Галина Волчек: Меня долго убеждали, что я никчемный режиссерНазад
Галина Волчек: Меня долго убеждали, что я никчемный режиссер
15 апреля легендарный театр "Современник" отметит свой полувековой юбилей. В далеком 1956-м выпускники Школы-студии МХАТ Лилия Толмачева, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков, Олег Ефремов задумали создать психологический театр, созвучный времени. Да и время - начало "оттепели" - как нельзя лучше подходило для смелых и дерзновенных творческих начинаний. Всякое было у "Современника" - падения и взлеты, разочарования и триумфы. О жизни "Современника" с его художественным руководителем Галиной Волчек беседует корреспондент "Родной газеты" Феликс Грозданов.
- Галина Борисовна, весь этот год вы то и дело повторяли, что юбилей театр отметит "только со зрителями". Раскройте тайну, что готовите?
- В этот день мы будем играть "Вечно живых" Розова, как и пятьдесят лет назад. Тогда, после спектакля, почти до утра шло его обсуждение со зрителями. Та ночь и стала началом "Современника". Теперь мы задумали ее повторить. Будет новый диалог с новым зрителем. Ни коллег, ни друзей, ни журналистов, ни чиновников мы не зовем к себе на праздник. Даже актерам нельзя будет привести своих родственников. В зале будут только зрители, которые оставались нам верны все эти годы.
- К юбилею театра в его репертуаре вновь появились "Пять вечеров" по пьесе Володина. Что заставило сделать ремейк прежнего легендарного спектакля?
- Это не ремейк, боже упаси! Я вообще не думаю, что какой-то спектакль можно без потерь восстановить. Да, нам предлагали в разное время вернуться и к "Войне", и к спектаклю "Двое на качелях". Но я отказывалась. А вот в "Пяти вечерах" все как-то сошлось: и наш любимый Александр Володин, и замечательные актеры Елена Яковлева и Сергей Гармаш. Да и просто захотелось посмотреть на ту историю глазами молодого режиссера. Я долго искала такого, кто не был бы отягощен грузом впечатлений, воспоминаний, а просто посмотрел бы сегодняшним взглядом на ту жизнь, на тех людей, на тех нас. И нашла. Ставит "Пять вечеров" Александр Огарев.
- Знаю, что до конца этого сезона зрителей ждет еще несколько премьер в "Современнике". Расскажите о них.
- У нас нет творческого портфеля, как бывало в прежние времена. Ведь сегодня нереально что-то запланировать, суметь подстроиться и под график режиссера, и под занятых в кино актеров. В эти дни мы выпускаем два новых спектакля - "Америка, часть вторая" Биляны Срблянович в постановке Нины Чусовой и "Три старушки под окном" Михаила Коломенского, режиссер Борис Мильграм. В июне у нас пройдут творческие вечера Чулпан Хаматовой и Дины Корзун. 25 мая - премьера спектакля "Клеопатра" Кирилла Серебренникова. Им и завершим сезон.
- После того как вы возглавили "Современник", сами на сцену не выходите. Почему?
- Так занята делами театра, что просто нет времени. Именно по этой причине я переехала из любимого Подмосковья в нелюбимую Москву, потому что не могу тратить на дорогу по 4 часа ежедневно. Не могу себе позволить думать о роли, образе, не могу найти время даже для заучивания текста! Ведь у меня в голове другие заботы: как и чем жить театру завтра, где найти хорошего режиссера, чем платить актерам зарплату? Но я все время играю, хотя зрителю этого и не видно. Постоянно, на каждой репетиции я столько раз вместе с актерами проигрываю их роли, что и подсчитать невозможно.
- Помню, когда юбилейный сезон только открывался, речь шла о том, что вы сыграете главную роль в спектакле "Жизнь впереди" по пьесе Ажана. Но сегодня про те планы что-то больше ничего не слышно.
- Да, постановка откладывается на неопределенный срок. Это связано с тем, что нынешние творческие планы скандально известного украинского режиссера Андрея Жолдака, оставившего Харьковский театр, связаны большей частью с Германией. И когда у него появится время для нас, неизвестно.
- На ваш взгляд, самое счастливое время для "Современника" уже было или еще впереди?
- Меня долгое время убеждали, что театра нет, что я его убила, что я бездарная актриса и никчемный режиссер. Так долго убеждали, что я начинала в это верить. Казалось, что все не так, все плохо. Потому моменты счастья запомнились особенно остро. Счастье - первая поездка театра в США, где нас встречали, как героев. Счастье - когда "Современник" получил там самую престижную театральную премию, в то время как в своей стране удостаивался лишь оплеух и пощечин. Счастье - когда после одного из недавних спектаклей "Крутой маршрут" во время поклонов кто-то из зрителей громко сказал: "Простите нас". Ну а разве не счастье, что мы отмечаем 50-летие театра? Даже самой не верится.
- За вами большой коллектив, большая история. Больше тридцати лет вы руководите театром. Кто помогал вам все эти годы?
- Многим людям я благодарна. Когда ушел Олег Ефремов - человек удивительный и друг замечательный, - думала, что все, конец. Театр остался без ведущего актера, без репертуара. Я - без сильного плеча рядом. И очень благодарна Игорю Кваше, который нашел нужные слова, помог не сломаться. Игорь вообще был всегда со мной рядом. Еще - Лилия Толмачева. Они никогда не изменяли театру, я доверяю им порой больше, чем себе.
СПРАВКА
Галина Борисовна ВОЛЧЕК родилась 19 марта 1933 года в Москве.
В 1955 году окончила Школу-студию МХАТ. В 1956 году вместе с Олегом Ефремовым и группой соратников участвовала в создании студии молодых актеров "Современник".
1962 год - режиссерский дебют - "Двое на качелях". В 1967 - "Обыкновенная история", Государственная премия СССР.
С 1972 года - художественный руководитель Московского театра "Современник". Ставит спектакли в США, Германии, Финляндии, Ирландии, Венгрии, Польше. Занимается театральной педагогикой за рубежом. Ведет курс лекций и практических занятий в Нью-Йоркском университете.
От первого брака, с Евгением Евстигнеевым, - сын Денис. Сегодня - известный режиссер кино ("Лимита", "Мама").
Народная артистка СССР (1988), кавалер орденов Трудового Красного Знамени (1976) и "За заслуги перед Отечеством" IV степени (1996).