В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Неклесса: `Люди Воздуха, или Кто строит мир?` Назад
Александр Неклесса: `Люди Воздуха, или Кто строит мир?`
Книга посвящена активному представлению будущего - дизайну социокультурной революции, отмеченной чертами постмодернистского спектакля и прагматичного технологизма, которая разворачивается на планете. Ее сюжеты - становление нового интеллектуального класса "людей воздуха", претендующих на властные позиции в обществе; революция корпораций, выстраивающая собственные инновационные пространства в сетях транснационального космоса; радикальная модификация социокультурных прописей уходящей в прошлое эпохи Большого Модерна.

СОДЕРЖАНИЕ
Часть I . "Новый класс", или кто строит мир?
Люди воздуха. Повестка нового века
Мир Игры, или Четыре монолога о сценографии после современности
Часть II . Революция корпораций

Амбициозная корпорация

Эра корпораций

Часть III . Социокосмос: мир по обе стороны исторического Big Bang `а

Конец цивилизации или зигзаг истории?

Новая земля и новое небо

Послесловие

В.Л. Цымбурский. Полемическое послесловие, или Игры Большой паузы

Opera Selecta (библиография)

Отрывки из книги

<...> Амбициозные корпорации, невидимые колледжи, интеллектуальные фабрики, разнообразные клубы, сообщества и комиссии - вся эта гибкая индустрия наполняет мир вполне реальной продукцией - в виде образов, смыслов, концептов, семантических стереотипов, текстов, кодов и алгоритмов действия. Есть здесь и свой haute couture, и свой pret-a-porter, уникальные образцы, <лекала>, и продукция, практически, конвейерного, поточного производства. И даже специфический интеллектуальный хлам, пользующийся, однако же, массовым спросом, принося значительный доход. Но, прежде всего, это новое поколение технологий управления - матричных, рефлексивных, сетевых, формирующих пластичную топографию перемен, прочерчивая их нелинейные траектории и выстраивая подвижную социальную
перспективу <...>

<...> "В социальной реальности наших дней присутствует некий влиятельный фактор, сопряженный с идеей развития. В мире, наряду с процессом глобализации, о котором так много говорится и пишется, протекает другой, не менее основательный процесс, который, однако, привлекает к себе меньше внимания. Это процесс индивидуации: становление энергичной, полифоничной личности, или группы личностей, обладающих доступом к финансовым, организационным, техническим, технологическим рычагам индустриального и постиндустриального уклада, какими люди никогда прежде не владели". <...>

<...> "Индустриальная, промышленная экономика шаг за шагом уступает место искусству постиндустриальных системных операций: таких, как новые мировые деньги, глобальный долг, перераспределение мировых ресурсов и дохода, управление рисками, контролируемая деструкция, - пишет Александр Неклесса. - В политической сфере гражданское общество постепенно вытесняется феноменом массового общества, институты представительной демократии и публичной политики замещаются "демократией управляемой", принцип разделения властей размывается, возникают иные весьма влиятельные, хотя и неформальные или полуформальные центры власти. В сфере международных отношений вестфальская система их организации и соответствующая геометрия международно-правового поля заменяется иерархией международных регулирующих органов, мировой властной вертикалью и другими весомыми новациями". <...>

<...> "Инволюции российского общества можно найти много объяснений. В ХХ веке для страны распалась связь времен, общество утратило навыки саморазвития, гражданин был стерилизован, а бунтарь - криминализирован. Русское Возрождение, возможность которого столь ощущалась в начале прошлого столетия, питая и страстную пассионарность культуры, и опережающий разум порыв к будущему, не состоялось. На протяжении века в стране происходило последовательное уничтожение начатков самоорганизации и энергичных личностей, унижение социогуманитарной культуры, причем не только "выпалывание сорняков", но и "подстригание газона", включая самооскопление, самоцензуру, авторедукцию. В итоге образовался мир, лишенный искр гениальности, смелости, дерзновения; мир, плохо совместимый с приблизившейся глобальной революционной ситуацией - эту смену исторической колеи в СССР просто проморгали, продолжая двигаться путем умножения прежних сущностей и устаревавших на глазах средств безопасности. Когда же исчезла разделявшая Восток и Запад стена, то в России-РФ наиболее пассионарной частью общества оказалась асоциальная и прямо криминальная субкультура, которая, разрастаясь, словно на дрожжах, активно влияла на другие слои общества. Интеллектуалы же, причем в массовом порядке, начали трансформироваться в консольери". <...>

<...> "В процессе перестройки в России новый класс, в своей обновленной, постиндустриальной ипостаси, также шел к рычагам власти. Со всеми присущими ему изъянами - эклектичный, искалеченный, уже тогда коррумпированный. И, тем не менее, это был прорыв к власти людей, теснейшим образом связанных с постиндустриальной ментальностью и нематериальным производством. Вспомним Горбачева, политического авангардиста своего времени, посмотрим на этого боязливого, но инициативного номенклатурного знаменосца с непривычной точки зрения - как на представителя советской постиндустриальной культуры с ее слабостями и противоречиями: вглядимся в тех, кто его окружал, и увидим, что определенный резон в подобной оценке есть".

"Подобные амбициозные корпорации, невидимые колледжи, интеллектуальные фабрики, разнообразные клубы, сообщества и комиссии - вся эта гибкая индустрия наполняет мир вполне осязаемой продукцией - в виде образов, смыслов, концептов, семантических стереотипов, текстов, кодов и алгоритмов действия. Есть здесь и свой haute couture, и свой pret-a-porter, уникальные образцы, "лекала", и продукция, практически, конвейерного, поточного производства. И даже специфический интеллектуальный хлам, пользующийся, однако же, массовым спросом и принося значительный доход. Но, прежде всего, это новое поколение технологий управления - матричных, рефлексивных, сетевых, формирующих пластичную топографию перемен, прочерчивая их нелинейные траектории, выстраивая подвижную социальную перспективу". <...>

См. приложение

www.intelros.org

27.10.2006

Док. 526485
Перв. публик.: 27.10.06
Последн. ред.: 27.11.08
Число обращений: 110

  • Неклесса Александр Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``