. Карпенко, ректор Гуманитарной Академии:

`Увы, школа готовит не гражданина, а именно абитуриента в вуз`



"Кого мы выпускаем из школы: социализированного гражданина правового государства с рыночной экономикой, или человека, подготовленного для поступления в престижный вуз? Увы, школа готовит не гражданина, а именно абитуриента. Но главная задача школы - воспитать всесторонне-развитую личность, а поступит он далее в престижный вуз, или нет - это вопрос личных способностей, одаренности. Мое мнение: ЕГЭ является лишь критерием подготовки в вуз.

 

С.А. Кочерга, проректор Московского Государственного Университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ):

`Из-за ЕГЭ возникла проблема обеспечения студентов местами в общежитии`

 

 

 



Благодаря ЕГЭ МЭСИ стал доступнее для иногородних студентов. Но возникла острая проблема нехватки мест в общежитии

 

 

В.И. Колесникова, учитель биологии московской гимназии N 1506:

`Эксперимент с ЕГЭ породил полную неопределенность`

 

 

 

 



"До сих пор неясно, в какой форме, сколько и какие экзамены придется сдавать в этом году детям. Пока речь шла о двух экзаменах в формате ЕГЭ - русский и математика. Но известно, что есть еще три экзамена (на выбор) в том же формате. На детей ложится колоссальная нагрузка при подготовке к 5-ти экзаменам! Царит неразбериха - у родителей и учеников нет полной информации о ходе эксперимента с ЕГЭ, они не знают, что их ждет".
 

 

 

Л.С. Айзерман, учитель русского языка и литературы московской  школы N 303:

`ЕГЭ - это метастазы, разрушающие школьную систему образования`

 

 

 


Лев Соломонович был категоричен, назвав ЕГЭ метастазами, разрушающими школьную систему образования. "Но избавившись от ЕГЭ и вернув прежнюю систему аттестации, мы не уйдем от проблем" - считает учитель. "Качество экзаменационных материалов недопустимо снизилось! Темы сочинений, билеты по литературе не менее безумны, чем задания в тестах ЕГЭ".
 

А.А. Рябцев, проректор по учебной работе, зам. Ответственного секретаря  приемной комиссии Российского государственного Гуманитарного Университета

`Необходимо предоставлять абитуриентам возможность выбора`

 

 

 

 

 

 

 


"Необходимо предоставить абитуриентам возможность выбора. Поступающим на технические специальности, например, ближе формат ЕГЭ". Проректор РГГУ предложил внести соответствующие поправки в действующий закон.

Завершая совещание, С.М. Миронов сказал, что поддерживает инициативу депутата ГД РФ О.Н. Смолина и планирует создать независимую Комиссию по оценке результатов по введению ЕГЭ. Председатель СФ РФ предложил включить в состав комиссии членов Совета Федерации и Государственной Думы, законодателей от каждого федерального округа, представителей заинтересованных министерств и ведомств, РАН, Российской академии педагогических наук, ЦК профсоюзов работников образования и науки, Общественной палаты, Совета ректоров России, учителей - обладателей титула "Учитель года".

Оставаясь жестким идеологическим противником введения ЕГЭ, Председатель СФ гарантировал беспристрастность и независимость работы Комиссии. С результатами работы комиссии С.М. Миронов лично ознакомит Президента РФ

Источник: www.spravedlivo-online.ru/content/news/SER1.php?news=810


viperson.ru

Док. 529506
Перв. публик.: 22.11.08
Последн. ред.: 20.08.12
Число обращений: 39

  • Миронов Сергей Михайлович
  • Чеченов Хусейн Джабраилович
  • Нарусова Людмила Борисовна
  • Карпенко Михаил Петрович
  • Лялин Алексей Михайлович
  • Смолин Олег Николаевич
  • Аванесов Вадим Сергеевич
  • Реморенко Игорь Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``