В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Павел Лунгин:Каждый фильм предопределяет мою судьбу Назад
Павел Лунгин:Каждый фильм предопределяет мою судьбу
- Павел Семенович, каким образом "Остров" оказался отобран для Венецианского фестиваля?

- Я, так же как и вы, не подозреваю, как фильмы туда попадают. Я, например, никогда раньше туда не отбирался. На Каннский попадал, но это было давно.

- То есть этот процесс происходит

- анонимно и автономно. Тайно.

- И потом вам просто звонят и говорят: "Павел Семенович, покупайте билеты в Венецию"?

- Примерно так. Но до этого, когда ты попадаешь в "короткий список", начинаются некие "придыхания". А потом неожиданно, непредсказуемо и довольно быстро все происходит.

- Когда вы прочли сценарий 27-летнего дебютанта Дмитрия Соболева, вы сразу почувствовали, что это ваше? И как вообще он оказался в ваших руках?

- Оказался случайно. Я делал "Мертвые души" с Арабовым, а сценарий написал его ученик. Когда я его прочитал, очень удивился. Отложил его. Снова вернулся, перечитал. И начал с ним жить.

- И помчались вы на Белое море...

- Я начал мучительно думать, где же этот фильм снимать. Сценарий был написан таким образом, что там не было никаких определений мест. Мы начали ездить по монастырям и увидели огромные белокаменные громады, большей частью уже отреставрированные, и это с нашей нищей маленькой историей совершенно не вязалось. Ушло очень много времени, чтобы понять, что надо строить самим этот монастырь, строить скит, создавать свой мир. И когда я об этом задумался, Бог нам послал это место. Там была такая затонувшая баржа. Вокруг нее все это и построилось. Мостки, домики на берегу - все это было нами создано.

- Все шло как по благословлению Божьему?

- Было легко. Это правда. Даже погода была к нам благосклонна, и море не замерзало до декабря, до конца наших съемок. И снег то падал, то таял, и давал нам и зиму, и осень, и весну. И никогда не было холодно. Удивительно.

- Посмотрев "Остров", ловишь себя на мысли о том, что человеку необходимо совершить что-то страшное, чтобы прийти к Богу

- Совсем не обязательно. В этой картине три способа поиска Бога. Первый - мучительный, страдающий, через сожжение души и раскаяние - Петра Мамонова. Второй - принявшего Божью милость с детства и, быть может, не знавшего искушений, и это, мне кажется, замечательно получилось у Виктора Сухорукова. И путь, сыгранный Дюжевым, - такого служаки, который служит Богу, как служат в армии, и ждет лычек. И три этих человека сплетаются там, в монастыре, и создают объем отношений с небом.

- Но ваш главный герой - все-таки тот, кто пришел к вере через преступление.

- Конечно, он самый интересный для художника. Как для искусства вообще важен человек в пограничном состоянии. Потому что в этих состояниях души открывается истина. Достоевский писал много рассказов о маленьких людях, но мы знаем его прежде всего как автора "Преступления и наказания". Но стоит ли сейчас говорить об этом? В "Острове" есть некоторая плавность, черная вода, которая уходит и приходит И мне кажется, было бы неправильно в разговоре об этом фильме искать надлом. Этот фильм не про надлом. Этот фильм про что-то другое.

- "Остров" дарит зрителю уникальную возможность посмотреть, как живут, а не играют двое блистательных актеров - Виктор Сухоруков и Петр Мамонов. Те, кто общался с ними, понимают, что природа Сухорукова - нежная, детская, а Мамонова - гротескная, в ней много от театра буфф. Вы разрешили им быть собой или специально под них был написан сценарий?

- Это тонкие вещи. Сценарий под них не писался. Когда я только прочитал его, понял, что это играть должен либо Петя Мамонов, либо никто. Это вообще его природа - человек юродивый, человек театральный, человек страдающий. А Петя сказал мне, что он познакомился с Сухоруковым недавно, что это нежнейший и тончайший человек. Скажу без скромности, что одним из моих свойств является то, что я вижу истинную природу человека. И я вдруг увидел в Вите ребенка. И сразу увидел его героя - настоятеля монастыря, не суровый и грозный образ начальника, а такое Божье дитя, принявшее благодать, и потянул за эту ниточку. И все поплыло. Если говорить об "Острове", не надо забывать и Дюжева. Он тоже открыл свою истинную сущность.

- Павел Семенович, мне кажется, вы снимаете людей не такими, какие они есть, а такими, какими вы бы хотели их видеть и, возможно, какими они хотели бы быть Вы пытаетесь освободить из людей их ангельское начало.

- Вы считаете, я несколько прекраснодушен? Действительно, все, что я делаю, крутится вокруг двух тем. Это тема свободы и процесс пробуждения души. Меня всегда волновало, что просыпается в человеке, когда он делает что-то против собственных интересов. В этом есть некоторая глупость и оптимизм.

- Мне кажется, связи, которые сплетают людей друг с другом, в ваших лентах абсолютно немотивированны какими-то внешними обстоятельствами или логическими причинами.

- Понимаете, во всех отношениях есть несколько уровней. Есть уровень бытовой. Но глуп тот, кто не видит под ним иные, глубокие схемы. Можно назвать это предначертанием. Что люди вообще находят друг в друге? Что их объединяет и разъединяет? Это бесконечная мистическая история отношений. Это такой слоеный пирог, из которого каждому достанется свой пласт. Все пласты соединяются в одной духовке жизни, где их поджаривают. Все получают свое. И в этом высшая справедливость жизни.

- В "Острове" дар - это способ искупить вину. В вашем же "Такси-блюзе" талант - это шанс изменить судьбу. А в вашей жизни каким инструментом является ваш талант и чем приходится платить за него?

- На этот вопрос можно было бы отвечать всю оставшуюся жизнь. Вы знаете, у меня так получается, что каждый фильм во многом предопределяет мою дальнейшую судьбу. "Такси-блюз" я снимал в сорок лет, это был мой дебют в режиссуре. И я вдруг из неудачливого сценариста стал знаменитым режиссером. И получил приз за режиссуру в Каннах, это уникальный приз, который получают только лучшие режиссеры. И это превращение произошло мгновенно, так же, как у героя Пети Мамонова из этого фильма. Талант, конечно, изменил мою жизнь и меняет, и видимо, сейчас мне пришло время платить. Поэтому мне так захотелось сделать этот "Остров". Я чувствую, что этот фильм пустит мою жизнь по какому-то иному руслу.

Понимаете, художник, он ведь сделан из двух частей всегда. У него есть часть человека чувствующего, думающего, хотящего понять себя и других. И по тебе проходят какие-то искры, в тебя вселяется вера. А с другой стороны, в тебе же есть еще и такая небольшая дрянь, которая, как будто бы ты звезда шоу-бизнеса, хочет любви, успеха и понимания. И ты умом понимаешь, что все это как-то смешно, но все равно хочется. Сидит в тебе этот гнусный ребенок и топает ногами. И я вам могу сказать, что это не только мое свойство. Это свойство всех больших и малых, которых я знал. Я знал очень много замечательных людей, знал много отвратительных. И во всех них было тайное неутоленное. Это есть главная плата и главная мука. Наверное, есть еще мука, когда тебя покидает способность, когда от тебя уходят силы. Но это, как мне кажется, я еще не пережил, с этим, пожалуйста, обращайтесь позже. Тут же стучите в дверь: "Ну что, змея, пережила свой яд?"

Веста Боровикова
29.08.2006
http://www.peoples.ru

viperson.ru

Док. 524911
Перв. публик.: 29.08.06
Последн. ред.: 16.04.12
Число обращений: 129

  • Лунгин Павел Семенович
  • Мамонов Петр Николаевич
  • Арабов Юрий Николаевич
  • Сухоруков Виктор Иванович
  • Дюжев Дмитрий Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``