В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Нина и Елена Дробышевы `Увидеть звезды` Назад
Нина и Елена Дробышевы `Увидеть звезды`
В марте в Театре имени Моссовета состоялась премьера спектакля "Долгое путешествие в ночь" по пьесе Юджина О Нила "Долгий день уходит в ночь". По мнению народной артистки России Нины Дробышевой, исполнительницы роли Мэри Кэван Тайрон - матери семейства, эта пьеса уникальна, и актеру на своем творческом пути не часто приходится встречаться с таким материалом. Получив согласие актрисы на интервью, я пришла в Театр Моссовета и застала репетиционный процесс, а именно сцену, в которой заняты Нина Дробышева и Алексей Гришин, играющий ее младшего сына. А из зрительного зала за происходящим наблюдала дочь актрисы - актриса Елена Дробышева.

- Нина Ивановна, вы так искренне играете любовь матери к сыновьям

Н.Д. Я так искренне, так истово отношусь к этим двум талантливым молодым актерам - Алексею Гришину и Дмитрию Щербине, что, играя их мать на сцене, мне ничего не приходилось придумывать, мне легко было перенести свои чувства к ним в спектакль.

- Состав, в котором вы сейчас играете, постоянный? Ваши партнеры не меняются?

Н.Д. Что вы имеете в виду? Наш сегодняшний сумасшедший ритм? Съемки, антрепризы, телевидение? Надеюсь, это не помешает нам, и состав останется постоянным. И, вообще, я считаю, что менять состав в любом серьезном спектакле - просто разрушительно для спектакля.

Е.Д. Кстати, спектакль "Эдит Пиаф" игрался на сцене двадцать лет. Практически за все эти годы актерский состав не менялся. Именно поэтому он и прожил такую долгую жизнь.

Н.Д. Потому что в работе нужна команда. Не может один артист выдержать эти двадцать лет. Не может.

- Много сил душевных и физических отнимают роли?

Н.Д. Как может любимая профессия, сцена, и дорогая твоему сердцу роль отнять душевные силы? А физические силы отнимает плохая экология, стук отбойного молотка за стеной по утрам - ремонт соседи делают, и голодный вой беспризорных собак.

- На прогоне спектакля я обратила внимание на то, что ваша дочь Елена как бы присутствовала рядом с вами на сцене.

Н.Д. Да, я чувствовала ее присутствие, скорее, знала, что она в зале, так как сама же и пригласила ее на прогон. А если серьезно - мои дочери Лена и Христина - всегда мои первые зрители. Моя поддержка и сила.

Е.Д. Знаете, когда после спектакля вы спросили меня, переживаю ли я за маму, я ответила "не переживаю". Потому что я точно знаю, когда нужно переживать, а когда не нужно этого делать. С первых секунд, когда мама вышла на сцену, я поняла, что нужно просто смотреть и учиться. Кстати, прошу не путать с понятием "сопереживать". Сопереживала я всем героям этого серьезного и умного спектакля. Спектакля, который берет за душу.

- Лена, вы вместе с мамой играли в спектакле "Убийственная любовь". Он сейчас идет?

Е.Д. К сожалению, сейчас этот спектакль уже не идет. Он прошел не очень заметно с точки зрения рекламы. Но, несмотря на то, что этот спектакль может кому-то не нравиться, я его очень любила. Потому что там встретились люди, которые очень ценили друг друга именно в профессии. Этот спектакль был очень живой. В спектакле было много >юмора и легкости. Он был сделан немножко раньше, чем должен был родиться. Зритель был еще не готов.

Хочу сказать, что у моей мамы есть удивительный дар идти впереди того, что происходит вокруг нее. То, что делалось моей мамой, люди сначала не понимали. А через какое-то время появлялись спектакли или фильмы, в которых я видела "цитаты", повторы того, что она делала. Та же самая "Чайка" Чехова, поставленная в Театре Моссовета. Я считаю, она первая так сказала о любви к сыну. Не Тригорин, а Треплев! У меня сейчас 18-летний сын, и я понимаю, насколько точно мама подняла эту тему в спектакле. Я сейчас осознаю, что сын может не простить матери-актрисе ее невнимания к нему. То, что заложено в "Чайке" и сыграно мамой в спектакле я через какое-то время вдруг начинаю испытывать на своей шкуре. Тогда я была как зритель, а теперь прошло время, и я все это ощутила на себе.

- Можно сказать, что у Нины Ивановны есть дар предвидения.

Е.Д. Скорее точное ощущение сегодняшнего дня. Что-то, что еще неясно, не понятно, но что обретет контуры и проявится в завтрашнем дне. И тогда думаешь, как же прежде ты этого не заметил, не увидел, не понял. Помните, когда Ван Гог написал "Портрет доктора Гаше", который был совершенно не похож на оригинал и картину, спрятали в каком-то курятнике. А когда Ван Гога не стало, и картину достали и вычистили от куриного помета, вдруг оказалось, что этот человек стал именно таким, каким его увидел великий художник много лет назад.

И еще - просто удивительно, но у мамы нет возраста вообще. Кто-то останавливается и гордится достигнутым. Кто-то признает только свое поколение. А мама - тот человек, который умеет общаться и находить общий язык со всеми поколениями. У нее свои приоритеты, она чует талант.

В свое время именно она углядела тогда еще неизвестного широкой публике режиссера Каму Гинкаса и предложила директору театра Льву Федоровичу Лосеву пригласить на постановку спектакля "Пять углов". Она оказалась права.

У нее свои законы. Она не терпит никакой приблизительности. Для нее важны истинные человеческие качества, видимо, поэтому мы имеем возможность приходить на "Долгое путешествие в ночь" и видеть вот такую мамину работу. Театр - игра, и в этой игре она существует по-настоящему.

Сейчас очень развита подмена чувств (и это, кстати, переходит на жизнь), а на открытую, истинную эмоцию актеры боятся выходить, и не умеют. А здесь актеры ничего не боятся, ничего не подменяют и работают на высшем накале на радость зрителю.

Н.Д. Я думаю, что молодежь - это вообще движущая сила. Я очень внимательно отношусь к молодым и ценю их мнение. Мне важно, необходимо найти с ними общий интерес в работе. А я очень верю в их интуицию, в их внутреннее движение души, в их чистоту помыслов.

- Нина Ивановна, как вы могли совмещать актерскую профессию с ролью мамы двух дочерей? Есть актрисы, которые ради профессии отказываются от материнства.

Н.Д. Дело в том, что я, видимо, плохо это совмещала. По молодости мы все думаем, что детки вырастут с помощью любящей бабушки. Поэтому в душе есть ощущение вины или что-то близкое к этому, что, конечно же, при всей моей любви, обе мои девочки, наверное, не получали того внимания, какое должно быть. Теперь вот и Леночка говорит, что мало внимания уделяет своему сыну, хотя она делает все для Филиппа. Наверное, у людей нашей профессии всегда существует эта оглядка и маленькая вина, что ты что-то недодал. Конечно, актерские дети чего-то недополучают. Внукам я уделяю больше внимания, чем в свое время дочерям.

- А ваша младшая дочь чем занимается?

Н.Д. Христина работает в кино, ассистентом по актерам. И так как она из актерской семьи, на съемочной площадке Христина своих актеров в обиду не дает. Оберегает. Она закончила не театральный институт, но нам с Леной всегда важно ее мнение по поводу всех наших новых работ. Точно подмечает все. И так все раскладывает по полочкам, что, я думаю, ей впору писать рецензии. У Христины двое детей. Так что в школу каждый день за двоих еще ходит.

- У вас трое внуков?

Н.Д. Да. Двое детей у Христины - Антон и Таисия. И у Лены - Филипп. Таисия самая маленькая. Она занимается балетом и уже задает вопросы "А как это танцевать с вдохновением?" У Антошки прекрасная память - с одного раза запоминает стихи, а Филипп окончил школу и ищет свой путь - интересуется иностранными языками и, конечно, компьютером.

- Елена, скажите, как прошло ваше детство. Вот ваша мама сказала, что не смогла уделить вам должного внимания.

Е.Д. Мое детство было классически безоблачным. Пионерские лагеря на берегу Черного моря, поездки в Ленинград с бабушкой, посещение многочисленных кружков, и большое желание учиться в школе на "отлично". Внимания мне хватало, то есть, я, наверное, вообще не задавалась этим вопросом. Мама с папой работали в театре, и я любила ходить в "Моссовет" на "Сказку о девочке Неудаче". Правда,потом очень боялась, что засну с руками на груди крест-накрест (там ведьма появлялась, когда девочка так засыпала). Любила декорации руками трогать, и в ЦДРИ с горки в Новый год кататься. А мама мне много книжек вслух читала - до хрипоты. Очень мне нравилось. А то, что мама актриса, вообще особенно не понимала - ну работа и работа.

- Лена, с Филиппом у вас были какие-то проблемы?

Е.Д. Филипп совсем из другого времени. Многому у него я учусь. Даже компьютер из-за него освоила. Чтобы не отставать. И у поколения Филиппа свои представления о жизни. В чем-то я его не очень понимаю - отсюда и мои проблемы. Не могу я привыкнуть к тому, что дети сейчас, например, любят "МакДональдс" и смотрят "Дом-2". И мало читают. Ведь то, что имеет Россия, не должно быть потеряно молодыми. Лев Лосев говорит: "Вот уже более ста лет образованный Запад смотрит на Россию, как на страну, откуда приходят поразительные откровения о человеке и мире. У России нет почти ничего, что она могла бы предложить миру, кроме "святой русской литературы". И без "святой русской литературы" человечество бы озверело". А у наших детей эта почва из-под ног уходит - сила русская уходит. Не знаю, может быть, не сможет она совсем исчезнуть. Но, все-таки, я надеюсь на Филиппа, мне кажется, он многое может, и я в него очень верю.

- А ваш сын учился в обычной школе?

Е.Д. Он окончил спецшколу французского и английского языка.

Н.Д. Леночка тоже прилично знает французский язык. Она даже работала переводчиком.

- Как интересно - актриса, которая может работать переводчиком французского языка. Это замечательно.

Н.Д. Она еще и японский язык изучала. У нас в доме все стены были изрисованы иероглифами.

Е.Д. Это все из-за Филиппа. Надо было на чем-то конкретном заострить его внимание. И когда появилась возможность заняться японским языком, я ему сказала: "Давай учить вместе, и ты увидишь, что я тебя обгоню, буду заниматься лучше тебя". Он согласился, но за одну парту со мной садиться не стал. Правда, где-то на десятом занятии, когда увидел, что я делаю успехи в изучении языка, захотел сесть рядом со мной, но теперь уже я не согласилась. В общем я доказала то, что хотела - если много заниматься, то можно научиться. Хотя, японский он все-таки бросил. Видимо, в чем-то я была непоследовательна.

Н.Д. Филипп гордится своей мамой. Профессию пока не выбрал, но актером быть не хочет.

- Лена, какие детские воспоминания запомнились ярче всего?

Е.Д. Запомнилось, как мама делала витражи и шила нам с сестрой одежду. У нас в магазинах было не густо, но я этого даже не ощущала. И я маме помогала, мы вместе придумывали фасоны, вообще с мамой было интересно. А вчера моя племянница Таисия подарила мне прекрасную бабочку, которую она специально для меня вышила. Тоже рукодельницей растет. Вся в меня! Шутка.

- Нина Ивановна, после первой роли в кино вы проснулись по-настоящему знаменитой актрисой, но это никак не сказалось на вашем характере. Что помогло вам избежать "звездности", которая губит многих молодых актрис?

Н.Д. Было не до зазнайства - сначала учеба, потом работа Очень много зависит от того, кто тебя учит. А я училась у профессора Леонида Федоровича Макарьева, который прививал нам серьезное отношение к профессии, а не влюбленности в свою собственную персону. Первым моим режиссером был один из любимых учеников Мейерхольда - Павел Карлович Вейсбрем. До какой там звездности, когда такие люди тебя учат? И потом, конечно, сама обстановка, в которой я росла - Питер, Эрмитаж. Это тоже воспитывает.

В девятнадцать лет я играла Джульетту, это для меня тоже было нормальным явлением и никак на меня не повлияло. Работала и все.

Не знаю, может, это от мамы. Она была уникальной женщиной, чистейшей души. Возможно, с молоком матери я усвоила, что жизнь идет, и в этой жизни должно увидеть не себя в звездности, а сами звезды. И я их видела.

- Но на улице вас узнавали, подходили к вам?

Н.Д. Да, конечно, узнавали, говорили много хороших слов. Письма приходили кипами. Даже в прошлом году мне вдруг принесли большую пачку писем, адресованную героине "Чистого неба". Уж не знаю, где она пролежала все эти годы ...

- Нина Ивановна, вам бы хотелось вместе с Леной сыграть в кино или театре?

Н.Д. Да, конечно. У нас было две работы вместе. Это телеспектакль "Алле, вы ошиблись номером", где Лена играла меня в молодости и спектакль "Убийственная любовь" в Театре Моссовета. А хотения одного мало. Все не так просто. Для того чтобы работать вместе, нужно найти материал, который был бы интересен и Лене, и мне. Иметь время, найти хорошего режиссера. Может, это могла бы быть комедия. Я бы хотела сыграть в комедии.

Е.Д. Да, да. Мама с удовольствием играла в спектакле "Дама, дама, еще дама" Степана Ивановича Утешительного по "Игрокам" Гоголя. Да-да, в спектакле мужские роли играли женщины. Очень хороший был спектакль. Настоящий "гоголевский" - по-моему. Вообще и в жизни, и на сцене - комедия и трагедия - единое целое. И даже маски всегда две - одна смеется, другая плачет.

Н.Д. Господи, помоги всем нам, живущим на земле, как можно больше улыбаться и как можно меньше плакать. А уж если плакать, то только от счастья.


ДРОБЫШЕВА Елена Витальевна, окончила театральное училище им. Щукина, работала в Театре Луны. Роли - в спектаклях: "Убийственная любовь" (Театр Моссовета), "Far Away" ("Далеко") (театр "Практика"); на ТВ и в кино: в сериале "Другая жизнь", в фильме "Весьегонская волчица" и в телефильме Юрия Грымова "Казус Кукоцкого" (Елена).

ДРОБЫШЕВА Нина Ивановна, окончила студию при ленинградском ТЮЗе, с 1962 года работает в Театре им. Моссовета. Самые яркие роли сыграла в спектаклях: "Эдит Пиаф" (Эдит Пиаф), "Вечерний свет" ( Инна Сергеевна),"Пять углов" (Ляля), "Чайка" (Аркадина), "Убийственная любовь". В кино: в фильме Григория Чухрая "Чистое небо" (Саша).


1 апреля 2008 г.


Беседовала Елена МИЛИЕНКО, фото Анатолия МОРКОВКИНА
2005, "Театральные "НИ"
teatr.newizv.ru

Док. 528924
Перв. публик.: 01.04.08
Последн. ред.: 01.02.10
Число обращений: 96

  • Дробышева Елена Витальевна
  • Дробышева Нина Ивановна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``