В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Подберезкин: Эффективная элита, образование и наука Назад
Алексей Подберезкин: Эффективная элита, образование и наука
Это в частности означает, например, что высшее образование должно стать не только общедоступным, но и всеобщим, а процесс переподготовки кадров - постоянным. В этой связи встает принципиальный вопрос о том, что гражданин, занятый в государственном или местном управлении должен:

- во-первых, иметь хорошее образование;

- во-вторых, регулярно проходить переподготовку, периодичность которой не должна превышать 3-5 лет;

- в-третьих, - и это может показаться спорным, иметь навыки научной, исследовательской работы.

Переподготовка кадров для новой экономики и нового общества предъявляет качественно новые требования к ВУЗам и всей системе подготовки и переподготовки кадров, которая должна стать фактически непрерывной. Глобализация образования, рост его стоимости (для сравнения: в США - 22-24 тыс. долл., а в России 1-2 тыс. долл. на одного студента), информатизация, которая в том числе делает общедоступными любые учебные курсы и практически любых преподавателей, рост численности студентов, который превратил высшее образование практически во всеобщее и другие факторы, делают образование самой динамичной развивающейся отраслью экономики.

Другая сторона проблемы - растущая связь образования и науки, когда доля НИР и НИОКР в структуре доходов ведущих университетов превышает 25%. Более того, сегодня говорить о качественном образовании без научного опыта становится бессмысленно. Знания "чистых" преподавателей, не занимающихся научной деятельностью, стремительно устаревают и уже не соответствуют требованиям.

В России пока что наблюдается другая тенденция: реформы нередко дают обратный результат. Как справедливо отмечает ректор Российской экономической школы С.Гуриев: "Все количественные показатели уровня исследований (такие как публикации в международных журналах, индексы цитируемости и т.д.) за последние 15 лет существенно ухудшились. При этом надо иметь в виду, что показатели качества исследований очень инерционны: в их общем весе доля достижений советской науки все еще очень велика, так что на самом деле ситуация может быть еще хуже. С другой стороны, как указывают сами академики, в расчете на доллар потраченных средств российская наука, наверное, самая эффективная в мире. Годовой бюджет РАН примерно равен годовому бюджету хорошего, но небольшого американского университета (с 1000 преподавателей и 6000 студентов). При этом в РАН работает примерно 100 000 человек (из которых около половины научные работники), поэтому вообще удивительно, как РАН удается производить хоть какие-нибудь конкурентоспособные исследования" .

Наконец, особое значение приобретают такие аспекты образования и профессиональной подготовки, которые прежде лишь косвенно, частично относились к подготовке кадров, а именно: духовно-нравственное воспитание всего общества, усиление этой гуманитарной составляющей во всех областях знаний и образования. Как справедливо заметил в январе 2008 года митрополит Климент: "Церковь, "беспокоит содержание и качество духовно-нравственной составляющей" таких дисциплин, как история, литература и русский язык. "Считаю, что наши специалисты в этой области должны привлекаться более активно" , - призвал иерарх".

Это вытекает из объективных закономерностей нового этапа развития человеческого общества, который на глазах трансформируется из информационно-технологического этапа. На этом отрезке развития уже не только технологии, но и нравственно-духовные и культурные факторы будут в решающей степени определять темпы развития общества и, как следствие, экономики.

Отставая в 90-ые годы на технологическом этапе, Россия не имеет права не учитывать эти новые факторы, которые в 2010-2020 годы будут определять темпы развития общества, экономики и качество человеческого потенциала.

Из приведенного примера много видно. Главное, - что масштаб финансирования (а, значит, и приоритеты) российской науки и образования все еще абсолютно несопоставимы с требованием времени. И как бы ни совершенствовалось ее управление, какие бы инновации ни предлагались, от этого вывода уйти нельзя. В период, когда будущее наций определяется их вниманием к фундаментальной науке и НИОКР, требуется принципиально изменить ситуацию с материальным обеспечением научных исследований. Принципиально это значит в десятки раз увеличить нынешние объемы финансирования. Причем, речь идет не только о фундаментальной науке, а о сознательной политике государства по созданию "креативного класса".

Но материальная составляющая не является единственным инструментом для решения проблемы подготовки кадров. Огромное значение имеет консолидация нации, сознательное патриотическое воспитание граждан. "Большой скачок" - это национальная мобилизация, которая невозможна без сознательного воспитания чувства патриотизма, которое является огромным и еще малоиспользуемым резервом нации. Так, по оценке социологов, почти 80% граждан страны считают себя патриотами .




Тем более, что масштабы задач развития требуют, чтобы решение их непосредственными исполнителями - гражданами страны - происходило не только на высоко профессиональном и нравственном уровне, но и с помощью общенациональной мобилизации воли большинства граждан. Напомню в этой связи, что производительность труда в России в 2008 году была в 4,2 раза ниже, чем в США, энергоемкость - в 2,4 раза выше, а экологичность в 2,3 раза ниже. При том, что разрыв в 2 раза считается критическим .


 

Совершить "рывок" компенсирующий десятилетие отставания, без мобилизации, патриотизма невозможно.

 


Алексей Подберезкин - академик РАЕН, доктор исторических наук, профессор

www.viperson.ru

27.11.2008



Док. 526634
Опублик.: 27.11.08
Число обращений: 50

  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Путин Владимир Владимирович
  • Подберезкин Алексей Иванович
  • Подберезкин Алексей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``