В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Никитин: `Лексусы` вместо `МиГов` Назад
Николай Никитин: `Лексусы` вместо `МиГов`
Кто бы спорил, что марка "МиГ" - это одна из визитных карточек отечественного ВПК. По известности конкурировать с ней может разве что автомат Калашникова. Поэтому очередное известие об очередной же угрозе банкротства великой авиастроительной компании было воспринято обществом крайне болезненно.

Вот же до чего довели мерзавцы-чиновники! Скоро уже и "МиГ" потеряем.

Однако поскольку подобный знак SOS за последние годы бывал посылаем не однажды, а затем вдруг выяснялось, что дела у РСК "МиГ" совсем не так уж плохи, например, по поставкам вооружений за рубеж она уступает только "Рособоронэкспорту", неплохо было бы разобраться, что там происходит на самом деле? С чем мы имеем дело - с предприятием, находящемся на грани закрытия или с преуспевающим концерном, в котором денег девать некуда?

Весь сыр-бор разгорелся вокруг того, что Минфин через арбитражный суд потребовал вернуть давнюю задолженность предприятия в сумме около 290 миллионов долларов. И суд полностью поддержал требование Минфина.

Вот тут и появились в прессе (вот так вот - случайно попали) письма генерального конструктора "МиГа" Николая Никитина вице-премьерам Кудрину и Алешину, а также соображения различных "экспертов" о судьбе контракта с Китаем на поставку МиГ-29 в палубном варианте на сумму 1 миллиард долларов. Да и вообще о судьбах отечественного авиастроения, которое без "МиГа" и представить себе нельзя. И все из-за "каких-то" 290 миллионов долларов:

Не правда ли, странная ситуация - контракты на поставку военной техники, которыми во всех странах без исключения занимаются строго засекреченные спецслужбы, обсуждаются в прессе. Причем обсуждать предлагается в режиме публичной дискуссии между руководителем государственного концерна и членами правительства.

Если говорить о судьбе "китайского" контракта на поставку МиГ-29К, то в СМИ эта тема присутствует далеко не первый год. И возникает она почему-то всегда в тот момент, когда на "МиГе" что-нибудь не ладится. При этом доподлинно известно, что никакого МиГ-29К, который можно было бы запускать в серийное производство, пока в природе нет. В 1989 году машина прошла испытания, но на вооружение отечественных ВМС не попала. Существует в количестве 2 экземпляров, время от времени демонстрирующихся на авиасалонах. Никакого задела на серийное производство пока нет, а переоборудовать под палубный вариант уже построенные МиГ-29 конструктивно невозможно, нужно строить новые. Однако, сегодня руководство РСК "МиГ" навряд ли сможет даже продемонстрировать, где и из чего оно намерено производить эту технику. Специалисты уже года два-три назад говорили, что, скорее всего, когда вопрос действительно встанет об оснащении авианесущего крейсера "Адмирал Горшков" палубными истребителями, то это будут машины фирмы "Сухого" - и все по одной только причине, из-за неспособности РСК "МиГ" в сегодняшнем его состоянии выполнить столь масштабную работу.

И ведь нельзя сказать, что государство как-то особенно неотзывчиво к просьбам РСК "МиГ".

Когда в самом начале 1999 года новый генеральный конструктор Николай Никитин был назначен на эту должность, речь уже шла фактически о спасении предприятия. Долг в 290 миллионов долларов, который повис на нем в следствие откровенно уголовного поведения прежнего руководства, был отсрочен. Впоследствии он переносился неоднократно, но и сегодня РСК "МиГ" ни на шаг не приблизилось к его погашению. Более того, несмотря на ощутимые объемы поставок военной техники за рубеж, общая задолженность предприятия выросла по сравнению с 1999-м годом почти в 2 раза. Куда могли деться деньги?

Когда Никитин сел в кресло генерального конструктора, задержки зарплаты составляли около 3 месяцев, серийный завод работал с неполной загрузкой - 3 раза в неделю. Новый руководитель обещал покончить с этим, перейти на полную рабочую неделю и платить рабочим вовремя.

Для этого постановлением правительства "МиГу" была бесплатно передана документация на среднемагистральный самолет Ту-334 и конечная сборка этой машины была поручена именно "мигарям".

Никитин обещал начать серийное производство уже в 2002 году при стоимости одной машины не более 13 миллионов долларов.

Впоследствии сроки пуска в серию Ту-334 неоднократно переносились, но, как показало совещание с участием членов правительства, проведенное в начале этого лета прямо в сборочном цеху, серийное производство этой машины навряд ли начнется и в будущем году. На сегодня имеется в наличии только "чучело" Ту-334 в единственном экземпляре, причем в состоянии готовности менее 50 процентов. Более того, даже сам цех, где Никитин и Ко намерены производить это "чудо" отечественного авиастроения, несмотря на потраченные 27 миллионов долларов, еще весьма далек от готовности. То есть, не только самолета нет, его еще и производить-то пока негде. И при всем при этом Никитин заявил, что реальная себестоимость машины не может быть никак меньше: 18 миллионов, что аккурат на 5 миллионов меньше минимальной цены, укладывающейся в границы рентабельности. То есть недостающие 5 "лимонов" предложено изыскать правительству - а где хочет, там пусть и берет.

В "сухом остатке" - авиакомпании если и получат когда-либо среднемагистральный самолет Ту-334, то, во-первых, когда он морально устареет, во-вторых - по абсолютно неприемлемой цене. И без каких-либо шансов продать хотя бы одну машину за рубеж.

Ну да ладно, не получилось у "мигарей" в гражданской продукцией, так не под нее, в конце концов, фирма и создавалась. Наверно, с военной техникой все обстоит более-менее?

Однако уже известно, что учебно-боевой самолет МиГ-АТ ни российская армия, ни тем более французская (машина проектировалась совместно с рядом французских фирм) закупать не собираются. То есть машину можно смело передавать музею авиации в Монино, где уже, кстати, находится один из палубных экземпляров МиГ-29.

То же самое произошло с многострадальной машиной под кодовым названием 1,42, поднятой в воздух шеф-пилотом Горбуновым в качестве прототипа российского истребителя пятого поколения. Еще один экспонат для авиационного музея.

Что же в остатке?

А все тот же легендарный истребитель МиГ-29, который через два-три года в каталогах будут уже именовать устаревшим.

Безусловно, МиГ-29 еще подлежит модернизации, не говоря о необходимости многолетнего обслуживания сотен этих машин, проданных в различные страны. И с этой задачей РСК "МиГ" справляется. Было бы совсем уж странно, если бы не справлялись. Удалось реализовать и задел из 140 готовых машин, к концу прошлого века скопившихся на заводе. Но все это, извините уж, слишком сильно напоминает проедание запаса, сделанного прежними поколениями.

А как же прогресс?

"Когда я пришел на "МиГ", на следующий день после назначения Никитина, - меня поразил длинный ряд из двух с лишним десятков BMW, стоявших в ожидании начальства напротив рушащегося здания заводоуправления, - сказал один из бывших руководящих сотрудников компании. - Я предложил продать их и погасить трехмесячную задолженность по зарплате. Спустя 4 года с удовлетворением могу отметить заметное обновление модельного ряда на "МиГе". Руководство пересело на "Лексусы". Зарплату не платят по-прежнему. Рабочая неделя так и осталась трехдневной".

ОКБ имени Микояна сегодня, судя по всему, существует только как воспоминание - нет ни одной перспективной разработки, никакого серьезного задела на будущее. По коридорам ОКБ бродят старики, начинавшие работать еще при А.И.Микояне, а следующего поколения не наблюдается. При этом генеральный конструктор уверенно говорит об инвестировании значительных средств в НИОКР. Хотелось бы знать, во что? В "Лексусы"?

Не лучше обстоят дела и с серийным производством.

Площади Производственного центра имени Воронина, находящегося в центре Москвы, неподалеку от Ходынки, на сегодня принадлежат РСК "МиГ" примерно процентов на 20. Остальное уже передано городу под будущую застройку. Соответственно, говорить о вложениях в обновление производства здесь довольно глупо. Производственный комплекс должен быть переведен на Луховицкий машиностроительный завод - третью составную часть корпорации. Но исчезающие в центре Москвы цеха в Луховицах так и не появились. Да, сборочный цех для Ту-334 процентов на 70 построен, но где будет производиться то, из чего будут собирать самолеты? Неизвестно.

Зато известно, что долги РСК "МиГ" весьма активно скупаются неким банком за полцены, а когда предъявляются к оплате, то почему-то оплачиваются быстро и в полном объеме. Но инвестирует их банк отнюдь не в "МиГ", как можно было бы предположить, а в акции некой французской авиастроительной фирмы.

Кстати, на МАКС-2003 экспозиция французской фирмы Tales очень сильно "пиарилась" российскими структурами, имеющими договорные отношения и с РСК "МиГ".

Вот теперь можно вернуться и к отношениям между "МиГом" и Минфином.

Дело в том, что письма, написанные Н.Никитиным вице-премьерам российского правительства Кудрину и Алешину в июне с.г. были вовсе не окончанием, а лишь началом процесса, который завершился исключением ФГУП РСК "МиГ" из списка предприятий, запрещенных к приватизации и включением его в приватизационный план на 2004 год.

В начале августа у вице-премьера Алешина состоялось совещание, на котором Никитину были предложены варианты реструктуризации долга, не разоряющие РСК "МиГ", но при этом, что важно, не противоречащие и законодательству Российской Федерации. Господин Никитин вроде бы согласился, но уже 7 августа, на совещании в Минфине, заявил, что ни один из вариантов его не устраивает - любой возврат долга государству является абсолютно неподъемным делом для корпорации, которую он возглавляет.

Дальше господин Никитин заявил, что намерен заняться: изменением правового поля в стране, для чего вот-вот выйдет в Думу с законодательной инициативой.

Ну и, разумеется, ничего платить он не хочет еще и потому, что-де идет следствие и еще не известно, должен "МиГ" кому-то 290 миллионов или нет.

Однако дотошный Минфин направил запрос в прокуратуру, откуда и получил ответ - следствие давно закончено и деньги, о которых идет речь, корпорации "МиГ" поступали, и она ими по своему усмотрению распоряжалась. То есть - должна платить, благо у Минфина в наличии имеется решение суда.

Вот тут-то и пошел "пиар". Кому охота платить? Тем более, что в процессе приватизации государство получит за акции РСК "МиГ" скорее всего не живые деньги, которые можно пустить на модернизацию производства, а долговые обязательства, с 1999 года наделанные командой Н.Никитина. И долг корпорации государству уж совсем некстати для будущих приватизаторов. С государством делиться у нас никто не любит.

Безусловно, странно выглядит, что Федеральное государственное унитарное предприятие, которым является РСК "МиГ", должно платить долги Минфину. Получается, что деньги перекладываются из одного кармана в другой, и оба они - государственные. Но так выглядит лишь на первый взгляд.

На самом деле, "карман" Минфина устроен так, что из него финансируются бюджетные расходы, в том числе зарплаты бюджетникам, ЖКХ, наука, культура и многое другое, что можно отнести к общенародным нуждам.

"Карман" Федерального государственного унитарного предприятия, ФГУПа устроен принципиально по-другому. Станки, здания цехов, машины и все прочее, называемое основными фондами, действительно принадлежит государству. И это именно его забота, чтобы фонды эти обновлялись, а на производственных мощностях производилось то, что необходимо стране. А вот прибыль ФГУПа государству совсем не принадлежит. Ей распоряжается руководство предприятия по своему усмотрению.

Хочет - платит зарплату сотрудникам, покупает новое оборудование, вкладывает в новые разработки.

Хочет - приобретает "Лексусы".

Безусловно, смысл государственной промышленной политики в отношении ФГУПов - заставить их делать первое. И для этого у государства имеется еще один рычаг - кадровая политика.

А кадровые ошибки государства выливаются в "Лексусы" вместо "МиГов".



04.09.2003
www.aviaport.ru

Док. 527939
Перв. публик.: 04.09.03
Последн. ред.: 29.11.08
Число обращений: 192

  • Никитин Николай Федорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``