В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Ефремов: О политике, работе и душе Назад
Михаил Ефремов: О политике, работе и душе
Михаил Ефремов поставил в "Современнике" пьесу Андрея Платонова "Шарманка". Я не знаю, хороший это спектакль или плохой. Я знаю, что он очень важный. Так что сходить на него я бы вам посоветовал - если бы туда можно было попасть... Правда, по подсчетам Ефремова, в антракте уходят человек 50, наиболее нетерпимых к абсурду. И зря, потому что второе действие гораздо менее загрузочное и более понятное. Но в общем, если вы просочитесь в антракте, вам даже будет где сесть.
Ровно три года назад я брал у Ефремова интервью, и он сказал, что поставит "Шарманку" любой ценой. И сдержал слово, лишний раз опровергнув свою славу богемного бонвивана и праздного гуляки.

Ничего еще не определилось

- Почему именно "Шарманка"?
- Не знаю. Нравится. Физическое наслаждение от работы с платоновским текстом. "Давай я тебя возглавлю". "Вы светоч, а я перед вами беспринципщик". Есть высший класс прозы - это когда артист ее не перевирает. Как правило, все добавляют от себя, но на моей памяти как можно ближе к тексту старались играть двух писателей: Пелевина и Платонова. Пелевинский текст я сам сейчас играю - в "Чапаеве и Пустоте". И Платонова - хотя это очень трудная проза - в "Шарманке" все точно читают наизусть. Приятно потому что.
- Но ведь с тем, что вокруг, эта вещь сегодня никак не соотносится
- Именно и соотносится, подождите полгода. Это годы великого перелома: двадцать седьмой - двадцать восьмой - двадцать девятый. Самое мое любимое время в советской, да и в русской вообще культуре. Ничего еще не определилось: это нам сегодня кажется, что все им было понятно. Им ни черта не было понятно, как и нам сейчас. Что можно? Что нельзя? Куда поворачивает? Было смутно, неоформленно, тревожно, и люди проступали гораздо ярче. Возникли три замечательно наглядных типажа. Первый - тип советского начальника, идеально приспособившийся к социализму бюрократ, или даже реальный деятель, но уже с замашками Господина миров. Это Бабичев, допустим, в олешинской "Зависти", по которой мы делали когда-то спектакль "Пощечина", и Табаков нас с ним отправил в Германию - там-то мне и передали машинопись еще не опубликованной у нас "Шарманки", которую Швыдкой напечатал в "Театре" только два года спустя. Вот в "Шарманке" это Щоев, человек, который непременно хочет всех возглавить, который - по схеме "Мертвых душ" - выменивает русскую душу на европейские костюмы. А потом выясняется, что души нет - одни циркуляры. Второй тип - тоже совершенно замечательный - это человек из бывших, не готовый со всем этим мириться. Он пытается себя как-то обточить, усмирить, втиснуть в новую жизнь - все мимо; и либо бунтует, либо гибнет, либо ломается в конце концов, как Подсекальников, скажем, у Эрдмана. И третий тип - это революционный мечтатель, романтик, которому тоже никак не вписаться в действительность, потому что вся она уже принадлежит разного рода главначпупсам. И он тогда уходит - чаще всего в смерть. Это у нас в спектакле девушка Мюд. Она, правда, уходит не в смерть, а, допустим, на Кубу.
- И сейчас у нас тоже годы великого перелома?
- Конечно. Многое схоже до полной неотличимости.
- И в какую сторону?
- Практика, дорогие товарищи, показывает, что великие переломы, которые вот так тягостно тянутся годами, обычно происходят в плохую сторону. Переломы в хорошую осуществляются в России мгновенно, празднично и ненадолго. Просто спадает вдруг груз многолетнего страха, ап! - и можно просто дышать. Потом все опять тормозится, вязнет и начинается: покайся! Напиши письменный документ, что ты каешься! Что ты аллилуйщик, беспринципщик и рвач. И пошло по второму кругу; я думаю, "Шарманка" действительно великая пьеса - именно потому, что там есть образ именно этого шарманочного, механического вращения. Самовоспроизводства. Воспроизводятся схемы, в которых никто не может быть прав. Там же говорит металлический человек Кузьма: "Мертвый угоден всем". А живой - никому.
- Я вот всю жизнь думаю: это русское виновато, что так было? Или советское?
- А я не разделяю русское и советское. Самое страшное - понимать, что советское стало таким именно в результате русской самовоспроизводящейся схемы. Причем воспроизводится она на всех уровнях, в любом коллективе. И если я не могу выбраться из этой шарманки, если я так и катаюсь на ее зубьях и крючьях, можно хотя бы сделать об этом достаточно хулиганский спектакль.

Актер Актерыч

- Вы сыграли у Михалкова в "Двенадцати" - зачем, по-вашему, он сделал эту картину?
- Думаю, для себя самого, у него была чисто прагматическая цель: размяться перед огромным блокбастером "Утомленные солнцем-2". А в смысле эстетики лучше всех написал Гладильщиков: это галерея персонажей, доведенных до исчерпывающей полноты, до абсурда. Я играю Актера Актерыча, Газаров - Грузина Грузиныча, Гармаш - Таксиста Таксистыча, а во главе стола сидит Михалков Михалкович, сам не слишком серьезно относящийся к этой длинноволосой пародии на себя. Причем я отлично знаю Гармаша, много с ним играл и понимаю, насколько этот типаж от него отличается. Он совершенно не такой, я мало знаю людей умней и тоньше, - но у Михалкова он действительно прыгнул выше головы, потому что маска получается сверхубедительной. Впрочем, у Никиты Сергеича выкладываться - одно удовольствие. Я в жизни не видел, чтобы режиссер так работал с артистами. Ты чувствуешь себя главным на площадке. Для тебя все. Если тебе чай подан несладкий, негорячий или не вовремя - виновный при тебе получит нагоняй. Тебе обеспечена свобода, родственная забота, восхищение.
- Но ведь это ужас, Миш.
- Никакой не ужас. Это очень точное попадание временами. Там есть в сценарии мертвые куски, это было ясно до съемок. Но в моей роли меня, кстати, и текст вполне устраивает - под каждым словом подпишусь.
- У вас там роль ничего, да. Особенно когда вы мячик в Гармаша бросаете.
- Это я у Путина научился.
- Он с вами репетировал?
- Нет но в каком-то смысле он же со всеми нами репетирует, мы же смотрим на него. Был такой эпизод, он принимал у себя футболистов ЦСКА. Вагнер Лав бросил ему мячик. И тогда, как написал гениальный журналист Андрей Колесников ("Ъ". - Д.Б.), Путин бросил мяч не в сторону Вагнера Лава и не Вагнеру Лаву, а в Вагнера Лава. Причем бросил с такой яростью, как будто давал ему сдачи: это ты что же мяч кидаешь? Ты кому его кидаешь вообще? Ты кидаешь мяч президенту ядерной сверхдержавы! И вот это выражение лица я попытался как-то воспроизвести, хотя не знаю, как у меня получилось.

Россия не живет по закону потому, что он абсурден

- В "Утомленных-2" вы не сыграете?
- Сперва предполагалось, и Никита Сергеич мне даже условие поставил: худеешь за месяц на десять кэгэ - и вперед. Он так Калягина когда-то ужимал для "Неоконченной пьесы".
- И вы согласились?
- Да нет, у меня одновременно четыре других фильма в работе - чем я там мотивирую эту физиологическую катастрофу? Но сценарий прочесть успел.
- Грандиозно?
- Настолько грандиозно, что в процессе работы может пропасть чувство фильма. Такое бывает на больших картинах. Дай Бог удачи.
- Я вас о политике даже спрашивать не хочу, потому что "Шарманка" особых надежд не оставляет
- Надежды у меня как раз есть, и они связаны с тем, что Медведев - юрист. То есть занят в том числе и оформлением закона. Хотя бы словесным. В российских законах самое ужасное - липкая, путаная казуистика, паутина слов, вплоть до неудобосказуемого "изнасилования лица лицом" Я думаю, что, может, все начнется с чисто словесных вещей. Которые потом и оказываются определяющими. Что больше будет человеческой речи. Меньше - бессмысленных запретов, которые на каждом шагу. Что, в общем, стиль поведет за собой все остальное и как-то вырулит Но я не знаю, каковы реальные возможности Медведева. Мне хочется только верить, что намерения как-то все очеловечить и хотя бы упорядочить у него есть. Все разговоры, что Россия не живет по закону из-за своей слишком вольной или слишком криминальной природы это бред, конечно. Она не живет по закону потому, что этот закон абсурден, перепутан, вязнет в зубах.
- Кстати, откуда эта идея - приглашать журналиста на роль агента колхоза в "Шарманке"? Был Андрей Васильев, потом Леонид Парфенов, предполагается Андрей Колесников
- Я и вас могу позвать.
- Нет, боюсь.
- Это и должна быть приглашенная звезда. Человек из другой вселенной, которая совершенно параллельна тому, что происходит в этой заготконторе.
- А что журналистская вселенная разве параллельна действительности?
- А разве нет?

Даже украсть уже не хочется

- Вы по-прежнему много снимаетесь, чего от вас ждать в ближайшее время?
- Сам я жду только одной премьеры, потому что это обещает быть действительно необычное кино. "Generation "П" - первая экранизация Пелевина.
- И кто вы там?
- А не видно?
- Азадовский!
- Точно. А Вавилен Татарский - Володя Епифанцев, приобретший для этой роли очень благообразный, несколько еврейский вид.
- Вот вы снимаетесь в этой картине, которая жестоко высмеивает девяностые. А вам они нравятся?
- А мне они нравятся, да. Потому что тогда человек мог мгновенно изменить свой статус - мог, конечно, и в минус, но чаще в плюс. Он мог задумать и сделать что угодно. И мог, например, очень много наворовать, да. Это было отвратительно. Но сейчас он и наворовать не может, то есть это предполагает уже такое количество ужасных действий по опусканию себя и встраиванию в кормушку, что воровство теряет все свое очарование. Это новая для России ситуация - когда даже украсть уже не хочется, потому что противно. И потом, вот эта ругань относительно девяностых в ней есть почти всегда неблагодарность большая. Отчетливо помню, как выхожу из метро на Пушкинской площади - из того выхода, что в здании "Известий", - с поэтом Орлушей, Андреем Орловым. А там, перед "Известиями", открыли кафе, и впервые в Москве свободно стоят столики, ходят официанты - садись, заказывай! И Орлуша сквозь зубы говорит: "Ельцин им не нравится, а?!" Это был год, наверное, девяносто пятый. Еще я только учился на компьютере печатать.
- У вас на "Шарманке" сидели Караченцов с женой
- Я знаю, мне позвонили перед спектаклем. Они не предупредили, сами пришли.
- Как по-вашему, зачем она его водит на все эти мероприятия?
- Я думаю, это не она его водит. Это ему хочется. Он - актер, это его работа. Он должен знать, что делается в театре. Вне зависимости от того, вернется на сцену или нет. У моего друга был инсульт, он рассказывал мне, что первые дни перед глазами мутная пелена, сознаешь все как бы сквозь пленку. Но это проходит потом - интеллект, как правило, почти не страдает. И я уверен, что он этот спектакль понял лучше многих - потому что там есть такие штуки чисто театральные. Хотя в принципе все будет понятно и ребенку. Это ведь нормальная русская сказка, мне платоноведы объяснили. Он все писал по принципу русской сказки. Все герои рассказывают о себе: вот я - мышка-норушка. Вот я, лягушка-квакушка. А вот я, единоличник-изобретатель. После чего приходит мишка и говорит: я - вашему терему крышка. Очень древняя схема.
- Есть у вас планы еще что-то поставить?
- Есть. Галина Борисовна в "Современнике" замечательно обновила труппу - это она умеет, не отнять. Много прекрасных молодых. Я вполне ответственно говорю, что Артур Смольянинов - очень серьезный актер, в перспективе - большой. Клава Коршунова - тоже стопроцентная будущая звезда, и я очень рад, что она играет в "Шарманке". Стебунов с Александровой, недавно поженившиеся. Можно ругать или хвалить кинороли Александровой, но на сцене она замечательная, и это готовая Елена Андреевна из "Дяди Вани". Вот "Дядю Ваню" я и хочу ставить и играть Войницкого, но это пока на стадии разговоров.
- А Астров чтобы - Никита Высоцкий.
- Никита в "Шарманке" сыграл после огромного перерыва. Лет, что ли, в семь. До этого он играл Фауста у Проханова в "Театре Луны". Но он в театре надолго не задержится - сейчас написал замечательный сценарий для "Первого канала", ищет режиссера. История о том, как Высоцкий за год до смерти переживает смерть клиническую, во время гастролей в Навои.
- Играть сам будет?
- Ни в коем случае. Это принципиально. Пробовал Вдовиченкова - не знаю, что получится. Главное - он не знает, кто будет ставить. Предлагали Говорухину, потом Митте Митта говорит, как всегда: "Действия мало! Где у вас действие?!" Меня особенно радует, что это так предсказуемо: мы с его сыном действительно играли в одной песочнице, и уж Сан Наумыча я знаю А это, кстати, вечная режиссерская претензия. И актерская. Все требуют, чтобы был формат и строгое ему соответствие. А зачем? Ты просто играй! Играй, получай удовольствие, текст за тебя все расскажет
- Вы-то еще получаете от этого удовольствие?
- Да еще как. Но не только от этого. Если бы только от этого - это значило бы, что я уже не живу. А когда не живешь - откуда брать игру? Из чего вообще делать роль? Сегодня человек загнан, у него нет ни времени, ни сил жить. А по-моему, очень полезно иногда все послать как можно дальше и сделать то, что хочется.

Быков Дмитрий

http://www.sobesednik.ru/

Док. 526923
Перв. публик.: 01.07.08
Последн. ред.: 27.11.08
Число обращений: 57

  • Ефремов Михаил Олегович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``