В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Глава Росрыболовства Андрей Крайний: `Красная икра в России в два раза дороже, чем на Западе` Назад
Глава Росрыболовства Андрей Крайний: `Красная икра в России в два раза дороже, чем на Западе`
Рыба у нас дорогая по той же причине, что и авиабилеты. Слишком дорого стоит топливо. Литр 95-го бензина на заправке сегодня дешевле, чем литр солярки для судов оптом, рассказал в интервью корреспонденту "Известий" Илье Стулову глава Росрыболовства Андрей Крайний. Из-за завышенных цен на авиакеросин, как известно, против нефтяников уже возбуждены громкие дела, и теперь, возможно, пришла очередь корабельного топлива. По словам Крайнего, рыбную отрасль ждут серьезные реформы, которые не замедлят сказаться на нашем столе.

вопрос: Сегодня рыбаки утверждают, что им достается 20 процентов от реальной стоимости пойманной ими рыбы. Насколько рентабельно отечественное рыболовство?

ответ: Норма рентабельности невысока. В среднем 3-4 процента. Причем они достигаются так: например, добыча той же путасу или сельди идет по нулям, а треска идет с плюсом. Вот и прибыль. Почему так происходит? В первую очередь виновата цена на топливо. Рыбаку продают литр солярки за 31 рубль. Это оптовая цена. Получается, что литр 95-го бензина на заправке сегодня дешевле оптовой цены на топливо для судов. О какой рентабельности можно вести речь? Вторая составляющая - безнадежное старение флота. Мы тратим на вылов одной тонны рыбы 406 литров топлива, а норвежцы 200 литров. Потому что работают на современных движках.

Выход из этого положения есть. У нас подготовлен проект постановления правительства о дотациях на топливо. Мы планируем выделить 4,7 миллиарда рублей для рыбаков, которые реализуют рыбу на территории Российской Федерации, но если частные компании должны заявить о своей готовности модернизировать суда, то их никто не поддержит. Надо ставить вопрос таким образом: рыбак просит у государства рубль в виде помощи и на этот рубль готов внести свой аналогичный вклад в строительство нового флота.

в: Но причина нежелания рыбаков вкладываться в строительство флота понятна: слишком на короткое время выдаются квоты на вылов рыбы.

о: Мы стоим на пороге очень важного для отрасли события. Будем наделять рыбаков долями квот на десять лет. Это абсолютно революционная вещь, которая была принята парламентом страны и поддержана президентом. Могу сказать, на каких принципиальных условиях рыбаки будут допускаться к квотам. Они будут даваться только собственникам флота или тем юридическим лицам, которые взяли в аренду флот на все время действия квот. Не секрет, что сегодня у нас существует целая группа лиц, давно не занимающаяся рыболовством, но приобретающая квоты с целью их дальнейшей перепродажи. Сформировался целый класс рантье, который торгует бумажками. Сами они в море не ходят. Но так как водный биоресурс - это федеральная прерогатива, то государство само может продавать квоты. Посредники в виде рыбаков на диване нам не нужны.

в: Эти меры и являются составляющей частью целевой программы?

о: Что касается программы, то она рассчитана на пять лет и состоит из восьми направлений. Общий объем финансирования по ней составит 62 миллиарда рублей. Притом государство планирует затратить за эту пятилетку 32,8 миллиарда рублей. Средства будут направляться на модернизацию причальных стенок, на организацию заводов по воспроизводству рыбы, на строительство научно-исследовательских отраслевых судов и 208 катеров рыбоохраны. Насколько актуальны эти направления, приведу один пример. На сегодняшний день 30 процентов тихоокеанских лососей - это лососи, мальки которых выращены на наших заводах. Заводы по воспроизводству рыб - единственная реальная возможность сохранить осетровые породы.

в: Со следующего года весь улов необходимо будет продавать только в пределах своей страны. Многие рыбаки считают, что такие меры только подорвут отрасль, а сдавать рыбу в западных портах гораздо рентабельнее.

о: Лукавят они. Единственная рыба, которая на Западе стоит дороже чем у нас, - треска. Чтобы было понятно, красная икра в России сегодня в два раза дороже, чем на Западе. Другой вопрос, что сегодня наши торговые сети никак не связаны с рыбаками. Рыбаки не знают рынка, не знают, как к нему подступиться. В сеть войти сегодня очень тяжело. Но мы планируем в каждом прибрежном городе делать оптовые рынки, которые и станут своеобразным катализатором. Что касается сдачи рыбы в отечественные порты, то заметьте, мы общаемся с рыбаками только на языке экономики. Например, мы говорим: везешь в Россию, платишь 10 процентов от ставки за пользование биоресурсами, за границу - тогда плати по полной. Те же субсидии на топливо мы будем давать только тем, кто рыбу везет в страну.

Кстати, совсем не зря два месяца назад принят закон о стратегических отраслях, и именно рыбная ловля, а не переработка, не холодильники и транспортировка вошли в состав стратегических отраслей. Это означает, что если какая-то иностранная компания решила приобрести блокирующий пакет отечественного рыболовецкого предприятия, то оно должно получить добро у нашего правительства. На самом деле мы законодательно закрепили то, что давно уже существует во всех рыболовных державах.

в: Почему до сих пор так и не открылись рыбные биржи в крупнейших рыболовецких регионах страны?

о: Нам необходимо синхронизировать законодательство. Сейчас обсуждается закон о биржах и биржевой торговле, и мы решили дождаться его принятия, чтобы потом не перестраивать правила игры.

Илья Стулов

http://www.finiz.ru/

Док. 524665
Перв. публик.: 30.07.08
Последн. ред.: 23.11.08
Число обращений: 65

  • Крайний Андрей Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``