В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Режиссер Юрий Грымов: `Американцы считают себя бэтменами, спасающими мир` Назад
Режиссер Юрий Грымов: `Американцы считают себя бэтменами, спасающими мир`
Юрий Грымов, известный своими фильмами "Му-Му", "Казус Кукоцкого", заканчивает работу над "Чужими" - картиной о пяти американских врачах-добровольцах, которые приезжают в арабскую страну проводить вакцинацию. Главные роли в картине играют американские актеры, а большая часть съемок проходила в Египте и Марокко. О своем новом проекте Юрий Грымов рассказал обозревателю "Недели" Анне Фединой.

"Он уполз от араба, как Рэмбо"

вопрос: Что для вас фильм "Чужие"?

ответ: На мой взгляд, "Чужие" - это модель современного мира. Я считаю, что в этой модели существуют арабы, американцы и русские. Хорошо это или плохо, но это так. И столкновение этих культур приводит к тому, что мы имеем. Может быть, в нем и кроются корни терроризма. Но главное - есть в современном мире глобальное непонимание того, что ни одно общество не может ставить себя выше другого. Нельзя говорить: "Мы люди первого эшелона", как это делают американцы. И навязывать свою идеологию остальному миру тоже нельзя.

в: Американская часть съемочной группы разделяла вашу точку зрения?

о: Мы много беседовали в перерывах между съемками, и, знаете, абсолютно все американские актеры, сыгравшие в "Чужих", были со мной согласны. Они искренне недовольны Джорджем Бушем и его внешней политикой. Актер Марк Адам мне даже сказал: "Я чувствую, как в Америке нагнетается атмосфера "холодной войны" с Россией".

Однако, осуждая действия своего правительства, они при всем при том чувствовали себя героями, эдакими бэтменами, которые спасают мир. Это было и трогательно, и смешно. В одной сцене, когда араб заслуженно бьет по лицу американца, я попросил актера упасть и отползти так, чтобы стало понятно, что ему не столько больно, сколько обидно. Он полз, как Рэмбо. И мы никак не могли это в нем побороть. Ментально американцы все равно - "спасители цивилизации".

в: Как американцы и арабы общались на съемочной площадке?

о: Американцы иногда пытались показать свое превосходство перед этими, как им казалось, дикими людьми. А арабы - это я понял после 50 дней в Африке - совершенно не дикие. Они в полной гармонии с собой. А те же американцы не понимают, как можно обходиться без пластмассовой посуды. Можно. Без нее даже лучше.

"Мешок с патронами для "калашникова"

в: А как себя вели арабы?

о: Очень мудро. Я бы сказал, русские даже более агрессивны. Мы, к сожалению, перед экспедицией не учли всех обстоятельств, и получилось, что часть фильма снималась в Рамадан. В Рамадан мусульмане не работают, но арабы пошли нам навстречу и не стали отменять съемки. Кстати, знаете, как отреагировал консул в Египте, когда мы туда приехали снимать кино: "Вы или очень смелые, или сумасшедшие".

в: В конце концов участники съемок нашли общий язык?

о: Ближе к финалу работы все перешли на русский.

в: Матерный?

о: Нет. Мат с иностранцами не работает. Это в Москве можно вложить в речь крепкое словечко, оно придает человеку ускорение. А там это бесполезно. И потом в арабском мире совершенно не работает агрессия. Только по любви. С арабскими продюсерами я целовался утром, в обед и вечером. Посидеть, поговорить - это работает. А орать на них нет смысла.

в: Трудно было снимать в Африке?

о: Конечно. Больше всего мне запомнился эпизод, когда нам на площадку вместо холостых патронов принесли целый целлофановый мешок - знаете, такие белые пакеты из супермаркета с цветочками - настоящих патронов для "калашникова". Видимо, достать холостые не удалось, принесли что было: "Юрий, вот, мы нашли...". Очень показательная история.

в: И что вы с этими патронами делали?

о: Ничего. Сцену, где идет перестрелка, снимали в каньоне. Представляете, что значит в ограниченном пространстве хотя бы раз выстрелить из "калашникова"...

Был еще поразительный эпизод. По сценарию маленькая девочка должна была стоять на мине-лягушке. Эффектная сцена, но мы не могли уговорить девочку - детей в массовку набирали из окрестных деревень - встать на этот деревянный муляж. Для нас это кино, игра, а дети из пустыни знают, что такое мины. В общем, мы, седые дядьки, встали вокруг нее и по очереди целовали муляж, чтобы она поверила, что эта штука не опасна... И, знаете, еще интересный момент: мы снимали с цензурой.

"Каждый день - два цензора за плечами"

в: То есть с какой цензурой?

о: Таковы правила. Если хотите снимать в Египте, вы не сможете обойтись без участия арабской стороны и без согласования сценария с Минкультуры Египта. У меня за плечами каждый день сидели две женщины, отсматривали все, что мы снимали. Если бы им показалось, что я обижаю арабов, пленку бы не выпустили из страны.

Мне немножко помогло то, что "Му-Му" участвовал в Каирском фестивале. Египтяне мне доверяли, но все равно контролировали. Была сцена, где пожилой человек оплакивал умершего. Он был одет по-арабски, с белым шарфиком на шее. И у нас возникли проблемы: оказалось, что так шарфик накидывают на плечо только в Египте, а действие картины происходит в абстрактной арабской стране. Пришлось из-за шарфика переснимать целую сцену.

в: Обманывали цензоров?

о: Приходилось. У нашей героини в картине четыре половых акта с арабом. Не по любви. Естественно, это мы цензорам не показали.

в: А когда они увидят фильм, проблем не будет?

о: Думаю, нет. Они же понимали, что мы хитрим. Вдруг вся съемочная группа куда-то уходит или в какой-то момент выключаются все мониторы... Но мы постарались по возможности сгладить ситуацию. Во-первых, араба играет русский, во-вторых, там нет обнажения...

К чему это я? К тому, что мне бы очень не хотелось, чтобы в Россию вернулась цензура. Это очень неконструктивно. Те две женщины в какой-то момент подсели поближе и начали вмешиваться в процесс. Это неизбежно, цензор всегда стремится превысить свои полномочия. А единственным цензором своей картины должен быть я.

"Третья мировая уже идет"

в: Кто писал сценарий "Чужих"?

о: Александр Ремнев написал заявку под названием "Оплодотворение", а потом мы вместе с Владимиром Малягиным сделали сценарий "Чужих". Аналогии с одноименным голливудским фильмом сознательные. Правда, в американском прокате название будет другое - Strangers.

в: Когда мы видим голливудские фильмы про русских, мы отмахиваемся: "Да что они про нас знают!"

о: Конечно, американцы адаптировали сценарий. Сначала это делали редакторы, потом сами актеры. Я позволял им перекраивать текст, чтобы он был им близок и понятен. Так что я очень удивлюсь, если кто-то скажет, что герои моего фильма ведут себя не по-американски. Я всегда внимательно отношусь к сценарию. Перед "Казусом Кукоцкого", например, посещал курсы акушерства и гинекологии.

в: Для какого зрителя - русского, американского, арабского - снимались "Чужие"? Все-таки разница в менталитетах неоспорима.

о: Я позиционирую этот фильм как русское кино. Хотя американцы, которые видели предварительный монтаж, были удивлены: "Юра, ты хочешь сказать, что это русское кино?". Им кажется, что я снял голливудский фильм: по манере, по эстетике... Да, картина снималась на английском. Американские партнеры даже сказали, что у нас есть шанс выставляться на "Оскар" не только в номинации "Лучший иностранный фильм". Но я считаю фильм русским. Кинематограф должен быть национальным - тогда он интересен многим, в том числе и людям другой национальности.

в: Как можно сохранить в фильме национальную принадлежность, если актеры в нем иностранцы, язык чужой, реалии непривычные, даже культура непонятная?

о: Ответ один - мысль. Кино - это не просто цветные картинки. Говорить об очень важных вещах и проблемах надо очень простым языком, хотя это невероятно трудно. В российском кино ситуация, как правило, обратная: берется маленькая проблема и сложно, даже заумно описывается. Я этим тоже грешил. У меня был спектакль "Дали", фильм "Коллекционер" с Петренко... Премьера "Коллекционера" совпала с терактами 11 сентября - и это произвело на меня серьезное впечатление. Во-первых, для меня очевидно, что сейчас идет Третья мировая война. Во-вторых, я пересмотрел свое отношение к кино. Надо снимать фильмы навстречу зрителю. И уже "Казус Кукоцкого" был другим: максимально честно рассказывал про людей. Мне нечего скрывать, я не боюсь обнажать свои фантазии, эмоции и мысли. Так что "Чужие" тоже будут предельно честными.

"Наш кинематограф погубят амбиции"

в: Говоря о мысли, которая и делает ваш фильм "русским", вы имеете в виду "русский взгляд на проблему"?

о: Абсолютно. Я вообще считаю, что весь этот конфликт между американским и арабским миром снивелируют именно русские. Есть у нас, как мне кажется, такая миссия. Может быть, дело в том, что мы многонациональная страна и знакомы со всеми вытекающими отсюда проблемами. Может быть, прав Достоевский, и Россия действительно ближе к Богу. По крайней мере, мы неформально мыслим и действуем.

Я не собираюсь утверждать эту мысль в фильме. Это не политическое кино. У литературы перед кинематографом есть важное преимущество: в ней существуют красная строка, абзац, многоточие. Я хочу, чтобы "Чужие" тоже заканчивались многоточием, тогда зритель не ждет от меня ответов на все вопросы.

в: Не боитесь, что ваше, скажем так, критическое отношение к Америке скажется на прокатной судьбе картины?

о: Посмотрим. В конце концов если мне в следующий раз откажут в американской визе, это лишь подтвердит мою правоту. Но мои продюсеры заинтересованы в этой картине. Им интересно порассуждать на такую животрепещущую тему. Как-никак в Америке демократия, и каждый имеет шанс на собственное мнение.

Повторюсь, рабочей версией фильма американцы очень довольны. Возможно, они чувствуют, что отношение народа к действиям правительства достигло той критической отметки, когда американцы будут готовы принять иную точку зрения, причем изложенную режиссером-иностранцем. В общем, надеюсь, что следующей осенью фильм одновременно выйдет в Америке и в России.

в: В чем разница между иностранной съемочной группой и нашей?

о: У них все работают. Я первый раз на съемках ни с кем не нянькался. Американские актеры - суперпрофессионалы. А русские - просто очень хорошие ребята, которые думают, что они актеры. Да, они талантливые, интересные, но к профессии это отношения не имеет.

Знаете, как американские и русские актеры приходят на совещание по ролям? Американцы - с ноутбуками, блокнотами и тремя ручками. Русские - с баночкой пива. Американцы на репетиции все делают по-настоящему. Наши обещают: "Ну это репетиция, вот потом мы дадим жару".

в: Как же вы теперь с русскими группами работать будете?

о: Россия сейчас развращена, во-первых, отсутствием профессионализма, а во-вторых, гигантским кинопроизводством в виде сериалов, которые штампуются на конвейере. Я вообще считаю, что наше кино погубят амбиции.

"Чужих" озвучивают в Лондоне на студии, где делался Джеймс Бонд, "Чарли и шоколадная фабрика"... Знаете, что меня поразило? Работа на этой студии не останавливалась 100 лет. Целый век делают кино, плохое, хорошее. Просто работают. А у нас снимут кино - и сразу щеки надувают: "Я снял Кино!".

Есть у меня сейчас одно предложение из Америки. Возможно, я его приму, хотя и хотелось бы делать кино в России.

Ходячий шоу-бизнес

Кто такой Грымов?

В армии Грымов был художником в ремроте - танки рисовал. Затем попал на АЗЛК, где дослужился до модельщика 3-го разряда - делал деревянные мастер-макеты машин. В отличие от коллег в свободное время не пил, а придумывал себе диковинные наряды, вроде зеленого плаща с подкладкой в желто-зеленую клетку. Экстравагантного, к тому же высокого и хорошо сложенного Грымова заметили и пригласили в манекенщики. Объездив страну, Юрий в начале 90-х собрался было в Америку, но ему предложили снимать рекламные ролики, и он остался. Скоро добавились съемки клипов, в том числе для Аллы Пугачевой, и разработка дизайн-проектов, в том числе для Большого театра и компании МТС (после "яичного" ребрендинга).

В конце 90-х Грымов дебютировал как режиссер, сняв "Му-Му" - вольное переложение тургеневского рассказа. Сторонники хвалили фильм за яркую, до мелочей проработанную картинку, а противники ругали за фрейдизм. Следующей его киноработой стал "Коллекционер" - история о трех друзьях, попавших в дом к собирателю редкостей. Зрители разделились на поклонников Грымова и тех, кто не переносит его на дух.

Последняя работа режиссера - сериал "Казус Кукоцкого" по роману Людмилы Улицкой, прошедший на НТВ с солидным рейтингом.

Наши в очереди за "Оскаром"

Чего добились в Америке русские режиссеры

"Танго" для Кончаловского

Первым советским режиссером, рискнувшим попытать счастья в Голливуде, стал Андрей Кончаловский. В 1980 году режиссер уехал в США, где снял "Любовников Марии", прославивших Настасью Кински, "Поезд-беглец", получивший 3 номинации на "Оскара", "Дуэт для солистки", который принес Джулии Эндрюс номинацию на "Золотой глобус", и "Гомера и Эдди" с Вупи Голдберг.

Почти 10 лет Кончаловскому удавалось лавировать между собственным представлением о прекрасном и требованиями продюсеров, но на съемках боевика "Танго и Кэш" с Сильвестром Сталлоне режиссер не выдержал и разорвал контракт, при этом оставив свое имя в титрах картины. Его следующая картина - "Ближний круг" - была снята в России.

Ранчо для Бодрова

Сергей Бодров уехал в Америку примерно тогда же, когда Андрей Кончаловский оттуда вернулся. Причин для эмиграции режиссер называет две: жена-американка и русская непогода. Жизнь на ранчо в Аризоне казалась выросшему в Хабаровске Бодрову пределом мечтаний.

Настоящим прорывом для режиссера стал вышедший в 1996 году "Кавказский пленник". Американцы понятия не имели, где находится Кавказ, но толстовским сюжетом прониклись и выдвинули картину на "Оскара". Лента о лошадях "Бегущий свободным" оказалась провальной, но к моменту ее премьеры Бодров уже работал над новой картиной - "Давай сделаем это по-быстрому". Неудачи его больше не пугали.

"Если вы можете работать в Америке, вы сможете это делать где угодно", - говорит режиссер. Сейчас Бодров живет там, где снимает кино. Последние несколько лет он провел в Китае, работая над "Монголом".

Джоли для Бекмамбетова

Изобретательному и напористому создателю рекламных роликов для банка "Империал" не пришлось ездить в Голливуд. Американский режиссер и продюсер Роджер Корман сам нашел Тимура Бекмамбетова и предложил ему снять в России малобюджетный феминистический римейк "Гладиатора". В США "Гладиатрикс" вышел сразу на видео, но все его авторы остались друг другом очень довольны.

Потом вышли "Дозоры". Американцы захотели, чтобы Бекмамбетов сначала сделал англоязычную версию обеих картин, а затем подписали с ним контракт на съемки "Сумеречного дозора", действие которого будет происходить в Америке.

Параллельно с этим проектом режиссер сейчас снимает кино-комикс "Особо опасен" о юноше, который узнал, что его отец был наемным убийцей, и решил пойти по его стопам. Главные роли в картине играют Анджелина Джоли и Морган Фримен. В эпизоде снялся Константин Хабенский.


Анна Федина

http://www.inedelya.ru/

Док. 525243
Перв. публик.: 14.12.07
Последн. ред.: 18.01.10
Число обращений: 93

  • Грымов Юрий Вячеславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``