В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Фурсенко поручил разработать стратегию развития экспорта образовательных услуг России Назад
Андрей Фурсенко поручил разработать стратегию развития экспорта образовательных услуг России
Проблема экспорта российских образовательных услуг обсуждалась сегодня на коллегии Министерства образования и науки РФ. Открывая коллегию, министр Андрей Фурсенко отметил, что с одной стороны, экспорт услуг - это продвижение образовательных стандартов России в другие страны, что расширяет сферу влияния государства. А с другой - оценка конкурентоспособности отечественного образования: если образование плохое, то никто не поедет его получать.

На сегодняшний день в 650 российских вузах обучается свыше 120 тысяч иностранных граждан, из них большая часть (70 тысяч) - граждане СНГ. В 37 филиалах ведущих вузов России (МГУ, Российского университета нефти и газа и других), которые открыты в странах ближнего и дальнего зарубежья, обучаются 25 тысяч человек.

По экспертным оценкам, доход России от экспорта образовательных услуг составляет около 350 миллионов долларов в год. В развитых странах он на порядок выше.

"На долю России приходится три процента от общего количества учащихся в мире иностранных граждан, - сообщил директор департамента международного сотрудничества в образовании и науке Минобрнауки Владислав Ничков. - Для сравнения: в США их доля составляет 22 процента, в Великобритании - 12. Мы считаем, что значительный экспортный потенциал нашей системы образования используется не в полной мере".

Развитию экспорта образовательных услуг препятствуют несовершенства нормативно-правовой базы, слабое развитие инфраструктуры, в том числе социально-бытовых условий пребывания иностранных граждан, их медицинского обслуживания и обеспечения безопасности.

По словам Владислава Ничкова, для совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей экспорт услуг, принято несколько важных документов. В частности, закон о двухуровневой системе обучения, благодаря которому удастся сблизить образовательную систему России и других стран-участниц Болонского процесса. По решению правительства от 25 августа 2008 года ежегодный приём иностранных граждан в российские вузы увеличится до 10 тысяч человек за счёт федерального бюджета.

В рамках СНГ одобрены концепция развития дистанционного обучения и концепция развития образования взрослых в странах Содружества. Ведётся активная работа по подписанию двусторонних соглашений о сотрудничестве в сфере образования. За последние два года такие соглашения подписаны с Молдавией, Туркменистаном и Казахстаном. Особая роль в развитии экспорта принадлежит российско-национальным (славянским) университетам совместного ведения, которые открыты в Армении, Белоруссии, Киргизии и Таджикистане. Имея статус государственных образовательных учреждений России и стран-партнёров, вузы получают финансовую и организационную поддержку от обеих сторон-учредителей. За время своего существования они превратились в ведущие образовательные, культурные и научно-исследовательские центры. Сегодня в этих университетах обучается 15 тысяч человек. И в Минобрнауки считают, что их опыт необходимо распространять в других странах.

По мнению участников коллегии, для развития экспорта образовательных услуг необходимо расширять сеть подготовительных курсов: стандарты образования России и других стран серьёзно отличаются друг от друга.

Ещё одна проблема связана с введением в России единого госэкзамена. Как со следующего года будет организован приём иностранных граждан в вузы, пока остаётся непонятным. Возможно, им придётся сдавать ЕГЭ. Хотя если в своих странах они сдали выпускные экзамены, то зачем их заставлять проходить повторную аттестацию в России?

"Единым госэкзаменом мы запугали большую часть потенциальных иностранных студентов, - заявил ректор МГУ Виктор Садовничий. - Недавно я был на конференции по образонию в Китае. Первое, о чём они спрашивают, - как сдавать ЕГЭ. Наверное, это не совсем нормальная ситуация".

В завершении коллегии Андрей Фурсенко подчеркнул, что невозможно говорить о перспективах развития экспорта российских образовательных услуг без стратегической программы. На сегодняшний день её нет. Специалисты не имеют чёткого представления о том, что препятствует развитию экспорта и какие необходимо принять меры для ликвидации этих препятствий. Исходя из этого министр образования в двухнедельный срок предложил создать межведомственную комиссию (из представителей Минобрнауки, МИД, Минэкономразвития и других ведомств), которые приступили бы к разработке такого документа.

Первоначальное решение коллегии не было принято. К следующему заседанию должен быть подготовлен проект предложений по обсуждаемой проблеме, с учётом озвученных замечаний и обозначенных проблем.

Марина Муравьёва,

STRF.ru

Док. 524624
Перв. публик.: 12.11.08
Последн. ред.: 23.11.08
Число обращений: 31

  • Ничков Владислав Власович
  • Садовничий Виктор Антонович
  • Фурсенко Андрей Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``