В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Слово о Славе Назад
Слово о Славе
Признания любимых женщин Андрея Болконского и учителя Мельникова в день 80-летия Вячеслава Тихонова.

Мичман Панин, князь Болконский, историк Мельников, разведчик Штирлиц... Кого бы ни играл Вячеслав Тихонов, он всегда играл благородство. И кажется, что все его роли были главными и исключительно положительными. Ни одного негодяя, если не считать отвратительного партийного функционера из "Любви с привилегиями": во всех прочих своих картинах он был героем и кумиром, которого, если он и не прав, все готовы были простить. Как простили и полюбили отсидевшего за хулиганство тракториста Матвея Морозова в одном из первых фильмов Станислава Ростоцкого "Дело было в Пенькове". Эту роль артист сам считает своей лучшей работой. После нее он стал любимцем миллионов.

А после "Молодой гвардии", где снялся вместе со своей будущей женой Нонной Мордюковой, еще учась во ВГИКе, Тихонов получил Сталинскую премию. Но и сегодня его, народного артиста страны и обладателя всех мыслимых званий и наград, трудно признать счастливчиком: слава не сама далась ему в руки.

Теперь мало кто знает, что после "Молодой гвардии" подающего надежды новичка несколько лет не снимали: шеф "Мосфильма" Иван Пырьев посчитал внешность Славы Тихонова слишком нерусской. Именно поэтому многие лучшие работы актера достались Киностудии имени Горького.

Потом была "Война и мир", где князя Андрея должен был играть вовсе не Тихонов, а Смоктуновский, и когда тот отказался, Бондарчук предложил роль Олегу Стриженову. А Тихонова предложила Бондарчуку министр Фурцева, и тот, видимо, не смог ответить "нет". Наверняка режиссер был сам этому рад: Болконский получился безупречный. Но кто знает, каких титанических трудов стоило этому провинциальному красавцу с наколкой "Слава" на руке, воспитанному, как он сам однажды признался, не столько школой, сколько улицей, представлять на экране эстета и потомственного аристократа...

Казалось, вирус аристократизма поразил Тихонова в "Войне и мире" навсегда: учитель в "Доживем до понедельника", играющий на память Шуберта, невозмутимый Штирлиц, раскладывающий спички, интеллигентный большевик в советско-шведской картине "Человек с другой стороны", где Тихонов сыграл с одной из главных бергмановских актрис Биби Андерсон...

А то, что человек Тихонов на себя киношного не похож - разве это существенно? И так ли важно, что во время единственной романтической сцены в "Семнадцати мгновениях весны", где Штирлиц издали смотрит на жену, чтобы добиться того потрясающего созерцательного взгляда, который мы все помним, Тихонов вспоминал таблицу умножения?

В жизни он, правда, совсем другой, чем в кино. Может быть, не такой герой без страха и упрека. И не примерный семьянин, а просто человек, который умеет быть разным.

Актриса Людмила Савельева
(Наташа Ростова в "Войне и мире"):

"Не представляю, чтобы он завел на площадке роман"

У нас с Вячеславом Тихоновым в "Войне и мире" было не так уж много общих сцен: бал, объяснение в любви и смерть князя Андрея - вот в общем-то и все. Но все эти эпизоды были необыкновенными и по-своему запоминающимися.

Например, бал - это было что-то! У нас, по-моему, снимались все балетные актеры Москвы: из Большого театра, из Театра Станиславского и Немировича-Данченко, из МХАТа. Но самым удивительным было то, как этот эпизод снимали.

Зал был огромный и народу было много, наш молодой оператор Анатолий Петрицкий стоял на роликовых коньках. Тяжеленную камеру он держал на плече, его подстраховывали двое ассистентов. И вот оператор ездил по залу, а рядом бегал Сергей Федорович Бондарчук: то он веером перед объективом махнет, то платком. Мы же со Славой Тихоновым бегали за режиссером и по команде должны были выскакивать из-за камеры в вальсе, как будто уже не первый тур танцуем.

Между прочим, танцевать вальс Слава не умел, поэтому перед съемками бала мне пришлось его учить. Сколько колготок было порвано! На ноги он мне, конечно, наступал нещадно, но в кадре мы вроде неплохо смотрелись.

Сцена объяснения в любви мне тоже далась нелегко. Особенно на пробах, когда я еще была совсем неопытной актрисой. Но там мне очень помог Иннокентий Смоктуновский. Он пробовался у Бондарчука на роль князя Андрея, но потом предпочел сыграть Гамлета в фильме Козинцева.

Так вот, в день, когда я должна была играть сцену объяснения с Болконским, Смоктуновский зашел к нам в павильон и согласился мне подыграть.

У меня от волнения все в горле пересохло. Там же за несколько минут столько всего происходит: Андрей объясняется в любви, но не успевает Наташа поверить в то, что ей сделали предложение, как уже слышит, что им надо расстаться на целый год. В этот момент надо было заплакать, а я не знала как. И тут я подняла глаза на Смоктуновского, увидела, что у него по лицу текут крупные-крупные слезы, и сама разрыдалась. Тогда я впервые поняла, что такое актерское братство.

Когда мы снимали эту сцену со Славой Тихоновым, он, конечно, не плакал. Он вел себя, как и подобает князю Андрею, серьезно и сдержанно, даже настороженно. Но к этому моменту я уже могла в нужный момент заплакать. Более того, я тогда уже подгоняла Сергея Федоровича, чтобы он быстрее снимал смерть Болконского. В фильме я все больше улыбаюсь и танцую, а мне хотелось поплакать.

Когда картина была закончена, нас стали приглашать на премьеры за границу, и одной из стран, куда нас со Славой привезли, была Польша. Но Тихонов к тому времени сыграл Штирлица, и поляки были настолько без ума от этой роли, что просто забыли о Болконском. Он очень по этому поводу переживал.

В Славу были влюблены все женщины Советского Союза. Но не я. Я в тот момент была влюблена в другого человека, и наши отношения с Тихоновым были исключительно теплыми, дружескими и партнерскими.

Вообще Вячеслав Васильевич очень порядочный, чистый, честный и надежный человек. Я даже представить себе не могу, чтобы он мог на съемочной площадке с кем-то кокетничать, к кому-то приставать или вообще завести роман. Наверное, не зря Тихонов сыграл князя Андрея, он и в жизни такой: серьезный, скромный, немного закрытый, сосредоточенный... Нет, вы не подумайте ничего плохого! Слава - нормальный человек. Между дублями мы с ним о чем-то болтали, шутили. Мне с ним было удивительно легко...

Актриса Ирина Печерникова
(Наталья Сергеевна в фильме "Доживем до понедельника"):

"Народ поженил нас - и все в это долго верили"

Тихонов никогда не был звездой - он именно любимый актер.

Когда я училась в школе, у меня было три самых любимых актера: из иностранных - Жерар Филипп, из наших - Олег Стриженов и Вячеслав Тихонов.

Все тогда были влюблены в кого-то из них. Я была влюблена во всех троих и периодически - с появлением новых фильмов - заново в кого-то из них перевлюблялась.

Когда я окончила Школу-студию МХАТ и меня пригласили на пробу в фильм "Доживем до понедельника", я шла туда в предвкушении паралича. Но от доброжелательности, исходившей от Славы, пришла в себя. А когда начались съемки, стесняться совсем перестала: Вячеслав Васильевич оказался таким добрым и тактичным, что все страхи исчезли - осталось только желание быть на уровне, не подвести.

Иногда я его немного побаивалась, но если он чувствовал это, то или шутил, или делал что-то такое, мне совершенно непонятное, что все становилось как в "ЧП", - был такой фильм с Тихоновым. Это история о том, как за границей захватили команду нашего корабля, и Тихонов играл двойную роль - как бы "предателя", который на самом деле пытался наших спасти. А все знали про его героя, что он балагур и врун. И договорились: если он врал, он скрещивал пальцы. В детстве, когда шел на экранах этот фильм, мы все скрещивали так пальцы. И иногда на съемках "Доживем до понедельника" Слава становился тем молодым Тихоновым, из "ЧП", снимал с себя этот серьез, от которого я зажималась и напрягалась.

Теперь я понимаю, что Тихонову, конечно, специально делали грим, который его старил, потому что по роли он старше, чем в жизни. Но тогда я этого не замечала. Мне было 22 года. Я общалась с ним именно в съемочный период и воспринимала его вместе с его образом.

А в жизни он был другой, и для меня это было большой неожиданностью. Они очень дружили с Ростоцким, оба были болельщиками. Когда "Спартак" играл с ЦСКА, у нас как-то быстро заканчивались съемки, они ехали на хоккей и брали с собой меня. Наверное, чтобы я скорее освоилась. Если на съемочной площадке они держались внешне довольно официально, на расстоянии, то в "Лужниках" оба были как дети, кричали как сумасшедшие.

Потом я увидела их вместе, когда за перевыполнение плана съемочную группу наградили поездкой на Валдай. На ноябрьские праздники. У меня закончился газ в зажигалке, и я пошла к Тихонову за спичками... Посреди номера на четвереньках стоял Слава, вокруг лежали блесна, поплавки, а он, улыбаясь, сказал: "Ты понимаешь, какое это счастье?"

Они оба, Тихонов и Ростоцкий, были одержимы рыбалкой. Днем я видела их где-то вдалеке на озере - силуэты в капюшонах, в лодке. Они проводили там много часов, потом привозили щук, и весь вечер, когда мы ужинали или ехали куда-то на мельницу, где тоже ели и пили водку, все разговоры были только про рыбалку.

Когда съемки уже были закончены и шло озвучание, мы отмечали Славино 40-летие. На столе стояли свечи, но само застолье было организовано втихаря, чтобы Слава не знал.

А через несколько лет я узнала, что народ нас с Тихоновым поженил. В 1970 году я вышла замуж и уехала за границу. А когда вернулась и играла в театре, на гастролях во время встречи со зрителями я поняла, что нас считают парой...

Только в 1970-е годы, когда вышел фильм о Тихонове и там уже появилась его маленькая дочка Анечка, эта легенда забылась.

Мы встречались в Доме кино, на каких-то юбилеях. Он не изменился, ничего в нем не сместилось, не растерялось. Человек Слава Тихонов и великий актер Вячеслав Тихонов - это как-то гармонично срослось.

Я пыталась понять: откуда в нем этот аристократизм? От Бога. И еще он очень серьезно и много работал. В "Доживем до понедельника" он действительно такой интеллигент - но неужели в фильме "Дело было в Пенькове" вы верите ему меньше? Его попробовали в одном качестве, в другом, в третьем - и все он смог. И я не уверена, что Штирлиц - его вершина, просто в определенный момент нашей жизни перестали пробовать. Пошел поток, а он не поточный артист. Думаю, он сыграл далеко не все, что мог бы. Предложи ему кто-нибудь после Штирлица роль на 180 градусов противоположную - он бы и ее сыграл.

Пока работали вместе, я не осознавала, как много мне Слава дал - и как артист, и как человек. Поняла это сейчас. Лучше поздно, чем никогда.

Что сказал актер накануне юбилея?

О самом главном в жизни:

"Если вот сейчас спросить себя, что самое ценное... То, что ты причастен к работе в искусстве, которое нужно людям... То, что призвание не обмануло меня, несмотря на то, что родители были против того, чтобы я шел по этому пути... Жить честно, не мешая другим и идя по стезе своих родителей, своих предков. Вот это я держу в себе..."

О любимой роли:

"Дело было в Пенькове" - моя самая любимая роль. Это старая картина, с которой начался я и с которой началась моя дружба с Ростоцким. Это была для меня какая-то программа - понять, что же я представляю собой в этой жизни".

Об актрисе Нонне Мордюковой (своей первой супруге):

"Мы вместе учились на одном курсе. Потом была "Молодая гвардия". Вместе работали в Краснодоне... Она замечательная актриса. Дай бог ей успехов... Все, что сделано ею, - это прекрасные страницы советского кино".

http://www.inedelya.ru/

viperson.ru

Док. 525219
Перв. публик.: 08.02.08
Последн. ред.: 20.09.12
Число обращений: 113

  • Печерникова Ирина Викторовна
  • Савельева Людмила Михайловна
  • Смоктуновский Иннокентий Михайлович
  • Стриженов Олег Александрович
  • Тихонов Вячеслав Васильевич
  • Тихонов Вячеслав Васильевич
  • Бондарчук Сергей Федорович
  • Мордюкова Ноябрина (Нонна) Викторовна
  • Петрицкий Анатолий Анатольевич
  • Ростоцкий Станислав Иосифович (Степанов)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``