В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Черняховский: Зюганов против коммунистов Назад
Сергей Черняховский: Зюганов против коммунистов
Вслед за X съездом "Единой России" политическую жизнь несколько наполнил XIII съезд КПРФ.

Формально его главной задачей было принять новую партийную программу. Когда она будет опубликована, ее можно будет анализировать особо.

Пока же съезд был отмечен победой при формировании руководства партии правого националистического крыла над левым, коммунистическим, и относительно внезапным изгнанием из Президиума ЦК его наиболее здравомыслящих и работоспособных членов.

О классовых и социокультурных причинах этого истребления левых и ненависти к ним многих руководителей КПРФ можно говорить особо. Фактом является то, что когда националистическое крыло в 2003 году привело КПРФ к позорному поражению на выборах, вспыхнул мятеж, который вызревал давно и имел неоднозначную идейную, политическую и социокультурную составляющую. Эта неоднозначность заключалась в том, что в рамках противостояния Зюганову объединились как левые фундаменталисты - Потапов и Куваев, так и своего рода соглашатели, выступавшие за союз с властью, например, Тихонов и Семигин.

Левое крыло КПРФ, возможно, и пошло бы за первыми, но, увидев там вторых, предпочло сплотиться вокруг Зюганова. И именно тогда, когда воочию проявилась организационная немощь и бездарность нынешних лидеров националистов в составе КПРФ - пресловутых Кашина и Рашкина, левые, при определенной внешней поддержке, спасли Зюганова и тонущую КПРФ.

Это и определило такое положение вещей, при котором практически половину членов Президиума ЦК КПРФ составили коммунисты.

Ключевую роль в принятии решений играл Зюганов, маневрирую между двумя крыльями партии: коммунистическим и бюрократически-националистическим. Он понимал, кому обязан своим спасением и в известной степени убрал на второй план свои националистические комплексы.

Но, с одной стороны, правым, в руках которых оказался, в частности, пост секретаря по оргработе, удалось создать сети влияния в оргструктуре, и завести тесные прямые контакты с администрацией Кремля.


На XIII съезде сторонники Зюганова в полной мере возобладали

А, с другой стороны, они использовали определенный внутренний дискомфорт Зюганова, которому коммунистическая часть руководства мешала пропагандировать нелепости типа "русского вопроса", и, сделав ставку на его безусловную поддержку, перешли к вытеснению своих внутрипартийных противников. Шаг за шагом изничтожались левые активисты, затем был отстранен от активного участия в выработке технологий Илья Пономарев, основной креативщик ЦК, потом был нанесен удар по редакции сайта КПРФ, члены которой были объявлены "неотроцкистами".

Разгон молодежного актива после 2004 года, уход Пономарева, "дело неотроцкистов", "ленинградское дело" - все это были этапы разгрома дееспособных сил партии и ограничения влияния коммунистического крыла в руководстве Президиума ЦК.

Итогом этого наступления бюрократически-националистической группы во главе с Рашкиным, на сегодня главным и самым энергичным борцом против коммунистов, а также Кашиным, который думает, что Рашкин по-прежнему ведет эту работу ради того, чтобы сделать его Председателем ЦК, а не ради своего прихода к власти в партии, и Никитиным, вполне уже выжившим из ума и утонувшим в зоологическом национализме и антисемитизме проповедником идей "русского коммунизма" - итогом этой настойчивой борьбы стал разгром левой части Президиума ЦК.

Конечно, формально главным вопросом работы съезда было принятие новой Программы КПРФ. То, что первоначально выносилось на предсъездовское обсуждение, было ужасно и с точки зрения философской, политической грамотности, и с точки зрения своей отдаленности от коммунистической идеологии. Незадолго до съезда КПРФ вывесила скорректированный вариант. Судя по нему, документ в целом так и не состоялся. Однако судить об этом можно будет все же лишь после внимательного анализа конечного текста. Хотя многое говорят об итогах съезда и нелепицы, записанные в итоговую резолюцию по Политическому докладу.

Но это вовсе не самое главное. Как говорил во времена процесса восстановления Компартии сам Геннадий Андреевич: "Какая разница, что записано в Программе? Важно кто возглавляет партию. Вот была у КПСС вполне коммунистическая программа, а Горбачев и с ней угробил партию". И правда, столь ли важно, какая у КПРФ будет программа, если руководство партии не намерено ею руководствоваться?

А вот здесь и встает вопрос о том, что главным в итогах съезда стало изменение состава высшего руководства.

И дело не в том, что оно омолодилось или не омолодилось. В партийном жаргоне подобного рода организаций (то есть формально идеологических, а на деле бюрократических) слова значат не то, что они значат, а то, что ими маскируют.

Что значит "омолодить партию"? Формально, только хорошее - привести больше молодых коммунистов в состав ее руководящих органов.

А что это значит с токи зрения аппаратных противостояний? Это значит убрать из партийных органов тех, кто позволяет себе спорить с руководством, отстаивать принципы коммунизма, призывать к эффективной борьбе с властью. И ввести побольше молодых, которые будут благодарны за свое возвышение и послушны тем, кто их привел, которые не будут понимать, что происходит на самом деле, будут думать, что их патроны - действительно борцы за укрепление партии, а не хищные, подлые и своекорыстные карьеристы и политические проходимцы.

То есть теперь уже речь будет идти не о равновесии между левыми и правыми, которое было раньше и которое регулировал Зюганов, а о равновесии между послушными креатурами Зюганова и группой националистов.

О классовой терминологии КПРФ вспоминает тогда, когда нужно объявить, что все иные партии - "Единая Россия", "Справедливая Россия", ЛДПР - это партии буржуазные, стоящие на страже интересов "олигархическо-бюрократического режима".

Ну, допустим, все остальные партии буржуазные.

А КПРФ какая? Если остальные буржуазные, а она им противостоит, то она, наверное, должна объявить себя пролетарской? "Партией рабочих"? В крайнем случае, партией трудящихся?

Посмотрим, как будет в Программе, а в Уставе, где обычно прописываются такие вещи, говориться совсем иное: "Коммунистическая партия Российской Федерации - партия патриотов, интернационалистов, партия дружбы народов.

Коммунистическая партия Российской Федерации, отстаивая свои идеалы, защищает интересы рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, всех людей труда".

То есть, первое, КПРФ - партия никаких не рабочих, не пролетариев, не трудящихся. Она - партия патриотов. В крайнем случае - патриотов-интернационалистов.

Второе, патриоты могут быть и буржуа. Не даром одним из пунктов Постановления съезда среди задач партии значится: "Преодолевать стереотипы в восприятии партии среди малого и среднего бизнеса".

То есть она, конечно, думает о защите "интересов рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, всех людей труда", но для нее это не приоритетно. Она не выражает их интересы, будучи плоть от плоти представителей этих классов - она их только отстаивает, как сама пишет, постольку, поскольку отстаивает свои идеалы.

Она не партия рабочего класса, отстаивающая, в частности, интересы целостности страны, хозяевами в которой должны быть эти рабочие. Она партия патриотов, заодно отстаивающая интересы рабочих.

А если она не партия рабочего класса, то с какой стати она бросает другим партиям обвинение в том, что они - партии буржуазии? Надо еще заслужить право на такое обвинение. Других КПРФ хочет судить с классовой мерки, а себя с "патриотической". Ох, как удобно.

Хотя окончательный текст Программы еще не появился, исходя из того, что прозвучало в докладе, можно быть уверенным, что и в Программу теперь будет включено положение о соединении "социально-классовой" борьбы с "национально-освободительной". В этом перле содержатся как минимум две простые неграмотности и одна идейно-теоретическая.

Первая - это двучлен "социально-классовая": классы - это один из видов социальных общностей, классовая борьба - всегда социальна.

Вторая - это призыв к соединению социального и национального, потому что нации - это другой вид социальных общностей.

Но это - публицистические мелочи. Главное - это то, что размываются границы классовой борьбы, как приоритетной для коммунистов - и она уравнивается в правах с национальной. Теоретически, такая постановка вопроса может быть актуальна в определенных условиях - когда классовое угнетение дополняется угнетением национальным, угнетением со стороны иной, поработившей данную страну державы.

Применительно к России коммунисты вряд ли скажут, какая именно страна поработила ее. А без этого весь пафос "национального освобождения" сводится либо к заурядному антисемитизму, имеющему ввиду, что все буржуи - представители известного ближневосточного этноса (что не удивительно, поскольку значительную часть руководства КПРФ составляют откровенные антисемиты), либо к призывам "убрать из России черных" в духе лозунгов ДПНИ.

Вообще, для коммунистов логичнее было бы говорить о братстве тружеников всех национальностей, о пролетарском сознании, как духовной (если уж на то пошло) основе единства трудящихся страны. Но это, наверное, нечто вроде "неотроцкизма".

Вообще, среди прочего, здесь есть личная психологическая особенность Зюганова. Кто слышал, чтобы в последние пятнадцать лет он апеллировал к Марксу? Он, конечно, искренне считает себя коммунистом. Но он не коммунист идеологически, его убеждения не уходят корнями в классическую коммунистическую (марксистскую) идеологию и он не изведал на себе классовое неравенство. Он готов защищать рабочий класс, но, скорее, как барин, как филантроп.

Для него первичен не коммунизм - для него первична Россия. В той степени, в какой марксизм был внедрен в России и принес ей известный успех - он его готов принять. Но отстаивает его не как идеологию, не как классовый интерес, не как учение и принципы - он отстаивает его как часть русской традиции XX века. А потому корни и принципы этой идеологии для него остаются вовне, они ему чужды и непонятны. Так, например, в одной из своих книг он выдвинул совсем не коммунистический тезис о том, что история - это не история борьбы классов, а история борьбы этносов.

На XIII съезде его сторонники, наконец, в полной мере возобладали. Настолько, что он мог позволить себе сохранить в статусе первого зампреда Мельникова - очистив Президиум от сторонников последнего. Сохранить как бантик, красную нарукавную повязку, демонстрирующею, что в партии есть не только нерукопожатные националисты, но и приличные люди. Но сохранить без рычагов влияния, без возможности влиять на принятие решений.

Собственно говоря, разгромив левое крыло партии (которое, впрочем, не слишком сопротивлялось и основные надежды возлагало не на свои возможности в партии, а на расположение Зюганова), лидеры КПРФ уничтожили то живое, что в ней еще оставалось. Уничтожили ее будущее.

В Постановлении утверждается, что за отчетный период в партию вступило 40 тысяч новых членов. Одновременно на съезде утверждалось, что сегодня она насчитывает примерно 160 тысяч человек.

Но на X Съезде, то есть как раз перед отчетным периодом, официально утверждалось, что численность партии - 180 тысяч человек.

Если правдой является каждая из этих цифр, то получается, что за последние годы ее численность упала на 20 тысяч человек, несмотря на приход 40 тысяч новых членов. Это значит, что, либо партия физически вымирает быстрее, чем в нее вступают новые члены, либо она превратилась в проходной двор - люди в нее приходят, но тут же уходят.

А если еще учесть, что в 1993 году говорилось о численности в 600 тысяч, а в 1999 году - о 550 тысячах, убыль выглядит катастрофически.

Митинги становятся все малочисленнее, электоральная поддержка все слабее, некому не только ходить на митинги, но и стоять в пикетах. Иногда для обеспечения местной избирательной кампании ЦК приходится вывозить в тот или иной регион депутатов Московской городской думы - чтобы раздавать на улицах газеты.

А ЦК и Президиум ведут себя так, и вещают с такими интонациями, будто стоят во главе СССР полувековой давности...

Они клеймят власть, которая лишь снисходительно посмеивается над ними. Они обливают грязью коммунистов, пытающихся работать, а не молится "русскому социализму" - и не понимают, что сегодня партийное обличение может лишь заставить человека повернуться и уйти заниматься своими делами.

Структуры все слабее. Членов партии все меньше. КПРФ все ближе к смерти. И это в условиях, когда общество все левее, а запрос на социализм все актуальнее.

www.novopol.ru/text57206.html

viperson.ru

Док. 529479
Перв. публик.: 03.12.08
Последн. ред.: 18.07.11
Число обращений: 16

  • Зюганов Геннадий Андреевич
  • Черняховский Сергей Феликсович
  • Пономарев Илья Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``