Федор Глисин: Использование конъюнктурных опросов в исследованиях деловой активности предприятий и организацийНазад
Федор Глисин: Использование конъюнктурных опросов в исследованиях деловой активности предприятий и организаций
КОМУ ВОПРОС
Существенную роль в оперативном информационном обеспечении рыночной экономики играют конъюнктурные опросы предпринимателей о деловой активности возглавляемых ими предприятий и организаций. Индексы деловой активности Федерального резервного банка в Атланте и Филадельфии, Национальной ассоциации менеджеров в США, немецкого института IFO в Европе и т. п. являются важнейшими индикаторами для определения перспектив развития экономики и финансов.
Подобного рода исследования регулярно проводит Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации. В опросах ЦЭК при Правительстве РФ участвуют руководители промышленных предприятий, строительных компаний, организаций розничной и оптовой торговли, грузового автомобильного транспорта, коммерческих банков, страховых и лизинговых компаний, организаций малого бизнеса и др. Опросы имеют в основном квартальную периодичность за исключением опросов руководителей базовых промышленных предприятий, которые проводятся ежемесячно. Ежемесячные опросы охватывают 1200 базовых предприятий 11 укрупненных отраслей промышленности.
Унифицированные программы конъюнктурных опросов в реальном секторе экономики позволяют проводить сравнительный анализ оценок финансово-экономического положения предприятий и организаций, которые дают их руководители, с соответствующими оценками этих показателей руководителями финансовых организаций. Заслуживает внимания анализ мнений руководителей предприятий и организаций реального сектора о характере взаимодействия с коммерческими банками и страховыми компаниями при размещении депозитов и получении кредитов, а также мнение банков и страховых компаний о возможностях наращивания привлекаемых из реального сектора экономики средств. Следует отметить тот важный момент, что опросы предпринимателей позволяют получать оперативную конъюнктурную информацию, отсутствующую в статистической отчетности.