В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Ступишин: Армянский партнер N 1? Назад
Владимир Ступишин: Армянский партнер N 1?
На сегодняшний день Россия является стратегическим партнером Армении номер один, хотя далеко не в той степени, какой предполагалось архитекторами сотрудничествa. Хотя элементы традиционалистского подхода к "ориентации на Россию" все еще проявляются внешнеполитическом мышлении Армении, они все же постепенно замещаются политикой прагматизма.

С военно-политической точки зрения Россия действительно союзник Армении - она заинтересована в сохранении баланса сил в регионе, в стабильности своих южных границ, не заинтересована в безграничном усилении влияния в регионе какой-либо отдельной сверхдержавы, усиления влияния пантюркизма, ослабления роли ООН. Армяно-российское сотрудничество (в том числе военное) создает в регионе Южного Кавказа своеобразный стратегический диполь, который не позволяет подвергнуть его непредсказуемым последствиям геополитической унификации.

Известное высказывание госсекретаря США Колина Пауэлла о том, что "Россия должна забыть о том, что у нее есть какие-то интересы в республиках бывшего Советского Союза", достаточно емко очерчивает суть проблемы. Вряд ли в интересах России и Армении как можно скорее выполнить данное "предписание": это никак не соответствует их национальным интересам, которые во многом совпадают.

Другое дело, что только военное присутствие России в Армении не решает комплекса их стратегических проблем. Политическая пассивность России, причем пораженческая, в регионе явно не соответствует амбициям последней и преследуемым ее целям. В частности, отношения с Арменией, заявленным стратегическим партнером в регионе, кроме упомянутой "военно-базовой" составляющей, ничем особенным не выделяются. Это отмечают как зарубежные, так и сами российские аналитики, политики и дипломаты.

Владимир Ступишин (первый посол РФ в Армении - в 1992-1994 гг.) еще в 2002 г. писал, что "пора бы уж [России] научиться выбирать между реальными союзниками, просто партнерами и теми, кто вообще в чужой лес смотрит, и не бояться оказывать помощь тем, чьи интересы совпадают с нашими... Армения - наш стратегический союзник с самого начала и до сего дня. Соответственно и нам надо вести себя по отношению к ней".

Потеря российской дипломатией чувства реальности и чувства темпа чревато тем, что регион Южного Кавказа будет все более выпадать из сферы российской политики. Такое положение, в силу нарастающего дисбаланса региональных сил, кажется Армении мало приемлемым. Складывается впечатление, что Россия, в последнее время, не вписывается в рамки своей "многовекторной" (по определению бывшего министра иностранных дел России Игоря Иванова) внешней политики.

Армянская дипломатия, на наш взгляд, также довольно пассивна в этом направлении, и прямым следствием такого положения является то, что на сегодняшний день в Армении имеет место некоторая переоценка содержания и компонент сотрудничества. В оценке реалий и перспектив взаимоотношений двух стран в Армении существует богатая гамма мнений и подходов.

Многие армянские политики и эксперты считают, что стратегическое партнерство двух стран, как и партнерство в рамках СНГ, на сегодняшний день фактически изжило себя и не дает странам явных политических дивидендов, являясь тормозом на пути развития отношений с Западом и НАТО. Вопрос о чуть ли не полной переориентации Армении на Европу и НАТО уже более двух лет активно дискутируется в Армении, а во время прошедших президентских и парламентских выборов эта тема стала одним из наиболее существенных и весомых аргументов оппозиции. Проблема необходимости корректировки в сфере стратегических направлений и приоритетов, с учетом развития различных аспектов международной ситуации, общих интересов партнеров, и в первую очередь интересов самой Армении, весьма актуальна для дипломатии Армении, и даже сторонники сохранения статус-кво не могут отрицать этого.

По меткому выражению К. Г. Мяло, "Россия стала заменимой на постсоветском пространстве" - на Южном Кавказе в особенности.

Политика Запада в отношении Южного Кавказа всем известна - унификация региона по "натовскому проекту". Этот процесс идет все нарастающими темпами. В последнее время Еревану из Вашингтона регулярно напоминают о том, что Армения так и останется надолго "на отшибе цивилизации", если будет продолжать ориентироваться на Россию.

Конечно, у Армении много "ахиллесовых пят", и этим спешат воспользоваться топ-менеджеры мировой политики. Эксперты STRATFOR прогнозируют, что "поддержка официальным Вашингтоном позиции Азербайджана в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта может загнать Армению в угол, и тогда пересмотр армянских приоритетов в сторону США станет для этой республики безальтернативным выходом".

Наверное, для решения этой и еще многих других задач, президент США назначил новым послом в Армении Джона Маршала Эванса - бывшего руководителя отдела России в Госдепартаменте. Факт сам по себе примечательный. Заметим, что за несколько месяцев, проведенные им в Армении Эванс зарекомендовал себя как весьма трудолюбивый и общительный посол, который постоянно появляется на публике, телеэкране, дает интервью, встречается с молодежью, присутствует на семинарах либерально-демократических сил, и на других акциях общественных организаций.

К сожалению, приходится констатировать, что посольство РФ в Армении далеко не так активно. Во всяком случае, его деятельность носит "парадно-официальный" характер, а само оно не ведет активной политики. Ее первые лица, похоже, имеют мало политических полномочий, они редко появляются на экранах ТВ, почти не участвуют в дискуссиях и т.д. То ли это объясняется стилем дипломатической работы, который, надо сказать, сильно устарел, то ли Россия слишком уверена в Армении.

Впрочем, и в Украине Россия была уверена, и потому послом в этой стране был назначен Виктор Черномырдин. Тогда как сегодня совершенно очевидно, что этот пост должна была занять фигура, которая смогла бы создать новый формат отношений между ними. Если Россия желает усиливать свое значение для Армении, наполнить партнерство новым содержанием, придать ему положительную динамику, в МИД России должны об этом задуматься.


www.novopol.ru

19.01.2005

Док. 526817
Перв. публик.: 19.01.05
Последн. ред.: 27.11.08
Число обращений: 144

  • Ступишин Владимир Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``