В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В прямом эфире радиостанции `Эхо Москвы` Дмитрий Бертман - художественный руководитель театра `Геликон-Опера`, Геннадий Рождественский - дирижер. Назад
В прямом эфире радиостанции `Эхо Москвы` Дмитрий Бертман - художественный руководитель театра `Геликон-Опера`, Геннадий Рождественский - дирижер.
К. ЛАРИНА Сегодня мы приглашаем вас в театр "Геликон-Опера" на премьеру спектакля "Средство Макрополуса". Во-первых, я вас поздравляю с премьерой.
Д. БЕРТМАН Спасибо!
К. ЛАРИНА Тот самый редкий случай, Дима знает, что я разговариваю с гостями и спектакль уже видела. Потому что обычно мне тут Бертман лапшу вешает на уши, а я сижу, открыв рот, и слушаю, потому что спектакль еще не видела. Но сегодня я могу с гордостью сказать, что спектакль я посмотрела, и поэтому еще более искренне поздравляю вас с премьерой. На мой непросвещенный музыкальный взгляд, это, безусловно, событие в театре. Хотя я привыкла судить о музыкальном театре по законам драматического театра, и мне кажется, что в случае с "Геликон-Опера" это можно делать. Сначала я бы хотела, чтобы вы несколько слов сказали о самом театре, о "Геликон-Опере". В чем уникальность этого московского явления, Геннадий Николаевич?
Г. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Я думаю, уникальность профиля этого театра заключается в том, что там люди, артисты, любые сотрудники театра, как мне удалось, к счастью, почувствовать за месяц работы в этом коллективе, не ходят на службу, не ходят, так сказать, в присутствие. Это самая главная часть жизни для всех, кто с этим театром связан. И они отдают себя целиком искусству. Эта атмосфера, которая создана в театре, естественно, Дмитрием Александровичем, удивительная. И она позволяет достичь весьма значительных результатов.
К. ЛАРИНА Я читала Ваше интервью в "Культуре", вышедшее после спектакля "Средство Макрополуса". Вы там сказали, что за день до премьеры не могли определиться с составом, который будет петь премьеру. Это действительно уникальный случай. Так бывает нечасто в оперном театре?
Г. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Это очень редкий случай, потому что обычно выбор состава диктуется соображениями конъюнктурными, как бы кого не обидеть, в то же время дать лучшую кассету на премьерный спектакль, и т.д. В данном случае выбирали из лучшего и очень лучшего.
К. ЛАРИНА Теперь о самой опере. "Средство Макрополуса" написано сначала Карелом Чапеком, а потом Лео Яначеком, чешским композитором. И впервые эта опера звучит на российской сцене. Судя по всему, ее никогда раньше здесь не ставили. Когда я читала все эти программки, которые Дмитрий Бертман выпускает к спектаклям, это отдельное чтиво, это просто в музее собирать, с удивлением узнала, что это не случайный выбор. Геннадий Николаевич увлечен этим композитором долгие годы, был в его музее, копался его рукописях, и, вообще, как с близким знакомым общается с этим человеком. Тогда немножечко нас всех познакомьте с Яначеком, композитором и человеком. Что это за человек? Чем он Вам интересен?
Г. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Я думаю, что уже настал момент Дмитрию Александровичу об этом сказать.
К. ЛАРИНА Дима, а Вы знали про этого композитора?
Д. БЕРТМАН Конечно, это великий оперный драматург, который написал очень много опер. Притом он был знатоком русской культуры, он написал очень много опер на сюжеты великих русских классиков. Он написал оперу "Записки из мертвого дома" на сюжет Достоевского. Яначек написал "Катю Кабанову", сделал по "Грозе" Островского. Это композитор, который мыслил совершенно театрально, писал для театра. Помимо того, что он писал и симфоническую музыку. Даже его симфоническая музыка очень зримая, то есть сразу можно увидеть историю и сюжет.
Г. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Да, достаточно вспомнить такое сочинение, как Тарас Бульба.
Д. БЕРТМАН Да, которое Геннадий Николаевич дирижировал. Фантастическое произведение. Опять же, это музыка, которая видна.
Г. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ И слышна в то же время.
Д. БЕРТМАН Это, вообще, было великое время, когда Яначек жил, потому что в то время искусство было в самом расцвете. И потом уже состоялся кризис. Даже сегодня зритель приходит, слушает эту гениальнейшую музыку и считает, что это современная музыка.
К. ЛАРИНА Она на самом деле современная. Этот же 25-й год прошлого века.
Д. БЕРТМАН Да, уже скоро столетие будем праздновать, а для всех это сложно. То есть это говорит о том, что человечество немножко отстало. Так же, когда мы ставили "Лулу" Берга, и многие приходили и говорили: "Как же это можно слушать? Мелодии нет". И для многих какой-то шок, хотя это великая музыка Берга. Это опять говорит о том, что мы немножко затормозились. Мне кажется, сейчас ставить Яначека, Бриттена, Шостаковича, Прокофьева это просто долг любого театра, потому что надо идти вперед, двигаться. Потому что это гордость ХХ века.
К. ЛАРИНА Для исполнения такого типа опер нужны какие-то особенные артисты?
Д. БЕРТМАН Я думаю, что должен быть артист, оснащенный интеллектом, прежде всего.
К. ЛАРИНА А зачем там интеллект?
Д. БЕРТМАН Интеллект, вообще, в театре необходим.
К. ЛАРИНА Да что Вы?!
Г. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Желательно.
К. ЛАРИНА Ну-ка, поподробнее, пожалуйста.
Г. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Может быть, мы заблуждаемся.
Д. БЕРТМАН Артист должен обладать такими синтетическими свойствами. Он должен быть музыкантом, оперный певец. Это бывает крайне редко.
К. ЛАРИНА То есть читать ноты?
Г. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ И, плюс ко всему, здесь артисты продемонстрировали исключительные лингвистические способности, потому что оперу поют по-чешски. И, на первый взгляд, может казаться, что чешский язык ближе к русскому, чем другой европейский язык. Но на деле это не так, поскольку имеются слова, имеющие совершенно противоположное значение, а произношение и звучание языка и вовсе не похоже.
К. ЛАРИНА Как будет "да" по-чешски?
Г. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ "Ано".
К. ЛАРИНА Посмотрите, как звучит красиво. "Да" пропоешь, а это красота. Тогда немножко поподробнее о том, как работалось с актерами. Я хочу вернуться к этому заявлению, достаточно смелому, что артистам необходим интеллект. Ведь когда артисты интеллектуальны, когда они много читают, много знают, они задают массу идиотских вопросов режиссеру, дирижеру, руководителю постановки: "а что я тут делаю", "зачем я сюда", "почему я тут". Или вам такие вопросы не мешают? Дима, сначала у Вас спрошу.
Д. БЕРТМАН Мне кажется, когда артист задает вопросы, это великое счастье. Потому что самое большое несчастье, когда актер не задает вопросов, он выходит на сцену и исполняет партию. Иногда говорят: "Я пою партию". Партия это нотная строчка.
К. ЛАРИНА А здесь "я играю роль"?
Д. БЕРТМАН Да, здесь роли, и они должны задавать вопросы. Я сразу хочу сказать, что этот месяц был в театре овеян огромным счастьем, потому что, конечно, работа с Геннадием Николаевичем, - это для всех, я думаю, просто удивительный подарок. Каждый день, который проходил в интенсивных репетициях, это был день с огромным юмором, с огромной любовью. Ни разу ни за одну репетицию, а в театре же часто бывает, когда руководитель репетиции иногда может злиться, как-то что-то говорить неприятное актерам, здесь все было овеяно фантастической любовью. Вообще, конечно, ребята, которые на сцене поют этот спектакль, говорят, что "мы находимся просто под какой-то магией, это шаманство просто". Потому что когда Евгений Николаевич у пульта, это просто заряжает, как какая-то огромная батарея, как аккумулятор, каждого человека. Это фантастическое явление, эти репетиции, которые были у Геннадия Николаевича. И все завидовали артистам, кто работал с Геннадием Николаевичем раньше.
К. ЛАРИНА Геннадий Николаевич, мы говорим про актеров и совсем не говорим про оркестр. А музыканты как общались с Вами? Там Вы быстро нашли общий язык? И что Вы скажете, вообще, об оркестре "Геликона"?
Г. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Довольно быстро общий язык был найден, хотя пути для того, чтобы это было сделано быстро, были непростыми. И, конечно, Дмитрий Александрович совершенно прав, когда говорит, что окриком ничего не добьешься. Я считаю, что любой артист и в том числе артисты оркестра, прежде всего, должны быть уверены, что сами идеи, образующие музыку, рождающие спектакль, принадлежат им, а не мне. Тогда можно достичь результата. Они должны верить в то, что я им предлагаю. А палкой этого не сделаешь.
К. ЛАРИНА То есть необходимо было предоставить весьма весомые аргументы, для того чтобы они Вам поверили? Или они верили Вам безоглядно и слепо?
Г. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Да, весомые аргументы, весомое влияние и воздействие.
К. ЛАРИНА А что это значит, "влияние и воздействие"?
Г. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Это значит, гипноз.
К. ЛАРИНА Серьезно?
Г. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ А приходите, сядьте как-нибудь в оркестр.
К. ЛАРИНА То-то я смотрю, у них были такие глаза... я смотрела, когда закончился спектакль, Дима обратил мое внимание на то, что актеры практически на Вас не смотрели в течение всего спектакля.
Д. БЕРТМАН Но видели.
К. ЛАРИНА Третьим глазом, да?
Д. БЕРТМАН Видели. Это разные вещи.
Г. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Смотреть и видеть.
Д. БЕРТМАН Потому что иногда артист в дирижера (обычно, к сожалению, так бывает) впяливается и все равно ошибается.
Г. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Не помогает.
Д. БЕРТМАН Да, это всегда очень смешной пример, опера "Иоланта" Чайковского. Потому что Иоланта слепая, но она видит только дирижера и поет ему все любовные дуэты. Поэтому очень важно в оперном театре достичь именно того, чтобы не смотреть, но видеть. Потому что не видеть - это невозможно, опера это тяжелейший труд, где надо быть всем вместе.
-
К. ЛАРИНА Здесь есть вопросы от наших слушателей. Во-первых, уже много телеграмм от ваших зрителей, которые смотрели спектакль. "Браво, браво!" кричат. "Будет ли сделана запись оперы?" спрашивает Таня из г. Челябинска. Геннадий Николаевич?
Г. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Мне пока неизвестно, существует ли намерение у каких-либо звукозаписывающих компаний эту оперу писать. Если подобного рода предложение от кого-то поступит, то, я думаю, следует серьезно этот вопрос рассмотреть.
К. ЛАРИНА А "Игрок" записан?
Г. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Да, со спектакля. Скоро выйдет.
К. ЛАРИНА На компакт-дисках?
Г. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Да.
К. ЛАРИНА То есть можно будет услышать эту оперу?
Г. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Да.
К. ЛАРИНА Вообще, стоит отметить, что при всей простоте интриги, которая заложена в спектакле "Средство Макрополуса", вещь достаточно тяжелая. Туда просто так не придешь поразвлекаться. И невозможно уходить с оперы "Средство Макрополуса", насвистывая какой-то мотивчик, который привязался тебе во время спектакля. Почему я об этом заговорила? Сегодня, конечно, время достаточно упрощенное, как мне кажется. Не знаю, может быть, наши гости со мной не согласятся. Сейчас публика требует чего-нибудь попроще. А вслед за публикой тянутся и многие представители российской культуры. Действительно, так проще заполнять зал, общаться с народом. И вообще, так проще. Есть ли в этом какая опасность? Геннадий Николаевич, я у Вас спрашиваю. Казалось бы, что особенного, попроще, так попроще.
Г. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Но ведь так можно дойти до неандертальской культуры. Она, говорят, была очень простой. Один вынимал раковину и дул в нее, а другой лупил молотом по камню. Очень просто, и можно насвистывать, и то, и другое.
К. ЛАРИНА Народу-то нужно. Большинство действительно хочет простого примитивного искусства.
Г. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Пусть мне объяснят, что такое "просто".
К. ЛАРИНА Вы только что описали неандертальскую культуру. Очень простая и, главное, увлекательная. Есть такая тенденция, или я ошибаюсь, сгущаю краски? Как Вы сами чувствуете?
Г. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Не знаю. Если на "Средство Макрополуса" невозможно попасть, достать билет, вероятно, мы можем отнести ее к разряду простых произведений.
К. ЛАРИНА А Вам бы как хотелось?
Г. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Мне хотелось бы, что то, что написано и сочинено композитором на основе пьесы Чапека, нашло оценку в рубрике гениальных созданий. Тот, кто не может этого оценить, и не надо. Я от этого не буду страдать абсолютно.
К. ЛАРИНА А Вам нужна какая-то профессиональная музыкальная критика, какие-то отклики на Ваши работы?
Г. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Мне?
К. ЛАРИНА Да, Вам лично.
Г. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Нет, мне не нужна, я не интересуюсь этим. Я оцениваю свою работу сам.
К. ЛАРИНА Насколько я знаю, Вы всегда очень близко к сердцу воспринимали все, что происходило в прессе, связанное с Вашей работой в Большом театре, с "Игроком", с Вашим уходом. Это же чувствовалось, что Вы на это затрачиваетесь по-настоящему.
Г. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Но нельзя же всю жизнь обижаться, бессмысленно. Сердце разрушать тоже не хочу из-за невежд и идиотов.
Д. БЕРТМАН У нас в театре есть папка специальная для этого. Вообще, этот вопрос, Ксения, который Вы задали, я думаю, тоже имеет прямое отношение к "Средству Макрополуса". Потому что одна из мотиваций этой постановки была из того, что я пришел на один из мюзиклов, который идет в Москве. Меня пригласили, и я посмотрел этот мюзикл.
К. ЛАРИНА Скажите, какой. Или что, с разборками придут?
Д. БЕРТМАН Могу сказать, какой. Вообще, может быть, не надо...
К. ЛАРИНА Ну, скажите.
Д. БЕРТМАН Я сходил на один мюзикл, который идет в Москве, и меня осенила такая мысль: вдруг бы на этот мюзикл попал, например, Борис Александрович Покровский. Это была бы катастрофа, потому что этот мюзикл идет в стране, где был Вахтангов, где была поставлена "Принцесса Турандот", в стране, где был МХАТ, в стране, где столько было учителей, которые до сих пор являются богами в мире. И в этой стране идет такой продукт низкопробный, актеры выходят на сцену и исполняют эту низкопробную музыку, низкопробный текст. Притом некоторые замечательные артисты, которых я видел в других спектаклях, занимаются просто поддавками с публикой. Сидит публика (в первый раз в жизни у меня был протест против публики) и хлопает этому. Когда мы начали работать над "Средством Макрополуса", я как раз подумал: Эмилия Марти ищет это средство, которое она когда-то потеряла, она сейчас должна умереть, и ей нужно принять новую дозу, еще на 300 лет. И вся эта детективная история, когда она пытается найти, где это средство было потеряно, ей необходимо это средство. И когда она его находит, она от него отказывается. Почему? Обычно такая версия, что душа устала и т.д. От чего устала душа? Мне кажется, что она попала в то время, и все персонажи, которые ее окружают в спектакле, заняты... там есть Криста, певица. Эмилия Марти, если бы у нее умерла душа, она бы не была примадонной. Потому что, чтобы быть примадонной в театре, надо быть живым человеком. И преемница ее Криста, которая завидует, которой нужна карьера, а не роль, совсем другие вещи. Когда ее Грегор, который из ее крови, молодой мальчишка, которому нужно наследство из-за того, что он что-то прокутил или кинул. И все эти люди, которые становятся ее партнерами по спектаклю, занимаются совершенно другими вещами, не теми, которые были когда-то. В спектакле создан такой план бывших ее мужчин, которые были в прошлых жизнях, которые существуют совсем в другом измерении, в другой пластике. И мне кажется, что это действительно большая проблема. Но все равно я надеюсь, что справедливость восторжествует. И человек должен все равно стремиться к высокому.
К. ЛАРИНА Вы говорите, вспомнили, что она говорит, что душа у нее устала. А я вспоминаю другую реплику Эмилии Марти: "Думаете, легко жить 300 лет среди людей?" Это меня больше поразило. Она просто попала в сегодняшнее время точно.
Д. БЕРТМАН Поэтому я и говорю, мне было бы жутко неловко, если бы Борис Александрович Покровский увидел этот мюзикл, который посмотрел я. Просто неловко, потому что столько сделать шедевров в мире, держать руку Станиславскому, Немировичу-Данченко, общаться с великими, которые создавали искусство, и сам Борис Александрович создал столько шедевров, и попасть, например, на такой спектакль. Поэтому мне кажется, что это действительно ужасно.
К. ЛАРИНА Но публика-то ходит, ломится?
Д. БЕРТМАН Это и ужасно. Это говорит о том, что публика воспитана на такой культуре. Недавно мне кто-то сказал: "Почему у нас показывают какую-то эстрадную певицу, которая один клип сняла, в журнале рекламируют ее дом, ее машину? У нее уже дома, у нее дворец". У нас нет ни одного оперного артиста, даже из звезд, которые могли похвастаться тем, что есть у какой-то девочки, которую записали, и она под фонограмму открывает рот. И этой девочке хлопают больше, чем какой-то замечательной оперной актрисе, которая училась этому много лет.
К. ЛАРИНА А что сделать? Геннадий Николаевич, мне бы очень хотелось, чтобы Вы тоже на эту тему высказались. Потому что это такая проблемная вещь. Встать и сказать: "Товарищи, не ходите на этот ужас и кошмар! Как вам не стыдно приходить на этот спектакль (смотреть этот фильм, читать эту книжку)?"
Г. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Это ничего не даст, мне кажется. Единственный способ это все-таки пропагандировать то, что мы считаем образцами высокого искусства. Настолько, насколько для этого хватает способностей и сил. Это единственный путь, мне думается.
К. ЛАРИНА Сегодня Большой зал Консерватории уже начинает потихонечку эту тропиночку протаптывать, чтобы на эту сцену пошли артисты, представители нашего сегодняшнего шоу-бизнеса. Начали с Александра Малинина. Я помню, как сказал Николай Петров: "Я не удивлюсь, если то через некоторое время Боря Моисеев будет давать концерты в Большом зале Консерватории". Как Вы к этому относитесь, Геннадий Николаевич?
Г. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Это очень сложный вопрос. Нельзя же в то же время устроить какое-то табу определенным артистам, чтобы они не появлялись там-то и там-то. Мне это не кажется правильным. Вопрос заключается в том, кто пойдет их слушать.
К. ЛАРИНА Пойдут.
Г. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Пусть идут. Параллельно они пойдут, как мы видим, на "Средство Макрополуса", где тоже полный зал, пусть маленький, к сожалению, сегодня. В параллели развивается искусство. Так всегда было. Всегда было плохое, пошлое искусство и высокое.
К. ЛАРИНА Лишь бы это все в одну линию не соединялось. Наверное, самая главная опасность, когда т.н. массовая культура, то, что мы называем пошлостью... она всегда пошлая во всех странах мира, массовая культура?
Г. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Я думаю, так. Но очень трудно провести грань.
К. ЛАРИНА Кстати, хороший вопрос. Вы для себя можете определить, что такое пошлость?
Г. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Бездарность.
К. ЛАРИНА Так. Что такое бездарность?
Г. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Пошлость.
К. ЛАРИНА Правда, трудно.
Д. БЕРТМАН А это идеально Геннадий Николаевич ответил, правильно. Потому что у нас слово "пошлость" сейчас стало любимым словом критики. Они говорят: "Это пошло".
К. ЛАРИНА Так Димочка, извините меня, сколько Вас обвиняли в пошлости. Я вспоминаю, сколько было рецензий, чуть ли ни на каждый спектакль, где обязательно это будет применимо к Вашим работам.
Д. БЕРТМАН Это слово модное. Я опять же могу сказать, я повторю слова Геннадия Николаевича, мое дело работать и делать спектакли. Я знаю прекрасно, что в своей работе я занимаюсь во многом самоудовлетворением, я должен сделать так, чтобы мне понравилось. И я не скрываю этого. Мне нравятся мои спектакли, это я тоже не скрываю. И это нормально. Это было бы ужасно, сказать, что я критически отношусь к такому-то спектаклю или к такому. Что же, если я критически к этому отношусь, я еще заставляю смотреть публику на то, что мне не нравится?
Г. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ И зачем же их тогда выпускать?
Д. БЕРТМАН Да. Поэтому мне нравится то, чем я занимаюсь. Но когда пишут и говорят это замечательное слово "пошлость", мне кажется, что это так пишут, когда идет какой-то внутренний протест. Я очень уважаю зрителя, но любой зритель подглядывает в щель той двери, которая закрыта. Потому что в комнате мы что-то делаем, а зритель подглядывает. Если мы откроем эту дверь, никто не будет смотреть, потому что в открытую дверь что смотреть? Там и так все видно.
К. ЛАРИНА Все-таки не мы первые переживаем эту эпоху перемен, перехода от тоталитарного строя, когда все было под запретом, к полной абсолютной свободе, которую пока так никто для себя и не сформулировал, что такое свобода, к которой мы стремились. Но мир так живет давным-давно, по законам свободного мира, по законам демократии. Геннадий Николаевич, и Вы, и Дима все-таки по миру ездите, ставите спектакли, собираете полные залы. Эта публика чем-то отличается от нас? Я не спрашиваю, хуже она или лучше. Там же тоже наверняка такие проблемы есть, когда рядом будет идти какая-то дрянь, на которую ломится народ, а за соседней дверью будет идти спектакль, великий шедевр, на который тоже будет ломиться народ. Там эта проблема как-то решается, если мы говорим о пропаганде? Или это разные люди приходят на спектакли?
Г. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Дело в том, что я не совсем согласен с понятием "свобода и демократия" в других странах. Я пока такой страны не видел, в которой бы царствовала свобода и демократия. Таких стран нет. По всей вероятности, понятия "свобода" тоже нет. И понятия "демократия" нет. Эти понятия рядятся в различные тоги, которые только скрывают отрицательные стороны жизни того или иного общества. Они есть везде. И проблемы везде одинаковые.
Д. БЕРТМАН Но есть одна разница, Геннадий Николаевич. Это, может быть, плохой пример, но когда мы заходим в супермаркет за рубежом, то фоном звучит музыка Моцарта, например. Или в ресторане звучит тоже не Маша Распутина, а идет, например, какая-то музыка Грига. Мне делали операцию в Австрии под музыку Моцарта. И это было очень здорово.
К. ЛАРИНА У нас тоже на мобильных телефонах звучит Моцарт, даже анекдоты на эту тему сложены. "Музыку для мобильников писал". Я обращаюсь к нашим слушателям, здесь идут телеграммы, пока мы с вами разговариваем. "Господа, вы забываете о том, что 25 лет назад в Большом театре была целая солистка, Лена Школьникова, дочка министра Демичева. А сейчас своим сиянием освещает Коля Басков. Посему мюзиклы это самое подходящее варево для нашей публики. Ольга". Как я понимаю, речь идет о планке, которую устанавливает в данном случае главный театр страны. Что же тогда удивляться, что рядом идут такие жуткие мюзиклы, на которые попал Дима Бертман. Кесарю кесарево.
Г. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Кесарю кесарево, но я думаю, что Большой театр не может претендовать на установление планок, каких бы то ни было. И мы не обязаны следить за тем, что там происходит.
К. ЛАРИНА А Вы не следите?
Г. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Нет. У меня слишком много работы, я не могу за всем уследить.
К. ЛАРИНА Геннадий Николаевич, наверное, все, что ни делается. К лучшему. Сейчас два года прошло, как Вы покинули пост художественного руководителя, директора (не помню, как это называлось) Большого театра. Ну, и бог с ним. Вам не жалко своего времени, что ли, заниматься какой-то ерундой, какими-то административными проблемами? Дмитрий Бертман Вам расскажет, что такое художественный руководитель - администратор. Это же страшное дело.
Г. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Да, это известно.
К. ЛАРИНА Поэтому и не надо. Вы сейчас хотели бы получить свой театр?
Г. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Нет, мне не нужно. Я рад, что работаю это время в "Геликоне", благодарен за это своей судьбе. Вот и все.
Д. БЕРТМАН Но я очень надеюсь, что мы с Геннадием Николаевичем скоро что-нибудь заварим. У нас есть шапка, в которой много бумажек.
К. ЛАРИНА То есть даже до такой степени, будете тянуть жребий?
Д. БЕРТМАН Да.
Г. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Да, я подготовил такие избирательные бюллетени, посоветоваться с Вешняковым, отвечают ли они международным стандартам.
Д. БЕРТМАН И Счетную палату нужно спросить.
К. ЛАРИНА Тогда, может быть, несколько названий все-таки нам скажете, чтобы понять, в каком пространстве?
Д. БЕРТМАН Нет, это секрет. Но там очень интересные названия, в этой шапке. Я думаю, что если бы сейчас была волшебная палочка, можно было бы сказать, что мы с Геннадием Николаевичем могли все эти названия поставить, и даже быстро. Потому что по ритму мы очень совпали. Правда, Геннадий Николаевич?
Г. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Да, но все-таки я думаю и о последователях, потому что все это осуществить вряд ли уже есть время.
К. ЛАРИНА А еще? Может быть, Вы тогда расскажете о том, что будет в ближайшее время в Вашей жизни, кроме Москвы? Наверняка у Вас есть какие-то предложения в мировом пространстве. Вы куда-нибудь сейчас едете на постановку?
Г. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Я все время езжу
К. ЛАРИНА Расскажите о том, что будет сейчас.
Г. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Это очень сложно говорить. Слишком много всего. Я даю до 100 концертов в год и приблизительно столько же оперных спектаклей. Если я сейчас начну это перечислять... Я могу сказать, что скоро я буду ставить в миланском театре "Ла Скала" "Летучего голландца" Вагнера. А все перечислять я не могу.
К. ЛАРИНА "Ксения, спросите у Геннадия Николаевича, будет ли осуществлена допечатка его книги, которой сейчас в магазинах нет? Лена".
Г. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Я думаю, что лучше с таким вопросом обратиться в издательство "Слово", которое эту книгу напечатало.
Д. БЕРТМАН Кстати, эта книга продается сейчас у нас в театре на спектаклях.
К. ЛАРИНА "Треугольники" называется.
Д. БЕРТМАН Да, потрясающая книга. Фантастическая абсолютно.
К. ЛАРИНА "Маэстро Геннадию Рождественскому нижайший поклон. Восхищает неравнодушие, профессионализм, высокая гражданская позиция. Андрей".
Г. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Спасибо.
К. ЛАРИНА У меня вопросы есть по поводу этой телеграммы. "Неравнодушие и профессионализм" - понимаю. А что такое "высокая гражданская позиция" в Вашем понимании, Геннадий Николаевич?
Г. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ В моем понимании следование своим убеждениям и отсутствие компромисса.
К. ЛАРИНА Слава богу. А то я подумала, что необходимо поддерживать партию власти, стать членом "Единой России" и вести наш народ в светлое будущее вместе с президентом и соратниками. Но этот вопрос я все-таки тоже задам, Геннадий Николаевич, мне жалко, что на эту тему мы не успеваем много разговаривать. Очень важный и принципиальный вопрос, учитывая, что большую часть своей жизни Геннадий Николаевич прожил в советской стране, сегодня мы живем (уже не знаю, как ее назвать) в РФ. Взаимоотношения творческого человека (не буду говорить пафосно "художника") и представителей власти. Что они должны друг другу давать, чем они должны друг друга поддерживать, как они должны общаться? У Вас есть точный ответ на этот вопрос?
Г. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ У меня есть вопрос на вопрос, я могу ответить. А зачем нужно обязательно общаться с представителями власти?
К. ЛАРИНА Но они же этого хотят!
Г. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Они хотят? А я не хочу.
К. ЛАРИНА А если во имя... не знаю, чего.
Г. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Вот я тоже не знаю.
К. ЛАРИНА Во имя того, чтобы осуществить свою мечту и поставить тот спектакль...
Г. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ А я и без них осуществляю.
К. ЛАРИНА То есть они Вам вообще не нужны?
Г. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Мне нет.
К. ЛАРИНА А Вам, Дмитрий Александрович?
Д. БЕРТМАН Какой гениальный Геннадий Николаевич. Мне нужны, потому что я художественный руководитель театра. И нам надо строить новое здание, нам надо получать бюджет на спектакли. Это нормально. Потому что за мной 400 с лишним человек людей, их судьбы, их дети, их жизнь. И я несу ответственность за каждого из них. Сейчас у нас театр будет закрываться, я надеюсь, на реконструкцию скоро. И у нас большие сложности. Где мы будем играть, и как мы выживем эти два года реконструкции? Поэтому нужна нам помощь. И хорошо, что нам помогают другие страны. И мы имеем контракты, можем играть на хороших сценах в других странах, но хочется играть здесь. Здесь у нас всех друзья, родственники, семьи, публика. Поэтому, конечно, они нужны. Но среди них, кстати, есть много людей, которые стали фанатами и музыки, и театра, и оперы. Это приятно. Значит, они начинают понимать, где нужно помогать.
К. ЛАРИНА Что же, я желаю Геннадию Николаевичу Рождественскому осуществить все свои планы и мечты. Надеюсь, что следующий ваш совместный проект в театре "Геликон-Опера" тоже будет увиден нашими зрителями, публика будет обязательно ходить, не всегда публика дура, слава богу, и этим живы. А Вам, Дмитрий Александрович, я желаю дожить до того времени, чтобы на мой вопрос ответить так же, как Геннадий Николаевич Рождественский: "Они мне не нужны".
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" были: Дмитрий Бертман - художественный руководитель театра "Геликон-Опера", Геннадий Рождественский - дирижер.
Ведущие:
Ксения Ларина

http://old.echo.msk.ru/

Док. 528851
Перв. публик.: 23.06.03
Последн. ред.: 01.12.08
Число обращений: 220

  • Бертман Дмитрий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``