В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иосиф Райхельгауз, главный режиссер театра `Школа современной пьесы` : `Одесса не умеет беречь свои таланты` Назад
Иосиф Райхельгауз, главный режиссер театра `Школа современной пьесы` : `Одесса не умеет беречь свои таланты`
К театральной Одессе у меня непростое отношение, которое сложилось из нескольких растянутых во времени впечатлений. Одесса - безусловно, великий город. Город-театр, город-литература, город-музыка. Тем не менее Одесса, как сказал один из великих одесситов, - "город, в котором прекрасно родиться, но главное, вовремя из него уехать". Когда я был мальчиком, то считал, что одесские театры прекрасны (правда, в детстве все кажется прекрасным и неповторимым). Там действительно были хорошие театры, они имели свои лица, которые отчетливо отличались одно от другого. Главным театральным зданием Одессы была, конечно, Опера. Туда ходили не слушать оперу и не смотреть балет, а любоваться зданием. Часто люди покупали билеты, смотрели первое действие минут двадцать, а потом бродили по вестибюлям и лестницам, разглядывая живопись и лепнину. Серьезной оперы и серьезного балета в Одессе не было. А главным театром всегда была Оперетта. Там работали любимцы города, которых знали, как своих близких родственников: Михаил Водяной (именем которого теперь назван театр), Юрий Дынов, Маргарита Дембская, Семен Крупник. Руководил театром замечательный режиссер - Матвей Абрамович Ошеровский, который, по счастью, до сих пор работает. Он, как и многие вовремя уехавшие из Одессы, живет в Москве и преподает музыкальную режиссуру в ГИТИСе.

Рядом с Опереттой был тогда очень сильный Русский театр. В нем играли выдающиеся актеры, которые много снимались в кино (провинциальный актер, снимающийся в кино, - это знак качества). Например, Борис Зайденберг, игравший в фильме "Освобождение", Лия Бугова. Русским театром в разное время руководили сильнейшие режиссеры: Владимир Владимирович Бортко (отец кинорежиссера Владимира Бортко) и Виктор Стрижов. И, разумеется, Одесский Украинский театр - настоящий "музычно-драматичный" классический украинский театр. Там ставили Лесю Украинку и Ивана Франко, Гоголя и Шолом-Алейхема. Главный режиссер, один из ближайших соратников Леся Курбаса, сам классик украинского театра - Василь Степанович Василько.

А одесский ТЮЗ, который играл то по-русски, то по-украински! Этот театр дал России многих главных режиссеров. В возрасте шестнадцати лет меня выгнали из Харьковского театрального института, я вернулся в Одессу и стал искать работу. Без образования меня приняли в ТЮЗ артистом вспомогательного состава. Я им подошел по размеру. Потому что один молодой артист покинул театр, уехал в Москву и поступил на режиссерский факультет ВГИКа. У нас с ним оказались одинаковые размеры. Звали молодого артиста Коля Губенко, который через много лет стал последним министром культуры СССР, выдающимся артистом и кинорежиссером, а последние лет пятнадцать руководит театром Содружество актеров Таганки. Михаил Левитин и Юрий Погребничко, Петр Фоменко и Михаил Жванецкий, вовремя покинувшие "жемчужину у моря", - все родом из Одессы. Одесса дала направление и в сценографии. Я уже не говорю о великом Давиде Львовиче Боровском, который там родился и сделал несколько замечательных работ. Это и Олег Шейнцис, на долгое время вместе с Марком Захаровым определивший лицо московского "Ленкома". Это и уникальный художник Михаил Борисович Ивницкий, который работал в "Современнике", в БДТ с Товстоноговым, но из родного города так до смерти и не уехал.

К сожалению, Одесса не умеет беречь свои таланты. И если говорить о нынешней театральной жизни, она окончательно захирела. Театрами сегодня руководят не главные режиссеры, а директора. Не имея художественного образования, но имея одну цель - заколачивать деньги, они определяют, какие артисты хорошие, какие плохие. Руководитель Русского театра приглашает из Москвы на московские же деньги режиссеров, которых в столице близко к театру не подпускают.

В Одессе гастролируют чудовищные московские антрепризы. Что-то вроде "Пятеро в одних трусах" или "Трое под кроватью". За родной город обидно. Я обратился к мэру Эдуарду Гурвицу с предложением создать Одесский городской театр. Мэр откликнулся и предложил обратиться к министру культуры Украины. Двадцать с лишним народных артистов России, профессоров, деятелей культуры и науки, бывших одесситов, написали министру письмо - "Помогите открыть Одесский городской театр". Министр ответил что-то положительное насчет общности славянских культур. Дальше, как вы понимаете, дело не пошло

Из Одессы нужно вовремя уехать


"Театральные "НИ"

Док. 528165
Перв. публик.: 01.07.08
Последн. ред.: 18.01.10
Число обращений: 53

  • Бортко Владимир Владимирович
  • Крупник Семен Самойлович
  • Райхельгауз Иосиф Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``