В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Алексей Подберезкин: Сознательные изменения социальной структуры общества Назад
Алексей Подберезкин: Сознательные изменения социальной структуры общества
"Мы постепенно встанем на ноги.
И решающее здесь - дух"

А.Солженицын

" любая идея признается в миссионерах, в тех,
кто будет эту идею продвигать".

А.Фурсенко


Опережающее развитие нации предполагает опережающее развитие общества и экономики. Простой количественный рост экономики, измеряемый ростом ВВП государства, в XXI веке мало что дает. Нужен качественный рост, который в экономике во многом определяется уже изменениями в социальной структуре общества. Таким образом, общество, его развитие, как и развитие его институтов, становится определяющим фактором экономического развития.

Кризис 2008 года, очевидно, подтвердил этот вывод. Быстрый рост ВВП в России в 200-2008 годах не привел ни к значимым изменениям в социальной структуре общества, ни структурным изменениям в экономике. Именно поэтому Россия оказалась наиболее уязвимым звеном - не смотря на все накопленные резервы и "подушки безопасности". Внешняя зависимость - как следствие отсталой экономической и общественной структуры - особенно четко проявилась в зависимости от цен на сырье и энергоносители, слабый сектор наукоемких технологий, зависимость от импорта практически всех видов готовой продукции и услуг.

Структура современного общества определяется сегодня многими параметрами. Она не сводится, как справедливо отмечает Е.Гонтмахер, только, к "желудочному определению" величине душевого дохода (который, кстати, требует своего обоснования), либо другим показателям. Одна из характеристик современного общества - величина среднего класса в стране в процентном отношении, которая, на мой взгляд, должна составлять порядка 75% всего населения. При том понимании, что характеризуя средний класс, мы имеем в виду не только стабильный и высокий уровень душевого дохода (а также наличие 2-х и более автомашин, благоустроенной квартиры и т.д.), но и уровень образования, профессиональную деятельность, образ жизни, самоидентификацию и многое другое.

Социальная структура общества и опережающее развитие

Для нас принципиально важно знать и уметь сознательно влиять, в том числе (и прежде всего) через государство на социальную структуру общества, стремясь максимально ускорить процесс ее модернизации. Без этого, повторю, невозможно не возможно не только ускоренное развитие экономики, но и ее развитие вообще. Доминирование в обществе среднего класса это:

- формирование устойчивого внутреннего спроса;

- наличие профессиональных кадров;

- резервуар для развития общественных институтов.

Современной властью социальная структура общества сегодня неоправданно определяется, прежде всего, экономическими параметрами и социально-экономическими критериями, вытекающими из объема и качества экономики. Хорошо иллюстрируют этот вывод данные, вытекающие из оценок правительства, представленные МЭРом в августе 2008 года:

Из приведенных характеристик видно, что к основным параметрам Правительство относит макроэкономические характеристики. Лишь показатели бедности и доля среднего класса можно условно отнести к социальным критериям, хотя и они определяются только уровнем доходов.



Как видно из приведенных данных, правительство еще не закладывает в основные показатели развития страны критерии развития современного общества. Два критерия - душевой ВВП и доля среднего класса, - конечно же имеют значение, но, во-первых, необходимо раскрыть эти критерии (например, душевой ВВП по сравнению с развитыми странами, а также критерий, но которому определяется доля среднего класса), а, во-вторых, добывать качественные характеристики. Такие, например, как доля лиц с высшим образованием, доля лиц занятых в наукоемких отраслях, развитие институтов Гражданского общества и многое другое.

Но этих критериев нет, а значит нет и целей развития, ясных приоритетов. Как справедливо отмечает Е.Гонтмахер, " величина среднего класса - это индикатор успешности нашего движения (подч. А.П.) данной цели, к превращению России в комфортную, процветающую, современную страну, которая входит в число самых передовых в мире" . Эта формулировка Е.Гонтмахера совпадает с идеей Д.Медведева, выдвинутой в послании ФС в ноябре 2008 года .

Я бы добавил, что величина среднего класса это интегральный индикатор правильности движения. Гораздо более важный, чем рост ВВП страны и даже душевого ВВП.

Еще до кризиса 2008 года однако этот показатель свидетельствовал о неблагоприятных тенденциях. Хорошо, конечно, что власть сформулировала задачу роста среднего класса до 60-70% к 2020 году, но реальность такова: до кризиса величина среднего класса не превышала 20%. Причем в 2007-2008 годах этот рост прекратился, а соотношение 10% богатых к бедным смеем населения даже увеличилось. Подчеркну, что этот симптом появился уже в начале 2008 года, до осеннего кризиса, что подтверждает еще раз важность этого критерия.

"Объективные" экономические предпосылки изменений социальной структуры, конечно же, имеют значение. Но еще большее значение имеет сознательная государственная политика по изменению социальной структуры общества, т.е. вполне субъективный фактор, который признается на высшем политическом уровне (в 2007-2008 годах это не раз озвучивали В.Путин и Д.Медведев), но не находит своего отражения в реальных планах. Прогнозах и действиях Правительства.

Соотносить долю среднего класса с уровнем доходов - явное упрощение. Причем сознательное, а не от незнания. Не секрет, что существует несколько неэкономических критериев, влияющих на социальную структуру общества. Среди них важнейшие - образование и самоидентификация. Как справедливо признает ректор МГИМО, академик А.Торкунов, "Важнейшую роль в триаде параметров принадлежности к среднему классу играют последние два элемента - высокий уровень образования и самоидентификация. Один из них связан с системой высшего образования прямо, второй - опосредованно. Именно в рамках университетской среды, после средней школы, в начале социальной стратификации начинается сознательный процесс самоидентификации, при этом свободной от исходных материальных благ. Студент или выпускник вуза причисляет себя к некоей общности, как бы она ни называлась - "интеллигенция", "белые воротнички", средний класс, ИТР, - вне зависимости от того, проводит он лето в стройотряде или на средиземноморском курорте. Принципиальный старт самоидентификации дается с получением студенческого билета. При этом университет представляет собой важнейший институт социального смешивания и социальной мобильности" .

Другой важный критерий среднего класса - экономическая и социальная стабильность. Представитель среднего класса, затратив на свое обучение и профессиональную подготовку много лет жизни, вправе рассчитывать на то, что он сможет удержаться на этой социальной лестнице как в последующей производственной деятельности, так и после выхода на пенсию.

Очевидно, что сегодня такой гарантии нет. В развитых странах творческий и карьерный рост продолжается до 60-65 лет и даже дольше. До периода, когда человек наращивает до максимума свои профессиональные возможности. В России же, как признает Е.Гонтмахер, этот пик достигается к 35 годам. Причем регулярные экономические и социальные потрясения, которые эта личность переживает за период своей профессиональной деятельности, сильнейшим образом дестабилизируют не только его экономическое положение, но и социальное и даже психическое. Достаточно вспомнить сколько инженеров, ученых, преподавателей, деятелей культуры "не нашли себя" в кризисных 90-ых и даже в нынешнем десятилетии.

Еще сложнее с тем, что ожидает представителя среднего класса после выхода на пенсию. В большинстве случаев из-за редкого снижения уровня жизни он обречен на переход в категорию бедных и даже нищих, т.е. он теряет не просто материальный достаток, но и среду обитания, "выпадает" из общественной жизни.

В России, таким образом, уже сегодня необходимо вносить серьезные, принципиальные коррективы в финансовую, экономическую и социальную политику, которая должна не просто обеспечивать минимально необходимые социально-экономические условия для выживания, а создавать оптимальные условия для развития среднего класса. Именно он будет определять будущее страны. Даже в условиях кризиса необходимо помнить, что успех или неудача будут определяться не столько падением темпов ВВП, а падением доли среднего класса. И речь идет не только о доходах, но и о других характеристиках среднего класса. Таких как доступ к информации, образованию, культурным и духовным ценностям. Без этого, уже после кризиса, российское общество развиваться не сможет.

Важны и становятся еще важнее в XXI веке такие характеристики как самоидентификация, социальный статус, престиж, гарантии государства, отношения СМИ и власти, участие во власти и политической жизни, возможность творческой работы и самореализации.

Совершенно ясно одно, что общество (причем все, а не только интеллигенция) придается в государственной политике по изменению социальной структуры в пользу интеллигенции и особенно ее творческой части - креативной социальной группы населения. Эта задача в XXI веке становится не только политической, но и общенациональной. Как справедливо признает А.Шубин: "Большая часть интеллектуального слоя в имущественном отношении относится к бедноте. Но в случае восстановления социального государства это положение может измениться. Сложившаяся социальная система способствует отчуждению интеллигенции от власти и формированию, как и в начале ХХ века, общественного мнения, направленного против мероприятий режима. Эту ситуацию может изменить только кардинальное изменение политики в отношении интеллектуального слоя. Альтернатива в первые десятилетия ХХI века будет такова: завершение разрушения постсоветского интеллектуального слоя с резким сокращением количества интеллигенции (признак перехода в третий мир) или восстановление доходов интеллигенции, приведение их в соответствие с имущественным положением, гарантии гражданских прав и свобод. Второй вариант позволит обеспечить формирование постиндустриального креативного интеллектуализированного среднего класса. Пока возможности для этого еще сохраняются" .

Отдельный аспект - средний класс и перспективы научно-технического развития России. Взаимосвязь между этими понятиями вроде бы очевидна: чем больше доля и качественнее научная интеллигенция в обществе, тем крупнее научно-технические достижения, тем эффективнее экономика, лучше ее структура, меньше зависимость от импорта и выше экспортные возможности. Эта взаимосвязь еще раз подтверждает, что показатель среднего класса - индикатор правильности пути развития общества и экономики.

Не случайно, как справедливо считают известные ученые И.Пейрос и П.Турчин , "Наука стран третьего мира демонстрирует заметное сходство с их экономикой. Основу последней, как известно, составляют экспорт сырья и импорт продуктов глубокой переработки. Наука третьих стран имеет те же характеристики: первый мир импортирует из третьего сырье - результаты прикладных исследований и эмпирические данные, собранные местными учёными. Продукты глубокой научной переработки - научные теории - третий мир производить не может. Российская наука, к сожалению, быстро превращается в науку страны третьего мира.

В последние годы в отношении к науке в России и в положении учёных наметились некоторые сдвиги к лучшему, но российская наука не возвратилась к тому уровню, на котором она могла бы успешно конкурировать на мировой арене. Западные университеты и научные институты по-прежнему остаются центром притяжения для лучших молодых учёных, и очень немногие из тех, кто уехал за рубеж, возвращаются обратно. Тем не менее, мы убеждены, что в современных российских условиях можно создать эффективную программу для поддержки и развития научной инфраструктуры, предотвращения утечки мозгов и возвращения российских учёных из-за границы, для привлечения в науку талантливой молодежи, сохранения и создания новых научных школ.

Да, почти два десятилетия были полностью потеряны для российской науки. Но у России всё ещё есть важные конкурентные преимущества. Предлагаемая концепция опирается на сильные составляющие российской науки, сводя к минимуму влияние слабых аспектов.

В чём сила? - Справедливо задают вопрос эти ученые.

Во-первых, это научное и общекультурное наследие Российской империи и СССР. Российская Федерация быстро может стать центром научного притяжения на постсоветском пространстве, где русский пока ещё остается языком науки.

Во-вторых, Россия всегда была и сегодня остается мировым центром развития аналитических и теоретических направлений в науке. Эти направления можно развивать даже сегодня, в условиях, когда средства на науку выделяются ограничено. Для развития аналитических и теоретических направлений не нужно создавать дорогостоящие лаборатории, средства нужны в основном на зарплату, помещение, и компьютеры. Особое внимание нужно уделить социальным наукам, где в следующем десятилетии ожидается прорыв, по значимости схожий с ньютоновским и дарвиновским прорывами в физике и биологии.

В-третьих, как ни парадоксально это звучит, отток мозгов из России за последние два десятилетия также является конкурентным преимуществом России. Многие из уехавших учёных сделали блестящую карьеру в западных странах, в условиях, замечу, высочайшей конкуренции. У них все в порядке с языком, научными связями, внушительные публикации и индексы цитируемости. Этих учёных можно возвращать на родину. Примеры успешной реализации государственной политики репатриации мозгов есть, например Китай".

Подводя итог, можно сказать: если рассматривать адекватно понятие "средний класс", то оно становится во многом синонимом понятия "интеллигенция". Как видно на рисунке, в эту социальную группу входит значительно меньше граждан, чем те, которые статически могли бы в нее входить, если бы эта группа определялась только уровнем доходов.

На самом деле критериев для определения класса "интеллигенции" еще больше, чем критериев для среднего класса. Речь, конечно же, идет об уровне культуры, воспитания и многом другом, что трудно определить количественными оценками. Хотя иногда и можно. Например, количеством прочитанных за год книг, выписываемых газет и журналов, посещаемостью театров, музеев и т.д.




Главное однако в другом. Если согласиться с утверждение что в XXI веке уровень экономической и военной мощи государства будет определяться качеством его населения, т.е. прежде всего долей граждан, которых условно можно отнести к интеллигенции, то становится ясно, что не только все общество, но и государство заинтересованы в том, чтобы эта доля была максимально большая.



Алексей Подберезкин - академик РАЕН, доктор исторических наук, профессор

www.viperson.ru

03.12.2008

 

 



viperson.ru

Док. 529326
Перв. публик.: 03.12.08
Последн. ред.: 05.03.11
Число обращений: 33

  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Путин Владимир Владимирович
  • Подберезкин Алексей Иванович
  • Подберезкин Алексей Иванович
  • Фурсенко Андрей Александрович
  • О нем...

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``