В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Исследовательские и массовые вузы: какова их роль в современной модели образования Назад
Исследовательские и массовые вузы: какова их роль в современной модели образования
В Академии народного хозяйства при Правительстве РФ завершилась двухдневная конференция "Современная модель образования: пути реализации".

Заместитель министра промышленности и торговли РФ Станислав Наумов, открывая собрание, отметил, что нехватка специалистов ощущается практически во всех отраслях - "от морского дна до самых высоких небес". В связи с этим особенное внимание в рамках реализации Концепции непрерывного образования до 2012 года будет уделяться программам переподготовки управленческого персонала. "В системе образования должна быть создана такая инфраструктура, которая позволит без отрыва от производства обеспечивать переподготовку кадров, - подчеркнул Станислав Наумов. - Кроме того, связь между профобрабозованием и работодателями должна стать гораздо теснее. Те заявления, которые нередко раздаются, будто работодатель ограничен в своём представлении, как надо готовить специалистов, и только ректоры в этих вопросах всеведущи, вызывает, по меньшей мере, удивление".

Общий язык пока с трудом находят не только работодатели и руководители образовательных учреждений, но и представители вузовского сообщества. По словам ректора Академии народного хозяйства Владимира Мау, нет единого подхода к реформе образования. Одни осознают, что образовательная система нуждается в серьёзной модернизации. Другие отвергают необходимость каких-либо изменений, отстаивая традиции "лучшего в мире советского образования".

"Действительно, среди вузовских руководителей есть те, кто надеется избежать преобразований, - признал ректор Московской школы управления "СКОЛКОВО" Андрей Волков. - У них сохраняется внутренняя уверенность, будто правительство поговорит о реформах и забудет. Но уповать на это не совсем разумно. В мире 150 миллионов студентов, из них 10 миллионов активно перемещается по зарубежным университетам. Это серьёзный процент, которым уже нельзя пренебречь. Если мы хотим остаться на образовательном рынке, то должны активно включаться в процесс экспорта услуг".

Пока на долю России приходится три процента от общего количества иностранных студентов в мире. Развитию экспорта мешают проблемы с нормативно-правовой базой, безопасностью, неразвитой инфраструктурой и многие другие.

Как добиться конкурентоспособности российского образования - этот вопрос стал ключевым на конференции. Об этом говорили практически все участники заседания. "При оценке системы образования одним из важных показателей является конкуренция на международном рынке", - подчеркнул Владимир Мау.

Этому мешают разные факторы. В том числе, по словам ректора Государственного университета - Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, бюджетирование высшей школы всего на 20 процентов превышает финансирование общеобразовательных школ и ПТУ, что серьёзно ограничивает возможности отечественной высшей школы в проведении проектных и научных исследований. Так, исследовательская деятельность в вузах составляет порядка пяти процентов, на Западе этот показатель достигает 20-30 процентов. Среди вузовских преподавателей тех, кто активно занимается наукой, не более 16 процентов (и это в лучшем случае).

"Одно из главных направлений модернизации высшей школы связано с развитием исследовательской компоненты университетов, - считает Ярослав Кузьминов. - Исследовательские университеты должны получать базовое финансирование не только по разделу Образование, но и по разделу Наука".

При отборе университетов, претендующих на статус "исследовательских", необходимо учитывать как минимум четыре критерия, считает ректор ГУ-ВШЭ: удельный объём научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на одного преподавателя; размер собственных средств вуза, направляемых на исследования; масштаб международных программ; обеспечение модели непрерывного образования.

"Не думаю, что от всех университетов надо требовать исследований, - сказал научный руководитель Института развития образования ГУ-ВШЭ Исак Фрумин. - Надо признать, что огромная доля университетов решает вопросы массового образования. Они действуют на локальных рынках и не надо от них требовать выходить на глобальные. У них другая задача. Достаточно того, чтобы они предоставляли качественное высшее образование".

Что касается исследовательских университетов, которые всё-таки должны выбиться в мировые лидеры, то, по мнению экспертов, такие амбициозные задачи удастся решить лет через 20-25. Для начала придётся обеспечить три фактора конкурентоспособности: концентрацию талантов, ресурсное обеспечение и конструктивную систему управления.

Более подробную информацию о конференции "Современная модель образования: пути реализации" читайте на STRF.ru в ближайшее время.

Марина Муравьёва,

STRF.ru

Док. 524618
Перв. публик.: 21.11.08
Последн. ред.: 23.11.08
Число обращений: 19

  • Мау Владимир Александрович
  • Волков Андрей Евгеньевич
  • Наумов Станислав Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``