В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Выступление Главы городского округа Самара на праздновании 285-летия г. Екатеринбурга `О разработке Стратегического плана социально-экономического развития городского округа Самара на период 2025 года` Назад
Выступление Главы городского округа Самара на праздновании 285-летия г. Екатеринбурга `О разработке Стратегического плана социально-экономического развития городского округа Самара на период 2025 года`
В целях формирования и проведения эффективной муниципальной экономической политики Администрацией городского округа Самара начата разработка Стратегического плана социально-экономического развития городского округа Самара на период до 2025 года. Данное направление нашей деятельности мы оцениваем как одно из самых важных, так как Стратегия - это инструмент общественного согласия, документ, определяющий вектор приложения усилий для достижения поставленных задач.

Все большее число городов России - Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Омск, Казань, и др. - разработали и успешно реализуют свои стратегические планы. А такого программного документа, аналогичного Стратегическому плану развития Екатеринбурга, охватывающего все без исключения сферы городской жизни, нет ни у одного российского муниципалитета. Инициатива Екатеринбурга стала эталонной в развитии большинства крупных городов страны. Представители Администрации Самары, которые неоднократно бывали здесь, отмечают, что город поражает темпами своего развития. Очевидно, мэрия Екатеринбурга ведет слаженную, планомерную и последовательную работу, что, не сомневаюсь, по достоинству оценивают жители уральской столицы.

Самара несколько позже других городов-миллионников приступила к разработке Стратегии. Мы считаем, что именно сегодня сформированы те необходимые предпосылки, которые позволят разработать научно-обоснованную стратегию развития и таким образом перевести наш город на новую траекторию перспективного развития. Среди таких предпосылок - организационные и ресурсные, законодательно-нормативные, а так же психологические.

Разработка документа ведётся в соответствии с основными направлениями развития Российской Федерации, определенными Правительством РФ в Концепции социальных и экономических реформ, а также в соответствии со Стратегией развития Самарской области.

На сегодня определены шесть приоритетных направлений развития Самары:

сохранение и развитие человеческого потенциала;

развитие транспортно-логистической системы;

создание комфортной среды обитания горожан;

развитие экономических ресурсов;

развитие гражданского общества и местного самоуправления;

и, наконец, мегапроект "Самара - мировой город".

Разработка Стратегии предполагает реализацию следующих этапов:

1. Разработка системы и нормативно-методической базы стратегического планирования и управления в городском округе Самара. Этот этап мы уже завершили. Результатом стали утвержденное Положение о стратегическом планировании, сформированные организационные структуры: Стратегический совет, Исполнительный комитет, Экспертный совет и тематические комиссии по стратегическим направлениям, ведущие активную исследовательскую работу.

2. Обоснование целей и приоритетов стратегического развития городского округа Самара на основе стратегического анализа. Данный этап также завершен. Результатом работы тематических комиссий стал swot-анализ по всем стратегическим направлениям: выявление основных проблем и противоречий в развитии городского округа; определение уникальных конкурентных преимуществ города; построение системы стратегических приоритетов развития.

3. Формирование системы стратегических целей городского округа Самара - текущий этап нашей работы. Результатом станет иерархическая система стратегических целей городского округа Самара - миссия, главная стратегические цель, стратегические цели первого уровня. Этот этап мы планируем завершить в сентябре текущего года.

4. Следующий этап - обоснование стратегического выбора городского округа Самара, который включает в себя: формирование системы целевых индикаторов стратегического развития; формирование программно-проектного комплекса как основы механизма реализации стратегии.

5. Далее - разработка программ и проектов по каждому стратегическому направлению - этот этап разработки Стратегии мы определяем завершающим и в 2009 году мы перейдём к самому главному - принятие Стратегического плана и начало его реализации.

Практика планирования в других муниципальных образованиях показала, что Стратегический план может быть разработан только в многостороннем и конструктивном диалоге науки, власти, бизнеса и общества. Стратегия городского развития должна развиваться и активно поддерживаться всеми "группами интересов" городского сообщества - руководителями предприятий, политической и культурной элитой, администрацией, предпринимателями, профсоюзами и общественными объединениями. Именно этим принципом мы руководствовались, когда формировали персональный состав структур Стратегического планирования.

В работе также принимает участие Самарский государственный экономический университет, Самарский муниципальный институт управления, другие научные организации, имеющие богатейший опыт стратегического планирования и неоспоримый научный авторитет не только в городе и регионе.

Следует отметить, что разработка Стратегии - процесс длительный. Окончательное принятие Стратегического плана мы планируем во втором полугодии 2009 года, но уже сейчас необходимо создать условия, когда не менее 75% населения города будут иметь возможность получить информацию о Стратегическом плане.

Для этого горожанам будут предоставлены эффективные инструменты по доведению своих мнений, предложений, возможной критики до коллектива разработчиков Стратегии.

Организация и проведение "круглых столов" с участием горожан и разработчиков, отдельных специализированных семинаров по профильной тематике и просто собраний горожан для формирования и выражения точки зрения на Стратегический план - среди таких инструментов. На данный момент разработан медиа-план, определены даты проведения и тематика "круглых столов".

22 июля 2008 года нами был проведен первый "круглый стол", цель которого - открытое обсуждение современного социально-экономического состояния города и публичное освещение работы над Стратегией. В заседании приняли участие представители областного правительства, предприниматели, депутаты, научные работники. Были высказаны пожелания и замечания, благодаря которым наша работа станет ещё эффективнее.

Используя богатейший опыт г.Екатеринбурга в стратегическом планировании, мы создаём Информационный центр, где квалифицированные специалисты помогут всем желающим стать участниками процесса разработки Стратегии, где можно будет оставить предложения и замечания и быть уверенными, что все они будут рассматриваться на ближайших "круглых столах". Вся информация о разработке Стратегии размещается на сайте Администрации городского округа. Планируются социологические опросы и обмен мнениями в сети Интернет, по телефону "горячая линия", распространение купонов обратной связи.

От того, насколько массовым и эффективным окажется общественное обсуждение разработки Стратегического плана, настолько успешным станет его дальнейшее принятие и реализация. Участие всех горожан в разработке Стратегии позволит сделать Стратегический план неформальным, целостным документом и будет способствовать достижению главной цели - превращению Самары в мировой город, комфортный как для проживания, так и для ведения бизнеса.

На сегодняшний день 55 городов мира соответствуют критериям "мировых", в том числе четыре - Лондон, Нью-Йорк, Париж, Токио - составляют так называемый наивысший "командный состав", а 67 -имеют достаточный потенциал, чтобы в будущем приобрести статус мировых. Столица России Москва входит в эти 67. И здесь нужно сказать, что Самара должна выбрать свою концепцию становления в качестве мирового города. В процессе разработки Стратегического плана совместно с наукой и общественностью мы эту концепцию создадим.

Укрупненно современными исследователями определены семь основных критериев, которым должен отвечать город, претендующий на статус "мирового". Это:

1. Высокая степень "постиндустриальности" с долей промышленности в структуре занятого в экономике населения и валового продукта не более 6-7%,

2. Аккумуляция функций производства и распространения информации, наличие статуса ведущего центра массовой коммуникации.

3. Средоточие финансовых услуг, которые осуществляют транснациональные банки, фондовые и товарные биржи, финансовые, страховые компании, иные финансовые институты.

4. Наличие офисов и штаб-квартир крупнейших мировых транснациональных корпораций (ТНК).

5. Высокая концентрация штаб-квартир международных межгосударственных (межправительственных) организаций (ММО) и международных неправительственных организаций (МНПО).

6. Наличие большого количества вузов, университетских центров международного класса, замкнутых в единую систему, ориентированную на развитие фундаментальной науки, НИОКР.

7. Наличие, как правило, нескольких аэропортов и высокая интенсивность мировых пассажиро- и грузоперевозок воздушным транспортом, интенсивная циркуляция людских потоков в рамках краткосрочных официальных, деловых, научных, представительских и иных контактов самого разного рода.

Анализ изложенных критериев позволяет говорить о том, что Самара имеет возможность развивать статус "мирового города". Уже сейчас мы можем говорить о присутствии в облике Самары элементов мирового города.

На сегодняшний день можно говорить о начале процесса постиндустриального развития Самары, в основе которого лежит инновационный и культурный ресурс. А это повлечет изменение структуры экономики, переориентацию на современные наукоемкие отрасли, на те сферы производства, которые связаны с удовлетворением потребностей людей.

При этом исторически сложившемуся промышленному комплексу Самары мы отводим ведущую роль в процессах социально-экономического развития города. В 2007 году в промышленности города работало 28% общей численности занятых на крупных и средних предприятиях. В структуре валового городского производства доля промышленного производства составила 55%. Самарская промышленность занимает ведущие позиции не только в Поволжском регионе, но и в Российской Федерации. По темпам прироста промышленной продукции Самара занимает 6-ое место среди городов-миллионеров, уступая лишь таким крупнейшим мегаполисам, как Новосибирск, Казань, Челябинск, Омск и Екатеринбург.

В то же время в Самаре динамично развивается сфера услуг - так называемый "третичный сектор экономики". Наряду с традиционными социально-значимыми видами услуг - жилье, образование, медицина, культура, социальное обеспечение, - в нашу жизнь прочно вошли новые виды обслуживающих производств - информационные, рекламные, консалтинговые и др. организации, - основная задача которых - предоставление качественных бизнес-услуг.

Мировой город - это мировой финансовый центр, средоточие финансовых услуг, которые осуществляют транснациональные банки, фондовые и товарные биржи, страховые компании, иные финансовые институты. Это обусловлено тем, что свободный капитал - это язык и мощный инструмент современного бизнеса. На начало 2008 года банковскую систему городского округа Самара составляли 14 кредитных организаций и 56 отделений и филиалов банков, головные подразделения которых находятся как в Самаре, так и в городах других регионов России и Зарубежья. В 2005 году на финансовый рынок городского округа Самара пришли новые иностранные кредитные учреждения, такие как "Райффайзенбанк Австрия" и "Сосьете Женераль" (Франция).

В июне этого года Европейский банк реконструкции и развития официально открыл в Самаре свое представительство по Приволжскому федеральному округу. Тем самым Самара вошла в пятерку городов России, в которых открыты представительства ЕБРР и успешно реализуются крупные инвестиционные проекты. Размещение штаб-квартиры банка именно в Самаре, по мнению представителей банка, обусловлен тем, что здесь налицо высокие темпы экономического развития и есть хорошие перспективы для сотрудничества.

Сейчас в Самаре действует порядка 50 активных лизинговых компаний. В ближайшие месяцы к их числу могут добавиться: Volkswagen Group Finanz, "Экстролизинг", "Кредит Европа Лизинг", "РТК-Лизинг", "Главлизинг", "Центр-Капитал" - эти московские и иностранные компании уже заявили о планах открытия собственных подразделений в Самаре.

Рынок страхования в Самаре представлен, главным образом, десятком крупнейших страховых компаний России: ОАО "РОСНО", ОАО "Страховая акционерная компания "Энергогарант", ОАО "Росгосстрах", Группа "АльфаСтрахование", Финансовая Корпорация "УралСиб" и др.

Консалтинг - один из наиболее быстро развивающихся видов бизнеса в последнее десятилетие. Сегодня в Самаре работает более 100 организаций, осуществляющих весь спектр консалтинговых услуг.

Растет рекламный рынок Самары. Сегодня в Самаре работает порядка 300-400 компаний, которые позиционируют себя как рекламные агентства. Динамика роста самарского рекламного рынка за последние полгода составила около 20%. По приблизительным оценкам экспертов его годовой оборот в 2007 г. - более $45 млн.

Наш город занимает бесспорно выгодное географическое положение на пересечении железнодорожных, водных и воздушных путей и товаропотоков. Реализация стратегических проектов развития транспортно-логистических услуг позволит городу вписаться в международные транспортные коридоры и стать центром, который консолидирует грузопотоки различных направлений. Важнейший элемент мирового города - наличие международного аэропорта. Самарский аэропорт "Курумоч" разрабатывает и внедряет проекты развития в качестве международного хаба, предусматривающие строительство двух взлетно-посадочных полос для любых метеоусловий. Увеличение транзита через "Курумоч" позволит увеличить пассажиропоток из Германии, Швейцарии, Польши, Италии. Уже сегодня "Курумоч" - единственный в Поволжье аэропорт, ежедневно принимающий рейсы авиакомпании "Люфтганзы". Как фактор "мирового города" присутствие бренда "Люфтганза", имеющего мировую узнаваемость, имеет большое значение. Представленные в Самаре компании "Люфтганза" и "Чешские авиалинии" - члены двух из трех глобальных авиакомпаний мировых перевозок - Star-alliance и Sky-team.

Самара имеет возможность построить политику "мирового города", ориентируясь на продвижение имиджа города как исторического центра пересечения различных культур, сочетания национальных и международных традиций, развитие разнообразных образовательных и предпринимательских традиций, конгрессно-выставочной деятельности.

Наш город - признанный в России центр науки и образования. По количеству высших учебных заведений Самара занимает лидирующие позиции в Приволжском Федеральном округе. Сфера образования Самары обладает достаточным кадровым, научно-методическим потенциалом для реализации основных направлений модернизации образования, накоплен опыт работы по разноуровневым программам общего и профессионального образования. Порядка 50 государственных и коммерческих ВУЗов, 30 колледжей обучают будущих специалистов в различных областях экономики и социальной сферы.

Многие проводимые в Самаре выставки и форумы в последние годы приобрели статус "международных" с большим числом участников из зарубежных стран и регионов России: это - международные специализированные выставки "Энергетика", "Стройиндустрия", "СамараТурЭкспо", Самарский авиасалон "Авиация общего назначения", Всероссийская выставка-форум "Промышленный Салон" и др. В Самаре ежегодно проводятся торгово-экономические деловые встречи с фирмами ведущих зарубежных стран: Китая, Германии, Италии, Австрии, Чехии, Великобритании, Франции, Республики Корея, Бельгии и других стран ближнего и дальнего зарубежья, на которых обсуждаются возможности организации международной кооперации производства и заключаются соглашения о совместной предпринимательской деятельности.

К сожалению, Самаре до сих пор не удается получить статус столицы Самарского региона, что несколько снижает динамизм развития города. Имеются объективные причины ухудшения деловой среды, о чем свидетельствуют факты переноса головных офисов ведущих компаний, составляющих деловое лицо Самары, в другие регионы, в Москву. В настоящее время головные офисы таких крупнейших компаний, как Роснефть, компании Транснефть, Самаратрансгаз, Волгателеком и др., располагаются вне Самары. В городе работают лишь региональные производственные подразделения этих компаний, а основные финансовые потоки замыкаются на головные подразделения в других регионах, где производится львиная доля налоговых отчислений и принимаются ключевые решения.

В городе не высока концентрация международных межгосударственных (межправительственных) организаций (ММО), международных неправительственных организаций (МНПО), международных ТНК, недостаточная развитость международных связей в целом.

Здесь особое внимание необходимо уделить формированию привлекательного имиджа, бренда и позитивной репутации города Самары. Данные социологических опросов показывают, что жители Самары в целом положительно оценивают город, особенно его экономику и потенциальное развитие, считают город пригодным для жизни, удобным, с развитой инфраструктурой.

Опрос же внешних экспертов, россиян не бывавших в Самаре показал, что уровень знакомства с городом является низким. Представители внешней общественности узнают название города, вспоминая знакомые ассоциации: "в Самаре самые красивые девушки", песню "Самара - городок", но при этом не представляют, чем отличается Самара от других городов Поволжья, путают Самару с Саратовом, удивляются, что Самара настолько большой город с развитой инфраструктурой, образовательными учреждениями, предприятиями .

Здесь важнейшим инструментом формирования положительного имиджа могут стать средства массовой информации (СМИ). Пока анализ результатов мониторинга СМИ показывает недостаточность позитивной направленности сообщений. В этой ситуации мы намерены полнее использовать потенциал местных и внешних СМИ, теснее взаимодействовать с журналистским сообществом с целью создания притягательного имиджа города. Разумеется, первоочередной целью реализации такой политики является продвижение позитивного образа города среди жителей Самары.

Учитывая изложенное, нам представляется целесообразным разработка в рамках Стратегического плана целевой "имиджевой" программы для повышения международного авторитета и формирования положительного образа Самары с привлечением социологов, историков, деятелей культуры, лидеров бизнеса, политических деятелей, журналистов, экономистов, других специалистов различного профиля.

Очевидно - проблемы есть. Но их преодоление имеет колоссальное значение для повышения конкурентоспособности нашего города, его ближайшего окружения, региона и страны в целом. Используя оптимальное сочетание "глобального" и "локального" подходов, разработав собственную идеологию развития, Самара имеет реальную возможность преодолеть жесткую конкуренцию среди других городов-лидеров.

Намеченный нами 2025 год - это не окончательная точка, когда все поставленные цели будут достигнуты. Это начало движения в будущее в соответствии с задачами и целями, определяемыми уже сегодня.

Виктор Тархов
www.viperson.ru

26.11.2008

Док. 525906
Опублик.: 26.11.08
Число обращений: 85

  • Тархов Виктор Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``