В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Люди подземелья Назад
Люди подземелья
В России ожидается конец света в одной отдельно взятой области. В Пензенской губернии сектанты с чадами и домочадцами заживо замуровали себя в пещереи ожидают Армагеддона. Власти пытаются их увещевать, но тщетно. Писательница Полина Дашкова поcтаралась проникнуть в хитросплетения российского апокалиптического бытия

Когда говорят, что двадцать девять человек, в основном женщин, замуровавших себя в пещере под землей в ожидании конца света, совершили свой свободный выбор, сразу хочу возразить. Этот поступок - свидетельство как раз крайней степени несвободы. Все они, конечно же, люди зомбированные. Другое дело, прежде чем оказаться в таком положении, или, вернее, состоянии, человек совершает личный выбор: отказывается отвечать за собственные поступки. Да, зомби становятся добровольно, и первый шаг делает сам человек. Вообще в ситуациях, связанных с сектами, всегда четко прослеживается именно этот первый шаг. Допустим, если на улице к вам подходит юноша или девушка с брошюрками и спрашивает, читали ли вы Библию и верите ли вы в Бога, то тут вы вольны сказать: "Извините, я спешу" - и не вступать ни в какую беседу. Или вольны остановиться, заговорить, взять эти брошюрки и прийти туда, куда вас позвали. Но как только вы переступили порог по указанному адресу, свобода вашего выбора заканчивается. Такая незамысловатая схема действует и действовала в разных странах и в разные годы.

В 90-годы на нас обрушилась лавина всяких чужеродных сект - японская "Аум Синрике", корейская преподобного Муна. А одна из самых сильных - хаббардисты - последователи Рональда Хаббарда, ядро которой находится в Америке, - и сейчас у нас пасется. Волна эта схлынула, хотя достаточно много людей оказалось загублено. Но все эти иноземцы не слишком опасны, так как существуют вне православия, вне родной для нас религии.

Главная опасность пензенской драмы в том, что за ней - личина православия. Вернее, трактовка его некоторыми священнослужителями. В нашей нормальной традиционной церкви все мы сталкивались, прошу прощения за грубое слово, с придурью отдельных батюшек, талдычивших о конце света, о вреде информации, новых технических приспособлений. Да что там технические новшества, они видят угрозу в номерах паспортов, не говоря уж о пресловутых ИНН. Обычные, нейтральные бытовые реалии превращаются их устами чуть ли не в источники мирового зла. И как тут провести границу между глуповатым, тщеславным или не совсем психически здоровым батюшкой и сектантским гуру? Понять сложно. Пожалуй, граница эта как раз и проходит в том самом подземелье.

Некоторые репортеры, да и кое-кто из жителей села Никольское, пытаются в этом эксцессе увидеть материальные мотивации, ищут чью-то корысть. Рассказывают, мол, неизвестные люди скупали здесь дома по заведомо завышенным ценам, значит, была в их действиях какая-то выгода. Была она и у героев моего романа 90-х годов "Золотой песок". Сюжет, история, рассказанная в романе, сама по себе выдуманная, но достоверных фактов в ней достаточно много. Я тогда не один день просидела в библиотеке Новоспасского монастыря, собирая материал о различных сектах. Не знаю, есть ли криминальная подноготная в данном конкретном случае, но что всегда стоит за подобными ситуациями, так это чье-то стремление стать хозяином людских душ, повелевать ими, заставлять по одному лишь твоему слову делать то, что тебе угодно. Такая "корысть" свойственна всем руководителям сект. За ней, конечно, стоят определенное их психическое нездоровье и абсолютная эмоциональная тупость.

Безусловно, сложившаяся ситуация не может не тревожить, и прежде всего потому, что вместе со взрослыми в подземных пещерах оказались дети. Будем надеяться, все разрешится благополучно, но даже при самом хорошем исходе они выйдут оттуда покалеченные и морально, и физически. Мне кажется, пензенские власти ведут себя абсолютно адекватно, не применяют никаких насильственных действий, пригласили специалистов из института Сербского. Слава богу, не поддались искушению в первые же дни принять какие-нибудь экстремальные меры. Могли бы дров наломать. Ведь добровольные узники - не преступники и не заложники. Все они - жертвы. Что же их газом из-под земли выкуривать? Я лично никаких других вариантов, кроме переговоров и увещеваний, не вижу.

Пожалеть и задуматься стоит о другом. Можно ли было предупредить столь драматическое развитие событий? Ведь свершилось-то все не в одночасье и готовилось на глазах людей. К тому же, насколько я знаю, люди, окопавшиеся в пензенских пещерах, в основном верующие. Православные, ходили в храм. Батюшки, которые их исповедовали, которые их знали, возможно, могли что-то почувствовать, чем-то помочь своим прихожанам. Что же касается нашего государства, то профилактика, говоря чиновничьим языком, не самая сильная его сторона. Периодически что-то делается. Я знаю, как, например, "чистились" офисы уже поминавшихся хаббардистов. Но вот года три назад во время московской книжной ярмарки на ВВЦ меня эти самые хаббардисты довольно жестко атаковали из-за романа "Золотой песок". Роман вышел давным-давно, а все покоя им не дает. И хотя охрана пыталась их отгонять, скажу прямо, было не очень приятно каждые десять минут парировать их наезды. Однако дело не во мне, я-то переживу, но почему у хаббардистов был свой стенд, почему они торговали своими книгами на ярмарке и открыто вели пропаганду?

К сожалению, не в одной нашей стране спохватываются только тогда, когда гром грянет. Весь мир время от времени потрясают сюжеты об американских школьниках, веером расстреливающих одноклассников и учителей. Но мало кто знает, что ниточка расследований подобных инцидентов часто приводит к сектам. Потому повторю то, с чего начала: речь идет не о свободе выбора, а о крайней степени несвободы.

Автор - Дашкова Полина

Рубрику подготовила Мария Седых

http://www.itogi.ru/

Док. 525178
Перв. публик.: 24.11.07
Последн. ред.: 24.11.08
Число обращений: 72

  • Дашкова Полина Викторовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``