В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Стиляги` против `Обитаемого острова` Назад
`Стиляги` против `Обитаемого острова`
В новогоднем прокате за наши сердца и кошельки будут сражаться
три отечественные кинопремьеры.

Гендиректор "Первого канала" Константин Эрнст определил то, что будет происходить на экранах страны во время новогодних каникул, словами "ледовое побоище". Его канал решил поддержать в прокате картину Валерия Тодоровского "Стиляги". И не просто поддержать, а добиться того, чтобы именно она стала "главным фильмом Нового года" (так в слогане), вытеснив своих конкурентов - "Обитаемый остров" Федора Бондарчука и продюсеров Александра Роднянского и Сергея Мелькумова (первая часть, вторая, по предварительным планам, выйдут осенью 2009-го) и сиквел весьма успешного проекта прошлого года "Любовь-морковь" (продюсер - Ренат Давлетьяров). Конкуренты, надо отметить, не слабые.

"Ну, и в чем дело? Не так часто у нас снимаются фильмы, которые стоит смотреть, а в эти новогодние праздники будет чем себя развлечь", - скажет зритель, далекий от проблем отечественной киноиндустрии, и окажется прав. Но только отчасти. Поскольку проблема нехватки кинозалов остается актуальной. Их у нас около 1700, хотя, по самым скромным подсчетам, для нормального проката требуется в два раза больше.

Все перечисленные картины выйдут массированно - совокупный тираж составит порядка 3500 копий. А ведь будут еще и другие премьеры - в том числе мультик "Про Федота-стрельца", который также поддерживается "Первым каналом", или "Запретная любовь" с Кирой Найтли. Как все это разместить на экранах - об этом сейчас болят головы у директоров кинотеатров.

С "Любовью-морковью-2" все просто: те, кто полюбил первый фильм про обмен телами мужа и жены Голубевых (Гоши Куценко и Кристины Орбакайте соответственно), возможно, захотят посмотреть и второй: про то, как десять лет спустя детям Голубевых приходится меняться телами с родителями. Тут есть лишь одно уточнение: первый фильм снимал Александр Стриженов ("От 180 и выше"), а к моменту запуска второго он был занят, и пришлось пригласить другого режиссера - Максима Пежемского ("Мама не горюй" и "Мама не горюй-2"). Но "Любовь-морковь", что называется, "продюсерский проект", поэтому смена режиссера вряд ли способна всерьез на него повлиять.

"Стиляги" (рабочее название фильма было "Буги на костях") - это история про фрондеров середины 1950-х, с их прическами а-ля Элвис, яркими пиджаками и именами, измененными на американский лад: Боб, Фред и так далее. Спортсмен, комсомолец, образцовый студент МГУ по имени Мэлс (Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин) во время рейда народной дружины задерживает девчонку-стилягу по прозвищу Польза (в этой роли - Оксана Акиньшина, единственная известная актриса среди молодых, снявшихся в фильме). Встреча меняет героя кардинально: из Мэлса он становится Мэлом. Плюс прическа, пиджак, саксофон. Но главное, он начинает понимать: ценность каждого человека - в его индивидуальности...

"Стиляги" - мюзикл, причем отнюдь не ретро. Тодоровский перенес аранжировки песен своей молодости (от "Наутилуса" до Валерия Сюткина) в 50-е, на каждую тему поставлен отдельный хореографический номер, актеры поют - причем своими голосами, танцуют, и смотреть на все это в течение первого часа исключительно приятно и интересно. Но затем фильм-концерт, по замыслу авторов, должен был бы трансформироваться в драматическую историю, обрести смысл и эмоциональное наполнение. В той незаконченной версии, в которой "Стиляги" были показаны директорам кинотеатров, этого, к сожалению, не происходит. Из зала выходишь с ощущением пустоты, и даже удовольствие от первого часа этой пустотой подавляется...

Поскольку в кино ходят не только поклонники Стругацких, в двух словах - о чем фильм "Обитаемый остров". Двадцатилетний житель планеты Земля (ленинградец - по роману, москвич - по фильму) Максим Камеррер летает по Вселенной на звездолете, в какой-то момент терпит крушение и оказывается на планете Саракш. В романе мир Саракша - это завуалированное описание того государственного устройства, при котором Стругацким довелось жить, а в фильме - метафора тоталитаризма, детально разработанная в визуальном своем воплощении. Камеррер сначала мечтает любой ценой выбраться, но потом на Саракше у него появляются близкие люди, и он хочет уже не только личного спасения, но также тех, кто ему дорог, и планеты в целом.

Как и у Тодоровского, у Бондарчука в главных ролях - молодые неизвестные актеры, а в остальных - звезды российского кино. Сергей Гармаш, например, играет в обеих картинах. Как и "Стиляги", "Обитаемый остров" - это высказывание на тему "личность и государство", но более глобального масштаба. И высказывание это - или, если угодно, "авторское послание" - рождается исподволь, в тот момент, когда ты просто смотришь очень увлекательное кино. Как заметил Дмитрий Быков, один из немногих пока зрителей "Обитаемого острова", первый раз в истории экранизаций Стругацких экшн удалось объединить с философской составляющей - как происходит это и в романах самих писателей. По сути, "Обитаемый остров" - замаскированное под жанр авторское кино. Такими были "Брат", "Бумер", но в принципе подобный симбиоз - редкость, и не только для российского кинематографа.

Выиграет ли зритель от того, что все это падет на его голову на рождественско-новогодние каникулы? Думаю, вряд ли. Ведь время и деньги придется потратить как минимум трижды - всего за какие-то десять дней. А будут и те, кто на праздники уедет, потом - вернется, погрузится в дела, и какой-то из фильмов уж точно пройдет мимо. Куда удобнее, казалось бы, развести картины в прокате по срокам. Кстати, никакой Новый год не понадобился "Адмиралу", чтобы собрать очень приличную кассу (на сегодняшний день уже более $30 млн), а первая "Любовь-морковь" отлично стартовала на 8 марта 2007 года. Обидно, если проигравшим в "ледовом побоище" окажется именно зритель.

Лариса Юсипова

http://www.izvestia.ru/

Док. 524722
Перв. публик.: 29.10.08
Последн. ред.: 24.11.08
Число обращений: 35

  • Эрнст Константин Львович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``