В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Президент ОАО `РЖД` Владимир Якунин: `Никаких проблем с доставкой угля для электростанций и ЖКХ нет` Назад
Президент ОАО `РЖД` Владимир Якунин: `Никаких проблем с доставкой угля для электростанций и ЖКХ нет`
Отопительный сезон на носу, электростанциям и службам жилищно-коммунального хозяйства нужен уголь, а тут вдруг новости о том, что "Российские железные дороги" не справляются с перевозкой топлива. Так ли это на самом деле? Обозреватель "Известий" Елена Шишкунова расспросила президента ОАО "РЖД" Владимира Якунина.

вопрос: Владимир Иванович, последнее время напряженная ситуация сложилась с перевозкой угля по железной дороге, заговорили даже о дефиците топлива для электростанций и ЖКХ накануне отопительного сезона. Так в чем проблема?

ответ: Мы получили совершенно четкое и недвусмысленное указание со стороны правительства: при решении вопросов транспортировки энергоносителей мы должны в первую очередь считать своей задачей обеспечение внутренних, а не экспортных перевозок. А вот все, что касается дальнейших действий - перевозки, заключения договоров, поставки, - это вопрос взаимоотношений субъектов: ЖКХ и угольщиков, угольщиков и железнодорожников, причем не только ОАО "РЖД", но и частных, как у нас говорят, приватных владельцев вагонов. И вот тут должны работать нормальные экономические механизмы.

Ажиотажа действительно было довольно много. И по его результатам сейчас, думаю, начнут выяснять, какие посредники, у каких субъектов федерации, каким образом закупали уголь для своих нужд. Теперь зададутся вопросом, нужны ли эти посредники вообще.

в: Почему вдруг ажиотаж возник именно сейчас? Уголь что, только месяц в году можно перевозить?

о: Нет, конечно. Зима у нас наступает каждый год, но никто почему-то не откликается на призывы РЖД заранее начинать завоз угля. Почему обязательно нужно весь уголь завезти до октября, а не распределить поставки по месяцам? Этот вопрос должны прежде всего решать для себя регионы, объекты большой энергетики, которые закупают этот уголь, и производители. Задача РЖД - перевезти. Сегодня у нас 55% всего подвижного состава находится в частных руках, в том числе полувагонов - 40%. И если мы говорим, что нужны рыночные отношения, то это означает, что в условиях нехватки полувагонов у РЖД легко можно пойти на рынок и приобрести тот же вагон у частного оператора.

в: Может, еще и собственно подвижного состава не хватает?

о: Проблема не в этом, просто все стараются перевезти подешевле: нашими вагонами. От этого и ажиотаж. Однако в это же самое время ежедневно на путях стоят 2 тысячи полувагонов - приватных. Поэтому для того, кому экономика позволяет или кого обстоятельства поджимают, проблемы найти свободный полувагон нет. Есть же уже такие примеры. СУЭК, "Кузбассразрезуголь". С этими компаниями мы договариваемся о том, сколько полувагонов им необходимо добавить, чтобы перевезти уголь, - остальное они возят сами.

Другое дело, что пока есть разделение на инвентарный (принадлежащий РЖД. - "Известия") и приватный парк, и тарифы для инвентарного парка установлены и изменению не подлежат, его использовать выгоднее. Ведь у РЖД нет права на изменение цены (тариф на перевозку устанавливает Федеральная служба по тарифам), а частные операторы могут установить любую цену на свою перевозку.

в: Ситуация осложнилась в этом году еще и огромными, незапланированными объемами угля, который надо перевезти.

о: Действительно, мы уже вышли на пиковые объемы перевозки. За восемь месяцев этого года перевезли 193,3 млн тонн, что на 8,7 млн тонн больше соответствующего периода прошлого года. Сколько нужно? Нормативы для ЖКХ, например, устанавливает субъект федерации. И на днях у нас был серьезный разговор на уровне правительства по телеграмме одного из руководителей. Потом выяснилось, что в самом регионе двукратное увеличение норматива не было утверждено. Да и оплачен этот уголь не был - просто хотелось, чтобы его было в два раза больше. Зачем, никто не знает. Почему сейчас нужно вдруг столько угля перевезти, я тоже не понимаю. Насколько я знаю, метеорологи не предполагают особенно суровой зимы.

в: Угольщикам хочется и на экспорте заработать...

о: И их можно понять, ведь это коммерческие предприятия, и они на подъеме рынка рассчитывают заработать. Но из-за того, что нам нужно в приоритетном порядке внутренний рынок обеспечить, мы в таком объеме перевозку за рубеж обеспечить не можем. Да и в принципе не можем. РЖД - вообще регулируемая монополия, и за счет таких специфических форс-мажорных обстоятельств мы реально теряем большие деньги. Мы отказываемся перевозить другой высокодоходный груз, но ведь нам эти потери никто не компенсирует. Получается вообще гримаса на тему рыночной экономики. Нас призывают работать экономически обоснованно, устанавливаются соответствующие тарифы исходя из того, что планируется перевезти. А потом выясняется, что мы перевезти все не можем, потому что в определенный момент кто-то в субъекте федерации или на электростанции очнулся от летаргического сна и решил, что нужно завезти весь объем угля за один месяц, да еще потребовал для себя приоритетного порядка. У нас таких субъектов, которым нужна доставка угля, более 80. Что же, в одну область везти, а в другую - нет?

в: Производителям угля, кажется, и без того неплохо живется, ведь для них установлены многочисленные льготы на перевозку. Может, стоит их уже отменить, раз конъюнктура рынка такая хорошая?

о: Угольщики и не возражают, чтобы льготные тарифы были модернизированы. Да, государство предпринимало усилия для поддержки угольной отрасли. За последние пять лет транспортная составляющая в цене товара опустилась радикально - в два раза, и это свидетельство того, что тариф стал для одной отрасли суперльготным, а для другой, железнодорожной, невыгодным. И этот вопрос должен быть разрешен. Тариф на перевозку угля должен следовать за конъюнктурой рынка. И принципиальных возражений ни у кого на этот счет нет.

в: Что конкретно вы предлагаете для того, чтобы ажиотажных ситуаций, подобных нынешней, больше не возникало?

о: Во-первых. Есть утвержденные субъектом федерации потребности по ЖКХ, есть планы генерирующих компаний по тому углю, который им нужен. Трудно ожидать, что они начнут перевозку начиная с февраля следующего года или с марта, но вполне реалистично предположить, что уже, например, в мае часть топлива можно было бы завезти. Во-вторых, важно вовремя производить оплату. Бывали случаи, когда потребитель кричит, что у него нет угля, а отправитель отвечает, что ему еще не заплатили. Посреднические компании, подчас не обладающие никаким оборотным капиталом, сталкиваются с проблемой финансирования, спираль закручиваются, и в результате возникают дополнительные факторы, которые усугубляют ажиотаж.

И, наконец, последнее. Зная, сколько потребуется угля, и заранее распланировав его поставку, надо просто прийти в ОАО "РЖД" и заключить контракт на перевозку.

в: Так насчет отопительного сезона можно не беспокоиться?

о: Я не отвечаю за трубы, я не отвечаю за теплоэлектростанции, я не отвечаю за тех руководителей, которые сидят на местах. Мы отвечаем за то, чтобы предъявленный груз был перевезен и доставлен к месту в срок согласно поданным нам заявкам. Мы уверенно можем сказать, что никаких проблем с доставкой угля для нужд электростанцией и ЖКХ, которые могут сказаться на интересах простых граждан, нет.

Энергетики резервы накопили

В пресс-службе Минэнерго сообщили, что организациями электроэнергетики угля запасено 17,8 миллиона тонн, что составляет более 125% к рекомендованным объемам, и мазута 3,2 миллиона тонн, а это более 127%. Таким образом, никакого дефицита топлива не предвидится.

Елена Шишкунова

http://www.finiz.ru/

viperson.ru

Док. 524663
Перв. публик.: 18.09.08
Последн. ред.: 01.06.12
Число обращений: 34

  • Якунин Владимир Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``