30 ноября на сцене ХАТОБа пройдет спектакль, который уже более восьми лет вызывает в городах бывшего Союза жаркие споры. Москвичи привозят в Харьков театральную антрепризу по мотивам одного из самых известных романов Виктора Пелевина "Чапаев и Пустота".
Фанаты Виктора Пелевина напряглись: как можно философию и неподражаемый стиль мистификатора-писателя перенести на театральные подмостки? Ведь язык театра более конкретен, нежели литература. Как рассмешить зрителя до слез, до истерики, но при этом нашептать ему на самое ушко что-то очень важное, о чем он будет думать после спектакля? Об этом и многом другом рассказал создатель спектакля "Чапаев и Пустота" режиссер Павел Урсул в специальном интервью для нашей газеты.
- Отчего выбор пал на Пелевина?
- Этот материал гениален сам по себе, советую всем почитать его прозу. Долгие годы наша страна жила в идеологии героизма, самопожертвования. Герои гражданской и Отечественной войн становились народными любимцами. Но вот пришли 90-е. И название этой эпохи - пустота. Вот мы и решили прежнюю тему сыграть с новым аккомпанементом. Это можно сравнить с легкой джазовой импровизацией.
- Кто задействован в вашем спектакле?
- Блестяще, на мой взгляд, играет Чапаева Михаил Ефремов. Он не боится быть творчески хулиганистым, в известном смысле слова наглым. Во втором акте мы специально оставляем для Мишиной импровизации. Что он преподнесет в очередной раз, не знают даже коллеги. Не уступает Ефремову в актерском мастерстве и Михаил Крылов, сыгравший роль Петра Пустоты. Зрителям он известен по фильму "Гитлер капут". Роль Анки исполнила молодая актриса МХАТа Ксения Часовских, роль Котовского - Михаил Полицеймако.
- Как создавалась пьеса, ведь вобрать в себя все сцены из литературного первоисточника спектакль не может?
- В этом была основная сложность. Вначале текста было 200 страниц. Осталось 45. Изначально материал "завел" всех. Репетиции больше походили на студенческую подготовку к капустнику. За два дня до премьеры был полный прогон, закончился он в два часа ночи. И все решили: "Играть это НЕВОЗМОЖНО!" Стало ясно: спектакля нет. И только сумасшедшие могли решиться прогнать все от начала до конца еще раз. Происходило это с трех до шести часов утра. И вот именно тогда родился спектакль.
- Часто ли вас упрекали в использовании раскрученных брэндов героев в коммерческих целях?
- Упреки слышим постоянно, но о нас пишут и говорят по-разному.
- Бывают ли на спектаклях те "ляпсусы", которые потом актеры используют как творческие находки?
- И не раз. Например, один из актеров, выставляя бутылку шампанского на стол, вместо названия вина "Вдова Клико!" случайно произнес: "Вдова Кличко!"
- Кто написал музыку к спектаклю?
- Я попросил написать музыку талантливого московского композитора Юрия Орлова. И ему удалось облечь спектакль в грустную, мистическую, электронную музыкальную ткань, которая как нельзя лучше подходит к пьесе. Потом только я узнал, что композитор не только хорошо знает творчество Пелевина, но еще и дружен с ним.
- Видел ли спектакль сам Пелевин?
- Виктор Олегович сказал, что и не предполагал, какую сильную вещь он написал.