В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Карандаев Г.Н., Смирнов П.А.: Субъекты аудита эффективности в системе государственного финансового контроля и государственная власть Назад
Карандаев Г.Н., Смирнов П.А.: Субъекты аудита эффективности в системе государственного финансового контроля и государственная власть

Осуществление государственного финансового контроля предполагает создание государством целостной системы органов государственного финансового контроля. 
Указанная система, являясь одним из ключевых элементов системы контрольных органов государства, становится одновременно и важнейшей элементом финансового механизма, при помощи которого государственная власть реализует свою финансовую политику.
При этом аудит эффективности расходования государственных средств, как одно из направлений реализации государством своих полномочий в сфере контроля эффективности управления бюджетными средствами, должен быть логично встроен в имеющуюся систему государственных органов финансового контроля.
Практика организации в развитых странах аудита эффективности расходования государственных средств показывает, что он в большей степени относится к деятельности органов внешнего финансового контроля. При этом не исключается проведение контроля эффективности использования государственных средств и со стороны органов внутреннего контроля.
Рассматривая вопрос аудита эффективности как основного направления совершенствования государственного финансового контроля автор не может не отметить, проблему систематизации государственных органов финансового контроля с позиции внешнего и внутреннего контроля (организация системы органов государственного финансового контроля в целом).
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации (статья 265) контроль законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления предусматривает право соответствующих законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления на создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов.
Между тем данное положение о назначении создания контрольных органов – для проведения внешнего аудита – исключается из указанной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации с 1 января 2008 года.
Эффективность функционирования органов государственного финансового контроля во многом определяется степенью взаимодействия всех ветвей которые создала государственная власть, прежде всего законодательной и исполнительной, что способствует созданию действенной системы государственного контроля, направленной на эффективное решений стоящих перед государством задач.
Одновременно с подобным взаимодействием должна существовать и дифференциация образуемых законодательной и исполнительной ветвями власти органов государственного финансового контроля.
Между тем, наряду с тем, что Счетная палата Российской Федерации является органом, образуемым в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 101) Советом Федерации и Государственной Думой для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета, подведомственная Министерству финансов Российской Федерации Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов, что определено статьей 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Такое положение, прежде всего, свидетельствует о дублировании функций данных органов финансового контроля.
Так, исходя из положений статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора вправе наравне проводить проверки бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов – получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Фактически Федеральная служба финансово-бюджетного надзора наделена полномочиями органа внешнего финансового контроля наряду со Счетной палатой Российской Федерации, что нарушает конституционный принцип разделения властей. При этом нерешенность задачи четкого разграничения полномочий в сфере государственного контроля, которые государственная власть допустила привело к нескоординированности в деятельности контрольных органов.
Результатом рассмотрения вопроса организации системы государственных органов финансового контроля с позиции внешнего и внутреннего контроля являются предложения по реформированию существующей структуры органов государственного финансового контроля.
При этом с позиции автора основу структуры органов государственного финансового контроля должно составить закрепление статуса органов внешнего финансового контроля за контрольными органами, созданными при законодательной (представительной) власти, а статуса органов внутреннего финансового контроля – за органами, созданными в системе исполнительной власти.
Указанное деление должно позволить повысить действенность существующего контроля и более четко распределить функции и задачи в области государственного контроля. При этом, особо следует отметить, что в современном бюджетном законодательстве отсутствует столь необходимое на современном этапе развития государственного финансового контроля закрепление понятий внешнего и внутреннего финансового контроля.
Сложность и многообразие финансовых отношений, возникающих в ходе осуществления бюджетного процесса и как следствие развитие системы контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, привело к образованию значительного числа органов, составляющих систему органов финансового контроля государства, выступающих в процессе контроля в роли субъектов контроля.

Профессор Г.Карандаев
2 декабря 2008 года
viperson.ru



 



Док. 528898
Опублик.: 02.12.08
Число обращений: 58

  • Карандаев Геннадий Никифорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``