В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Трудно быть дочкой Назад
Трудно быть дочкой
На этой неделе художественному руководителю театра Ленком Марку Анатольевичу Захарову исполнилось 75 лет. Одна из ведущих актрис его театра Александра Захарова рассказывает сегодня о себе и своём любимом режиссёре. О своём отце.

- В театре вы работали только с одним режиссёром - Марком Анатольевичем Захаровым. Вы не стремитесь как-нибудь разнообразить свои профессиональные впечатления?
- Прежде всего хочу сказать, что я очень горжусь моим отцом. И в искусстве верю ему не на сто, не на двести процентов, а абсолютно. Он для меня гений. И я, конечно, ещё далеко не всё взяла от него. Пусть будет дольше так, как есть. Дай только Бог ему здоровья. Каждый, кто с ним работал, может подтвердить, что он всякий раз буквально преображается, поэтому нет ощущения, что вы имеете дело с одним и тем же режиссёром. У него столько идей, что, кажется, они просто не могут вместиться в сознание одного человека. Это, несомненно, чувствует и зритель. Вот он поставил какое-то время назад спектакль "Чайка", который я считаю грандиозным. Мы его возили по всему миру и собирали многотысячные залы, даже в Японии. Спокойные, выдержанные японцы аплодировали так, будто приехал рок-ансамбль. У нас была переводчица, которая пришла после спектакля к отцу и объявила, что теперь она жаждет выйти замуж за русского. Чтобы "мучиться", как чеховские герои. В то же время он умеет ставить комедии и, как никто другой, умеет развлекать публику.

- Вам, вероятно, за многие годы надоели вопросы о семейственности. Но всё же, как вы преодолеваете связанные с ней данностью психологические неудобства?
- Я уже довольно давно перестала обо всём этом думать. В конце концов я уже сыграла много ролей и обо мне как об актрисе можно судить по работам, а не по анкетным данным. Знаете, экзамены в театральный институт я сдавала наравне со всеми, но, конечно же, фамилия сыграла определённую роль. Когда я поступала, Владимир Этуш, который был нашим ректором, сказал, что династии - это прекрасно, их везде приветствуют: на заводах, фабриках, в колхозах. Чем же театр хуже? И потом добавил: надо помогать своим детям, потому что когда их оставляют один на один с жизнью - это плохо.
Поступала я на курс Юрия Алексеевича Катина-Ярцева. И когда меня уже приняли, я начала страдать: как же, я - дочь Захарова, могу недотянуть. Но Катин-Ярцев сказал папе: "Слава Богу, она способная девочка". И я успокоилась.
Когда я в 1983 году окончила училище имени Щукина, меня пригласили сразу в пять театров. Но я хотела только в Ленком, даже понимая, как трудно будет Марку Анатольевичу в такой ситуации. А он поступил как мудрый и благородный человек. Собрал художественный совет театра и предложил тайным голосованием решить, надо ли меня брать в труппу. Меня взяли. Но первые двенадцать лет я никаких главных ролей не играла, бегала в массовках. Утешала себя тем, что сам Евгений Павлович Леонов провёл десять лет в массовках. А Олег Иванович Янковский вообще начинал в Саратове. Да и сам Марк Анатольевич в молодости, когда был актёром, тоже бегал в массовке, только в Перми. Кстати, в юности отец снялся в фильме-балете "Ромео и Джульетта", на заднем плане промелькнул.
Но, конечно же, раздавались голоса недоброжелателей: дескать, папа взял дочку в театр. Теперь всё это выглядит комично, но тогда стоило больших нервных затрат. Сейчас у нас в театре работают дети прославленных родителей - Маша Миронова, Андрей Леонов - и никому не приходит в голову как-то специально обращать на это внимание.

- Вероятно, те двенадцать лет, что вы ничего серьёзного не играли, Марк Анатольевич готовил вас к большим свершениям?
- Ни к чему он меня не готовил. Моей профессиональной судьбе куда больше внимания уделяла мама, в молодости очень талантливая актриса, всё бросившая, чтобы помогать отцу. Она и в училище меня готовила. А первую роль в театре - Офелию - дал мне Глеб Анатольевич Панфилов, выдающийся кинорежиссёр, муж Инны Михайловны Чуриковой, который пришёл в Ленком ставить "Гамлета".

- То есть ваша актёрская биография началась с Офелии?
- Нет, несколько раньше. С фильма "Криминальный талант" режиссёра Сергея Ашкенази. На пробах я выиграла соревнование чуть ли не с двадцатью актрисами. Картина снималась на Одесской киностудии. Мне прислали сценарий, от которого я в восторг не пришла, но сниматься всё-таки поехала. Было страшно тяжело: июль, в павильоне жара. Но зато мне очень повезло с партнёром. Алексей Жарков был тогда на пике славы - только что вышел фильм "Мой друг Иван Лапшин", где он чрезвычайно удачно снялся. Наши съёмки я почти не помню, только какие-то случайные эпизоды. И до последнего момента я была уверена, что картина провалится. Но фильм показали по телевидению, наутро я вышла из дома и, о чудо, меня узнавали: "Смотри, Саша Захарова идёт!" Я поняла, что наступил день моего рождения.

- У вас теперь очень разнообразный репертуар: Екатерина Первая в "Шуте Балакиреве", Агафья Тихоновна в "Женитьбе", Тугина в "Последней жертве". Как вы определяете свое амплуа?
- Думаю, что прежде всего я характерная актриса, но стараюсь быть разной. С годами приходится меняться, есть такое жестокое понятие, как возраст. Мне бы очень не хотелось сделаться "пожилой Ассоль". Наоборот, хочется заматереть и в будущем сыграть, например, Гурмыжскую в "Лесе". Возраст вообще следует принимать философски.

- Можно ли сказать, что сегодня ваш профессиональный голод утолён?
- Нет, конечно. Актёру всегда мало ролей, сколько бы их не было. Я играла шестнадцать спектаклей в месяц, и это было счастьем. Я никогда не хочу в отпуск, а хочу, чтобы лето скорее окончилось и начался сезон, репетиции нового спектакля. Хочу как можно больше сниматься, пусть даже в сериалах. Актёр, по-моему, не должен отказываться ни от какой работы. Вероятно, за работой я скрываюсь от жизненных неприятностей, от тяжёлых мыслей о себе. Актёрская профессия такова - чем хуже в жизни, тем лучше на сцене. С другой стороны, на долю каждого человека выпадает одинаковое количество бед и радостей. Всё зависит от того, как это воспринимать. К сожалению, повторюсь, специфика нашей работы такая, что когда ты плачешь в жизни, немедленно поворачиваешься к зеркалу, чтобы запомнить это состояние и использовать в своей работе.
Я сентиментальна. Как-то смотрела передачу о Виктории Токаревой, её спросили, чего она больше всего боится. Она ответила: "Нищеты". И я подумала, что это действительно очень унизительно. В общем, испытывая какие-то чувства, мы живы. И только на такую живую на сцене на меня интересно смотреть зрителю.

Юрий Арпишкин


"Гудок"

Док. 526452
Перв. публик.: 17.10.08
Последн. ред.: 27.11.08
Число обращений: 23

  • Захарова Александра Марковна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``