В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Для всех и про каждого Назад
Для всех и про каждого
Театральная постановка "Антигона VSEGDA" отмечает свой первый юбилей: в начале октября исполнилось полгода с момента премьерного показа спектакля, главную роль в котором сыграла Ирина Слуцкая. Зрители и критики до сих пор продолжают обсуждать уровень игры экс-фигуристки и своеобразное видение древнегреческой трагедии режиссером Никой Косенковой.

Осовремененная трагедия Софокла, представленная на суд зрителей весной этого года, еще в апреле вызвала активное обсуждение среди культурных обозревателей средств массовой информации. Внимание на постановку обратили корреспонденты телевидения, радио и печатных СМИ - еще бы, ведь "Антигона VSEGDA" стал международным театральным проектом лаборатории "Мастерская Ники Косенковой".

Режиссер-постановщик спектакля Ника Косенкова в профессиональных театральных кругах человек известный и уважаемый: она одна из самых именитых российских педагогов по искусству речи, автор собственной системы постановки голоса, которая называется "Метоника". Ника Косенкова работает с известными режиссерами, такими как Питер Штайн, Паскаль Ляру и другие, а также "ставит" голос и речь известным политикам, бизнесменам и актерам. То есть учит правильно говорить. Изредка дает мастер-классы. Как режиссер ставит пьесы - в основном за границей (чаще всего во Франции) или в своей международной творческой лаборатории "Мастерская Ники Косенковой", на счету которой такие постановки, как "Руслан и Людмила", "Дуэль с Пушкиным", "Гамлет", а теперь еще и "Антигона".

Сценическую версию пьесы Софокла в переводе Дмитрия Мережковского Косенкова написала сама, а к работе над пластической партитурой спектакля привлекла одного из лучших российских балетмейстеров-новаторов, лауреата "Золотой маски" и создателя "Школы экспрессивной пластики" Геннадия Абрамова. Его участие в работе над "Антигоной VSEGDA" можно считать более чем успешным: в трактовке Косенковой трагедия Антигоны рассказана большей частью посредством языка пластики, движений, танцев и жестов, и благодаря совместным стараниям режиссера и хореографа этот язык понятен всем зрителям без исключения.

Но, конечно, не участие в работе над спектаклем Геннадия Абрамова привлекло к постановке столь пристальное внимание. Главное - это двукратная чемпионка мира по фигурному катанию Ирина Слуцкая, исполнившая роль дочери фиванского царя Эдипа. С тех пор как еще в 2006 году она объявила о своем уходе из большого спорта, Ирина успешно осваивала новые амплуа - телеведущей в шоу "Звезды на льду", киноактрисы в фильме "История черной коровы"... А сегодня Ирина Слуцкая - студентка Российской академии театрального искусства (РАТИ), в которой, кстати, преподает госпожа Косенкова. Именно она и пригласила Слуцкую играть героиню античной трагедии в своей новой постановке. Режиссера не испугало отсутствие у Ирины диплома и какого бы то ни было сценического опыта. По словам самой Ники Косенковой, в Слуцкой ее привлекли "непосредственность, естественность и улыбчивость, привнесенная начинающей актрисой в образ".

Косенкова утверждает, что работать со Слуцкой было удивительно легко: Ирина сама предлагала интересные решения, находила верные интонации, жесты.

"Это очень сложная, но интересная роль, - говорит, комментируя свой первый театральный опыт, бывшая спортсменка Слуцкая. - Приняв предложение Вероники Александровны, я, конечно, очень волновалась, но в процессе репетиций поняла, что у меня получится. Я очень долго репетировала не только в залах, но и работала над этой ролью дома, обдумывала трагедию Антигоны, пыталась понять, какая же она? И пришла к выводу, что моя героиня - молодая девушка, у которой, несмотря на юный возраст, за плечами уже есть солидный жизненный опыт и багаж. Антигона - сильная личность, а такой образ может вести за собой не одно поколение, он актуальный даже спустя годы и века".

"Отчасти мой жизненный опыт вылился в эту роль", - говорит Ирина и добавляет, что ей работа с Никой Косенковой доставила только удовольствие: режиссер помогала справиться с волнением, освоиться на сцене и войти в образ.

"Я мечтала оказаться по ту сторону театрального занавеса, но когда в первый раз вышла на сцену, мне, конечно, стало не по себе. Даже на репетициях сперва было сложно - спасибо Веронике Александровне за ее советы и помощь. А уж когда была премьера, так я и вовсе переволновалась, боялась, что забуду текст. Но после первого прогона оказалось, что мое волнение было совершенно напрасным".

Действительно, дебютантка Слуцкая с поставленной перед нею режиссером задачей справилась. В ее исполнении Антигона получилась именно такой, какой сперва увидела ее Ника Косенкова, а потом и все зрители спектакля "Антигона VSEGDA": молодой, красивой, сильной, той, которая, по словам режиссера, "вызывает у зрителя уважение, а не чувство жалости".

Примечательно, что Ирина Слуцкая стала не единственным дебютантом среди других 16 актеров спектакля. Новые лица - это и есть главное отличие спектакля. Главным критерием подбора актеров для Ники Косенковой стали черты характера. Свой выбор режиссер объяснила просто: "Антигона VSEGDA" - это спектакль о личности, и играть в нем должны люди неординарные". Возможно, спектакль мог бы получиться еще более пронзительным, если бы в нем играли молодые таланты из "Нового поколения" - совместного проекта Ники Косенковой и гуманитарного фонда Андрея Скоча "Поколение". Может, в следующий раз?

Так как же видит трагедию Антигоны именитый и модный режиссер Ника Косенкова? В центре сюжета - миф о дочери Эдипа, нарушившей запрет правителя Фив Креонта, совершившей похоронный обряд над телом своего брата Полиника и поплатившейся за это жизнью. Спектакль "Антигона VSEGDA" рассказывает этот античный миф зрителю хорошим русским языком и при этом проводит параллель между архаичностью и современным видением мира, будто смешивая древнюю и новейшую историю, объединяя их соотношением Традиции и Закона. Именно это вечное противоречие между новейшими законами, вводимыми властью, но нарушающими понятные и принятые обществом вековые традиции, и стало главной темой постановки.

По мнению Ники Косенковой, в XXI веке это противоречие выходит на новый уровень, становясь наиболее острым, и именно поэтому, трагедия Антигоны в ее видении - это трагедия нашего времени. Да и название "Антигона VSEGDA" подсказывает, что это уже вневременной разговор со зрителем.

Сама госпожа Косенкова говорит, что в ее спектакле "человечество переживает Третью мировую войну, которая не знает правил, потому что попранные законы и обычаи требуют возмездия. Этому злу может противостоять только Поступок, диктуемый любовью, ответственностью, когда вместо "я" ставится "мы".

Чтобы донести до зрителя свою идею, Косенкова использует в постановке много интересных и, главное, необычных приемов. Необходимая атмосфера спектакля, например, создается благодаря использованию хора в качестве среды постановки: все персонажи выходят из хора и возвращаются обратно, тем самым символизируя единство. "Антигона VSEGDA" - это спектакль о человеческом достоинстве и верности слову, о нас и о каждом из нас", - говорит Ника Косенкова.

Действительно, по словам зрителей, этот спектакль заставляет каждого задуматься и мысленно поставить себя на место античной Антигоны. Что выберем мы: следование традиции, соблюдения которой требует мораль, или же исполнение нового закона? Таким образом, спектакль получился не об архаичных временах с их чуждыми нам проблемами, а о нравственном выборе и верности слову - о том, что сейчас в нашем обществе нуждается в серьезной поддержке и переосмыслении. А сделать из классики по-настоящему актуальную вещь - большое искусство.

Ольга Пантелеева

Док. 524737
Перв. публик.: 16.10.08
Последн. ред.: 24.11.08
Число обращений: 29

  • Слуцкая Ирина Эдуардовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``