В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Тамаз Мчедлидзе:`Обреченный налогоплательщик`, `требовательный покупатель` или `менеджер, знающий и любящий свое дело`? Назад
Тамаз Мчедлидзе:`Обреченный налогоплательщик`, `требовательный покупатель` или `менеджер, знающий и любящий свое дело`?
Такое понятие как отношение человека к чему-либо есть психологическое явление. Это касается и отношения людей к своему здоровью. При этом от того, как мы будем относиться к собственному здоровью, да и к любому другому делу, зависят их перспективы.

Как же настроена наша психология по отношению к здоровью? Что ожидает нас на этом пути?

15-летний опыт работы и руководства крупной медицинской системой, через которую за эти годы прошли более 200 тысяч высокопритязательных пациентов, позволил мне сделать интересные наблюдения. По отношению к своему здоровью я выделил три психологических типа людей. Условно, я назвал бы их "обреченные налогоплательщики", "требовательные покупатели" и "менеджеры, знающие и любящие свое дело".
"Обреченные налогоплательщики"

Люди с таким психологическим настроем обычно просто не обращают внимания на свое здоровье. Они ведут привычный - далеко не всегда правильный образ жизни. Скажем, привык человек читать лежа, или плотно ужинать перед тем, как лечь спать - и ничто - ни ухудшающееся от этого зрение, ни увеличивающийся в результате неправильного режима питания вес не заставят его отказаться от этой привычки.

В ответ на предупредительные сигналы, которые подает организм, эти люди думают, что так дает о себе знать возраст и что это - естественный процесс. Только когда им становится совсем плохо, и организм вовсю сигналит "SOS!!!", они обращаются к врачу. Медицину они воспринимают как своеобразный инструмент для борьбы с катастрофами. Однако, как только "катастрофа" миновала, эти люди торопятся вернуться к привычному образу жизни - то есть, к привычкам, благодаря которым они здоровье теряют. К походу к врачу такие люди относятся так же, как к уплате налогов. Откупились на время - и отправились восвояси. А тем временем проблемы накапливаются, и со временем становятся столь серьезными, что медицина может оказаться бессильной.
"Требовательные покупатели"

Эта категория людей считает, что здоровьем надо заниматься - то есть покупать его, они воспринимают здоровье как вещь. Такие люди посещают врача довольно часто, руководствуясь логикой: здоровье - вещь нужная. Чем оно дольше сохранится, тем лучше. Но при этом им не приходит в голову поддерживать достигнутый в результате лечения результат.

Конечно, врачи со своей стороны делают все, что можно, но если здоровье воспринимается как удачная покупка и на уровне сознания существует как бы "в отрыве" от пациента, оно не сможет долго оставаться крепким. Это не вещь и не предмет интерьера, который можно купить, поставить на определенное место, и забыть о нем. Поэтому при таком подходе - как и в первом случае - проблем со здоровьем не избежать.
"Менеджеры, знающие и любящие свое дело"

Люди этого психологического типа понимают, что здоровье - одушевленная субстанция, а не товар. Они воспринимают здоровье как ценность, которую надо беречь самому. Они знают, что здоровье - величина не постоянная. И относиться к нему надо так же как, например, к живым цветам, за которыми нужно постоянно ухаживать, вовремя поливать. Нельзя делать это от случая к случаю, иначе растения начнут увядать.Такой подход мотивирует людей формировать здоровый образ жизни - через систему правильного питания и поддержание хорошей физической формы, периодически проводить ревизию тех своих привычек, которые могут угрожать здоровью.

Эти люди воспринимают врачей не как команду спасателей, и не как продавцов услуг. Они обращаются к врачам как к специалистам, профессионалам в своей области, которые знают, что именно нужно сделать сейчас, чтобы оставаться здоровым и привлекательным внешне как можно дольше. Они ведут с врачом заинтересованный диалог, вместе с ним участвуют в разработке плана профилактики и лечения, прислушиваются к рекомендациям, которые им дают. Такой подход наиболее конструктивный, потому что позволяет вовремя предупредить заболевание, а не лечить его.

К сожалению, сегодня эта категория людей - самая малочисленная. А ведь только такие люди имеют хорошие перспективы в отношении своего здоровья.

Каким же должен быть алгоритм формирования психологического типа "менеджер, знающий и любящий свое дело"? В первую очередь, человек должен осознать, что здоровье - это огромная ценность, которую нужно беречь как зеницу ока. Потому что именно от качества здоровья зависит качество всей жизни в целом. Во-вторых, каждый должен нести личную ответственность за свое здоровье, а не перекладывать ее на врача, здоровье - это не товар, за качество которого несет ответственность продавец.

Безусловно, умение управлять здоровьем требует подключения интеллектуального ресурса. А это значит, что человек должен быть образован в отношении своего организма. Для этого совсем не обязательно становиться доктором. Но понимать, что такое качество здоровья, какими средствами оно формируется - долг каждого человека перед самим собой. То же касается и медицинских услуг. Для того, чтобы использовать их наилучшим для себя образом, нужно понимать их суть.

С этой целью был создан проект "Популярная медицинская библиотека" - серия изданий, каждое из которых рассказывает о тех медицинских услугах, которые вызывают у людей наибольший интерес. По опыту зная, насколько важен для успешного результата лечения психологический настрой пациента в отношении своего здоровья, авторы книг - врачи, практикующие специалисты строят свой диалог с читателям с позиций ценностного отношения к здоровью, уделяя особое внимание психологическому аспекту.

По материалам сайта tamaz.ru

www.emedi.ru

05.08.2006

Док. 526788
Перв. публик.: 05.08.06
Последн. ред.: 27.11.08
Число обращений: 132

  • Мчедлидзе Тамаз Шалвович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``