В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Тимур Митупов: эксклюзивное интервью спецвыпуску `РБК DАILY`: `Российское рыболовство` Назад
Тимур Митупов: эксклюзивное интервью спецвыпуску `РБК DАILY`: `Российское рыболовство`
Тимур Митупов: Кардинальные преобразования в рыбной отрасли по времени совпали с мировым финансовым кризисом
28.11.2008 г. RBC Daily
О проблемах в рыбной отрасли страны и возможных способах их решения корреспондент РБК daily ЮРИЙ ИВАНОВ побеседовал с руководителем инвестиционно-аналитической группы ГК "ХЛАДОПРОДУКТ", экспертом-аналитиком "Рыбного союза", членом Общественного совета Федерального агентства по рыболовству ТИМУРОМ МИТУПОВЫМ
- Сейчас разрабатывается проект закона о техническом регламенте на рыбную продукцию. Есть ли там подводные камни? Насколько при разработке закона учитывается мнение самих игроков и экспертного сообщества?

- Основная цель регламентов - защита прав потребителей через обеспечение их безопасной и качественной продукцией, соответствие продукции качественным и количественным параметрам и стандартам, упрощение административных барьеров для производителей. Принятие регламента позволит установить требования к безопасности рыбной продукции, а также продуктов питания на рыбной основе. Это позволит защитить здоровье граждан и не позволит недобросовестным предприятиям манипулировать с содержанием и качеством продукции.

Росрыболовство подготовило согласованный с профильными государственными ведомствами технический регламент "Рыба, нерыбные объекты промысла и продукты их переработки. Производство и обращение". Документ планируется внести в Госдуму до 15 декабря 2008 года.

Я предполагаю, что после принятия техрегламента и отработки системы и механизмов внедрения, отслеживания и контроля произойдет резкая дифференциация цен с падением цен на некачественную и стабилизацию на качественную рыбопродукцию, в особенности на продукты глубокой переработки.

Между тем у меня вызывают серьезные опасения способности нашей рыбопромышленности и рыбопереработки обеспечить неукоснительное исполнение техрегламента. Чаще всего основной объем рыбопереработки и производства происходит на рыболовецких судах, у которых материально-техническая часть и оборудование изношены на 70%. Линии и технологии производства морально и физически устарели, а уровень использования береговых объектов рыбоперерабатывающего производства и модернизация действующих производств высокотехнологическими линиями в целом по стране остается низким. К тому же производственные мощности (из-за сезонности вылова, переработки на судах, неустойчивости и нестабильности поставок качественного сырья и т.п.) задействованы не на полную мощность и в среднем достигают 40%. Следовательно, у меня вызывают большие сомнения возможности и готовность большей части наших рыбоперерабатывающих предприятий выпускать качественную и соответствующую всем стандартам техрегламента продукцию.

В целом на российском рыбном рынке основные проблемы безопасности и качества рыбопродукции заключаются в следующем:

нарушение санитарных норм и правил при транспортировке и хранении;

заражение рыбопродукции болезнетворными бактериями и возбудителями болезней, превышение нормативов САНПиН по содержанию микроорганизмов из-за несоблюдения санитарно-гигиенических правил;

обман покупателей - подмена при продаже одной рыбы (филе) на другую, также под видом дорогой рыбы продают дешевую;

несоответствие стандартам безопасности, в том числе по органолептическим показателям, то есть по запаху, цвету и вкусу. Продукция продается с большим содержанием воды (с повышенным содержанием глазури до 40 вместо 2%) и может иметь влагоудерживающие компоненты.

- Дает ли экономический кризис новый шанс вашей отрасли?

- Мировой кризис начал негативно отражаться на отечественных рыбных компаниях. По сути, кризис ликвидности и банковского кредитования рыбного сектора фактически перекрыл возможность кредитоваться и рефинансировать свои долги. Ставки по банковским кредитам и услугам значительно возросли, что повлекло за собой возросшую стоимость обслуживания долга.

Острый дефицит внутренних финансовых ресурсов ставит рыбные компании в неблагоприятные условия на рынке кредитных ресурсов, при которых кредитование с расплатой выловленной рыбой превращается, во-первых, в форму переориентации товарных потоков на внешний рынок, во-вторых, в канал изъятия финансовых ресурсов. В особенности на фоне кризиса ликвидности и просрочек оплаты за товар следует моральный кризис доверия, который способствует дестабилизации функционирования всех бизнес-процессов - от вылова до конечного потребителя. Он еще опаснее. На данный момент многие рыбные компании и импортеры отпускают продукцию в предоплату, естественно, это снижает уровень объемов поставок рыбы конечному потребителю, вызывает в конечном итоге дефицит и приводит к росту цен.

Таким образом, по мере углубления финансового кризиса объективно снижается выбор и объемы поставок продукции. О значимости возникших барьеров свидетельствует динамичный рост объема импорта на 15%, удовлетворяющего растущий внутренний спрос даже на те виды рыбопродукции, которые вылавливает или производит Россия.

- Что нужно сделать, для того чтобы цена на топливо для судов находилась бы в справедливой корреляции с ценой на нефть? В чем вы видите причину нынешней ситуации: недостаток конкуренции, монополизм "своих" топливозаправщиков, отсутствие интереса к этому бизнесу со стороны крупных государственных компаний? Что нужно сделать, чтобы привлечь к этому бизнесу ту же "Роснефть"?

- Опережающий рост цен, особенно на топливо и другие ресурсы, обуславливает рост издержек рыбных компаний, занятых промыслом и переработкой рыбы. Необходимо отметить, что переломить ситуацию с обновлением производственных мощностей рыбохозяйственного комплекса без соответственной государственной поддержки в ближайшее время не удастся. Надо отметить, что государственное субсидирование цен на топливо рыбакам на данный момент прорабатывается Росрыболовством для представления правительству. У аграриев субсидии уже есть. Стоит отметить, что рост цен на топливо наряду с другими причинами в целях окупаемости расходов способствует отказу от вылова низкорентабельных видов рыб (сельдь, путассу, камбала, килька и т.п.) и вылова высокорентабельных. Это, безусловно, вызывает дефицит "народной" рыбы и наносит удар по социальным и неимущим слоям населения.

Да, на рынке топлива присутствует недостаток конкуренции. Нефтяному бизнесу нужны гарантии со стороны государства и экономические выгоды в рыбном бизнесе, для этого необходимо создать прозрачность рыбного бизнеса и экспертам показать потенциал рыбного рынка.

- Согласны ли вы с тем, что рыбакам нужны особые налоговые льготы, например по аналогу с единым сельхозналогом у прочих аграриев?

- Да, безусловно. Переход на уплату единого сельхозналога (ЕСХН) снизит налоговую нагрузку и позволит активизировать инвестиционный процесс в отрасли. Налоговая нагрузка на отрасль в настоящее время превышает 35%. По расчетам Всероссийского института экономики рыбного хозяйства, перевод отрасли на уплату ЕСХН позволит увеличить инвестиции в основные фонды с 1,7 млрд руб. в 2006 году до 8 млрд руб. в 2009 году, 15 млрд руб. в 2010 году и 25 млрд руб. в 2011 году.

ЕСХН позволит направить часть средств в обновление производственных фондов без привлечения государственных средств, компенсировать затраты на материально-техническое снабжение, что в свою очередь также способно положительно повлиять на громадный пласт проблем, связанных с кадровым обеспечением, занятостью отрасли и сохранением присутствия в стратегически важных для страны регионах России.

- Каковы перспективы обновления рыболовного флота в свете сокращения кредитных ресурсов? Видите ли вы сокращение программ ремонта, покупки новых судов игроками рынка?

- На данный момент в рыбной отрасли используются морально устаревшие суда, которые в рыночных условиях ограничивают возможности их эффективной промысловой работы, особенно за пределами исключительной экономической зоны России. В результате основная часть флота сосредоточена в исключительной экономической зоне России и близлежащих районах на добыче наиболее рентабельных объектов промысла водных биологических ресурсов.

Одним из элементов адаптации рыбопромыслового флота к изменениям условий его функционирования стала его территориальная передислокация. Промысел в отдаленных районах связан с дополнительными издержками, поэтому, стремясь сократить затраты, рыбопромысловые организации сосредоточили свой флот преимущественно в исключительной экономической зоне РФ, что сопровождается переориентацией на объекты промысла. В связи с этим резко возросла добыча ценных пород рыб и образовался значительный объем невостребованных рыб, промысел которых при сложившихся условиях становится низкорентабельным.

В этих условиях сформировалась диспропорция между производительностью отдельных судов, участвующих в промысле, и выделенными им квотами на вылов. Неполная загрузка мощностей судов делает неэффективной эксплуатацию даже наиболее современных судов, стимулирует незаконный промысел, что отрицательно сказывается на обновлении флота и береговых производственных мощностей, производительности труда, качестве производимой продукции, уровне издержек производства и, следовательно, конкурентоспособности рыбопродукции.

Конечно же, в связи с кризисом остро станут проблемы с обеспечением финансирования, выдачей долгосрочных кредитов на строительство и модернизацию флота. Уже сейчас рыбный бизнес пересматривает стратегические планы, сокращает и приостанавливает инвестиционные планы и проводит оптимизацию и реструктуризацию бизнеса.

Однако не будем забывать, что в этом году принята Концепция развития рыбохозяйственного комплекса до 2020 года и Федеральная целевая программа на период 2009-2013 годы, где заложено около 62 млрд руб., включая на строительство флота для государственных нужд 15,2 млрд руб., строительство и модернизацию рыбопромысловых судов 11,3 млрд руб.

В целом мероприятия по данному направлению предполагают строительство 27 научно-исследовательских судов, восьми судов для целей воспроизводства рыб, двух патрульных судов и 208 моторных лодок и малых плавательных средств с целью обеспечения государственного контроля в области охраны.

- Почему проблема браконьерства освещается в СМИ, так сказать, волнами - то об этом пишут все, то, как теперь, очень немногие. Ситуация в самом деле иногда улучшается или кампании в СМИ также носили заказной характер?

- По экспертным оценкам, ежегодно Россия теряет за счет незаконного вылова и вывоза рыбной продукции за рубеж до 1 млрд долл. Эта проблема усугубляется наличием коррупции, либеральности нашего законодательства в борьбе с браконьерством, множественными реорганизациями Росрыболовства, нехваткой патрульных судов, низкой численностью рыбоохраны и слабой технической ее оснащенностью.

Из более 5 тыс. судов рыбопромыслового флота, ведущих промысел в российских водах, более 20% осуществляют промысел с различными нарушениями. Для обеспечения выполнения мероприятий по контролю промысла необходимо увеличение патрульных судов для обеспечения государственного контроля. Это в федеральной программе заложено. Во внутренних водах проблема обстоит с малой численностью рыбоохраны. Так, сейчас приходится около 4 тыс. км водного участка на одного рыбинспектора.

С 2009 года все морепродукты, добытые в исключительной экономической зоне России, будут проходить российское таможенное оформление. Кроме того, при поставке рыбы на территорию страны рыбак платит меньшую ставку за пользование водными биоресурсами, при поставке на экспорт - большую. В Росрыболовстве завершилась работа по распределению квот добычи рыбы на десять лет. Ранее состоялось конкурсное распределение рыбопромысловых участков на 20 лет. Промышленное рыболовство страны наконец-то получает продолжительный горизонт планирования, а следовательно, инвестиционно привлекательные правила игры.

Наступило время, когда не возвращаться с уловом или не декларировать его становится себе дороже, потому что это нарушение правил рыболовства. По факту это уже будет контрабанда, потому что закон обязывает явиться в российский порт. И если вы этого не сделали, то Росрыболовство имеет право изъять у нарушителя разрешение на вылов или отнять квоту. Судите сами, это страшнее любых экономических и административных санкций, потому что компания по существу лишается бизнеса.

- Насколько отрасль испытывает давление государства? Не окажется ли после кризиса, что государство попытается усилить контроль над отраслью под предлогом "платы за оказание финансовой помощи"? Или оно не окажет такую помощь?

- Современное состояние основных фондов рыбного комплекса не позволит добиться удвоения объема вылова и производства рыбы в течение ближайших десяти лет. Ежегодный объем инвестиций в отрасль составляет всего лишь около 2,5 млрд руб. Между тем рыбная отрасль отнесена к стратегическим отраслям, составляющим экономическую и продовольственную безопасность страны. Водные биоресурсы принадлежат государству, так что контроль со стороны государства будет всегда. Другой вопрос, каким образом это будет происходить, через процедуру внешнего управления, создания госкорпораций и т.п. Не исключаю, что в данных условиях и ситуации с кризисом это необходимо.

В принятой Федеральной целевой программе развития рыбохозяйственного комплекса на период 2009-2013 годы объем финансирования в рыбную отрасль составит около 62 млрд руб.

В октябре 2008 года, находясь с рабочей поездкой в Калининграде, руководитель Росрыболовства Андрей Крайний сообщил, что планирует в ближайшее время привлечь кредиты на общую сумму 150 млрд руб. на развитие рыбной отрасли. Есть договоренности с Россельхозбанком, Внешэкономбанком и Газпромбанком.

- Известна проблема разницы в цене между ценой от переработчика и ценой на прилавке. Считаете ли вы, что государство должно административным путем ограничивать торговую наценку на рыбу, на все сорта или на некоторые?

- Да, считаю. Необходимо вводить регулирование торговой наценки на социально значимые, "народные" и не дорогие сорта рыб (сельдь, килька, салака, пикша, камбала, скумбрия). Считаю, что необходимы организация и функционирование оптовых рыбных рынков, возрождение социальных магазинов с ассортиментом и по типу "Океана". Этому способствует организация рыбных бирж и отлаженный механизм транспортировки и доставки грузов с Дальнего Востока.

- Будут ли банки принимать в качестве залога квоты на лов рыбы?

- Пока банки рассматривают и выдают кредиты по залог высоколиквидных активов, в нашем случае под здания, суда, оборудование или товар на основании конкретных документов, имеющих за собой материальное обеспечение. Квоты для банков не являются видом обеспечения. Не факт, что рыбаки, имея квоты, не могут их полностью освоить из-за многих факторов, таких как неблагоприятная промысловая обстановка и т.п. Поэтому это высокорисковый "нематериальный актив" (сезонность вылова, колебание цен, особые условия хранения и реализации, трудность проведения анализа рынка - нет открытого доступа к истории-статистики вылова на определенном участке, динамики отечественных и мировых цен и т.п.) как вид обеспечения, и на будущее это будет только в виде большого плюса при положительном принятии решения, но не как конкретный залог.

- Рынок Дальнего Востока сильно зависит от рынка Китая и Японии. Но что мешает нашим рыбакам самим диктовать, хоть отчасти, условия для этих стран, если они не могут обойтись без наших биоресурсов?

- Стоит отметить, что общая политика государств АТР была нацелена в правовом межгосударственном поле на освоение биоресурсов и участие их капитала в нашем рыбодобывающем комплексе, и бизнес стран АТР активно вкладывали финансовые средства в наши рыбопромысловые компании, входили соучредителями рыболовецких компаний, иностранные банки кредитовали наших рыбаков под будущий улов, а наши рыбаки порой бесконтрольно перегружали улов в море либо, заходя в иностранные порты, в кэш продавали уловы и т.п. От этого во многом страдала наша экономика, включая снижением добавочной стоимости от переработки и реализации рыбопродукции, недополучения налоговых и социальных платежей и т.п. Сейчас государством предпринимаются действенные шаги по регулированию и решению этих проблем на государственном и межгосударственном уровне. Например, повышаются пошлины на импорт продукции, применяются новые таможенные правила: при ввозе рыбы действует минимальная таможенная ставка, а при вывозе максимальная, вводится механизм "одного окна" при выгрузке и оформлению вылова в портах, сокращаются процедуры и срок оформления рыболовецких судов. Появились правовые и экономические стимулы доставлять отечественными рыбаками уловы на российский берег.

- Что есть самое большое зло или несправедливость в отношении государства к отрасли?

- В период с начала 2006 года, когда у государства сформировалась открытая позиция по кардинальным преобразованиям в рыбной отрасли, и начались положительные изменения в области рыболовства, продиктованные временем и национальными интересами. Между тем остаются проблемы, которые надо решать. Отмечу основные:

создание государством условий, а бизнесу возможностей по увеличение объемов поставок рыбы и морепродуктов на внутренний рынок;

борьба с браконьерством;

модернизация рыболовецкого флота, портов и припортовой инфраструктуры. Отлаживание механизма принципа "одного окна" при оформлении рыбы в портах;

введение системы биржевой торговли. Решение проблем с кадрами, технологиями, программным обеспечением, регламентов и механизмов функционирования рыбной биржи;

борьба с коррупционными схемами на всей цепочке бизнес-процессов - от вылова, выгрузки в порту, хранения и транспортировки до прилавка магазина;

снижение железнодорожных тарифов на перевозку рыбы;

достижение консенсуса государства с сетевым ритейлом, включая регулирование отпускной цены на рыбопродукцию;

восстановление инфраструктуры рыбопереработки и системы подготовки кадров;

стимулирование научных разработок во всех областях рыбной отрасли и сохранение запасов водных биоресурсов.

Государство пришло к осознанию того, что необходимо способствовать развитию рыбной отрасли, но этот процесс потребует времени, долгосрочного финансирования, а самое главное - вызовет немало трудностей и проволочек при реализации программ развития рыбохозяйственного комплекса на местах.

Но чрезмерное госрегулирование опасно следующими последствиями:

опасность появления тенденции вмешательства государственных чиновников в определение списков участников рынка, в особенности импорта;

опасность появления тенденции со стороны государственных чиновников вмешиваться в процесс реализации продукции, указания кому продавать продукцию;

опасность монополизации определенной группой компаний импорта рыбопродукции и морепродуктов.

Необходимо понимать, что на данный момент импорт рыбопродукции необходим, так как восполняет и удовлетворяет потребности рыбного рынка прежде всего по тем видам рыбопродукции, которые мы самостоятельно не можем в достаточных объемах выловить или вырастить на предприятиях аквакультуры и марикультуры.

В диалоге между государством, представителями рыбной отрасли и общественности наиболее оптимальным, на мой взгляд, инструментом является расширение контактов и форм сотрудничества государства, общественных, научных представителей и бизнеса. Для этого недавно был создан консультативно-совещательный орган - Общественный совет при Федеральном агентстве по рыболовству

Одними из основных задач совета должны стать контроль за выполнением Федеральной целевой программы развития рыболовства, участие в совершенствовании правового регулирования и оперативное информационно-аналитическое освещение достигнутых результатов, проблем и путей развития рыбной отрасли России.


http://www.rbcdaily.ru/2008/11/28/research/392428

Док. 527300
Опублик.: 28.11.08
Число обращений: 11

  • Митупов Тимур Гуруевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``