В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Брынцалов: `Смерть отечественной фармацевтики наступит в конце этого года` Назад
Владимир Брынцалов: `Смерть отечественной фармацевтики наступит в конце этого года`
Интервью с главой фармакомпании "Брынцалов А" Владимиром Брынцаловым

Российская фармацевтическая отрасль существует сегодня на грани выживания. Объемы рынка лекарственных средств растут, однако доля отечественных производителей неуклонно снижается. Если в 1999 российские фармацевтические компании контролировали 60% рынка, то в 2002 - не более 20%. Постоянным фактором ослабления отечественных производителей является то, что они не могут обеспечить необходимую номенклатуру лекарственной продукции - в основном потому, что не хватает средств на собственные разработки или приобретение лицензий на производство западных препаратов. В итоге, российская фармацевтическая промышленность основывается на производстве старых препаратов или так называемых дженериков, копий "хитов" мирового фармацевтического рынка. Однако производство дженериков становится более затруднительным ввиду усиления патентного контроля. Все это делает российских производителей крайне уязвимыми перед импортом. Особенно учитывая тот факт, что ни одно из российских предприятий полностью сегодня не соответствует международному стандарту GMP (Good Manufacturing Practice), максимум, чего удалось добиться - это привести в соответствие с GMP отдельные технологические линии.

В этой ситуации ряд отечественных предпринимателей пытаются лоббировать шаги по возрождению отечественной фармацевтики. Одним из них является предприниматель Владимир Брынцалов, контролирующий компанию "Брынцалов А", которая занимает четвертое место по объему производства лекарств в России (использует торговую марку "Ферейн"). Компания стала в 1989 году первым российским частным предприятием по выпуску лекарственных средств. Сегодня она производит медицинские препараты порядка 200 наименований -- антибиотики, сердечно-сосудистые препараты, антидепрессанты, онкологические препараты, инсулины и др. На заводе построены и работают таблеточно-капсульный (мощностью 5 млрд. таблеток в год), инъекционный (300 млн. флаконов и 500 млн. ампул в год), инсулиновый (36 млн. флаконов и 24 млн. в картриджа) цеха. Внастоящее время строится новый цех по производству шипучих растворимых лекарственных форм. О состоянии российского лекарственного рынка с г-ном Брынцалом побеседовал корреспондент RBC Daily Михаил Чернов.

Владимир Алексеевич, на российском рынке лекарственных средств сложилась довольно непростая ситуация: доля российских производителей лекарственных средств в последние несколько лет неуклонно снижается. В чем причина?

Проблема одна - нет покупателей. Средний российский гражданин не может позволить себе лечиться. Ежегодно россиянин, по нашим оценкам, тратит на лекарства от 15 до 20 долларов в год. В развитых зарубежных странах люди расходуют на препараты от 150 до 250 ежегодно. Соответственно, потенциал развития отечественного производителя резко ограничен. Доходы населения практически не увеличиваются, а расходы на питание, квартплату, электроэнергию, воду растут. У людей просто нет денег на то, чтобы лечиться.

А чем можно объяснить успех зарубежных компаний на нашем рынке? Ведь отечественная продукция дешевле

Западные фармацевтические предприятия являются транснациональными компаниями. Они работают по всему миру. Им удалось занять российских рынок, потому что здесь, по сути, нет крупных фармацевтических производств. Отечественный рынок раздроблен: процессы консолидации производств практически не идут, зато тысячи мелких компаний посыпались, как грецкие орехи. Они получают лицензии и "перебивают" рынок крупным игрокам, а, по сути, это не предприятия, а так - никому не нужные лавчонки. Все это - результат ошибочной политики Минздрава, который выдал множество новых лицензий вместо того, чтобы развивать базовые предприятия. Фармацевтика умирает, и смерть наступит уже в конце этого года. Мы слишком малы, чтобы тягаться с транснациональными компаниями.

Может быть, дело в том, что в России практически отсутствует разработка и производство новых оригинальных лекарств, с которыми можно было вытеснить многих иностранных конкурентов сроссийского рынка, а после выйти и на мировые рынки, тем более, если учесть, что научно-исследовательский потенциал во многом сохранился?

А для кого оригинальные лекарства выпускать? Транснациональные компании имеют широкую сбытовую сеть по всему миру, и могут позволить себе вкладывать по 100-200 млн. долларов в разработку нового лекарства. Но у нас то таких возможностей нет. Даже если я разработаю новое лекарство, его будет просто некуда деть! Надо на факты смотреть. Россияне на лекарства тратят в год - 15-20 долларов, высокие налоги, конкуренция жесточайшая. На российском рынке работают 1500 зарубежных фирм и 1000 отечественных. Зачем мне нужно инвестировать миллионы долларов? Даже говорить об этом не стоит! Надо понимать, что такое бизнес. Бизнес - это деньги в чужих кошельках. У россиян нет денег и поэтому здесь заниматься разработкой новых лекарств бесполезно. В России инвестиции делать бесполезно. Во что здесь инвестировать? Можно построить в Москве отель и получать прибыль. Но ведь речь идет о выпуске нового лекарства. На его разработку надо будет потратить, допустим, порядка 100 млн. долларов. Выручка от его продажи в России, по нашим подсчетам, не превысит 3 млн. долларов. А если говорить о выходе на зарубежные рынки и чтобы там обеспечить сопоставимый уровень продаж - придется еще больше инвестировать. Создать филиалы, сеть дистрибьюторов, провести клинические испытания. Это невозможно сделать отдельно взятому фармацевту. Кстати, выпускать дженерики сейчас тоже непросто - их необходимо зарегистрировать, провести клинические испытания, запустить в производство, что также требует серьезных финансовых вложений.

Можно ли рассказать о том, как конкретно происходит захват рынка зарубежными фирмами. Возьмем, к примеру, рынок инсулина. Вы создали собственное производства, однако доля инсулинов Брынцалова на отечественном рынке - ничтожно мала - порядка 1,5%. С чем связано доминирование западных производителей?

Рынком инсулина в России заправляет датская компания Novo Nordisk. Она попросту "содержит" главного эндокринолога Минздрава Ивана Дедова и управляет им, а также "содержит" диабетическую ассоциацию и министерство здравоохранения. В результате, датчанам достаются 200 млн. долларов ежегодно. И пока мы проигрываем, хотя наши инсулины прошли клинические испытания, кстати, у того же Дедова, и соответствуют лучшим зарубежным аналогам. Нам удалось добиться успеха лишь на отдельно взятых региональных рынках. В Московской области мы контролируем 60% рынка, в Мордовии - 100%. Наши инсулины дешевле зарубежных аналогов, однако у меня нет политической и экономической силы, чтобы дальше продвигать продукт - все деньги вложены в производство. Но мы все равно со временем добьемся победы. Государство, в итоге, должно защитить отечественный рынок.

То есть Вы считаете, что для развития отечественной фармацевтической промышленности должны использоваться протекционистские меры?

Да в любом государстве они есть. Однако у нас никто не будет заниматься введением протекционистских мер, если их не будут пробивать сами предприниматели. Президент и федеральные министры будут считаться только с крупными фармацевтическими предприятиями. А до тех пор, пока в стране будут тысячи фармацевтических предприятий, а не две-три крупных компании ничего не получится - в стране нет настоящего крупного фармацевтического бизнеса. Мы попросту "никакие". У нас есть копейка, но нет серьезных денежных средств, чтобы повлиять на политику страны - для этого нужно иметь "свою" партию в Госдуме, "своего" вице-премьера, а я в Государственной Думе один, да мой племянник в Совете Федерации - вот и все представительство во власти. Мы пытаемся отстаивать интересы фармацевтики, но пока ничего не получается. Наше правительство пляшет под дудку зарубежных предпринимателей, в том числе министр экономического развития и торговли Герман Греф. Они имитируют реформы, в реальности же все осталось как при Ельцине. Однако, конечно, если разобраться, проблема не только в отсутствии протекционистских мер.

Что еще препятствует развитию отечественной фармацевтической отрасли?

Должна проводиться грамотная бюджетная политика. Необходимо принять бюджет роста, в котором были бы заложены инвестиции в промышленность. А пока в стране просто нет бизнеса! Банки не кредитуют предприятия и не собираются этого делать. Им легче тот же бюджет кредитовать под высокий процент. Никто не проводит политику, направленную на рост потребления. На рынке главное - покупатель. У людей должны появиться деньги: достойные зарплаты и пенсии. Пока не вырастут доходы населения - в России не будет бизнеса. Вместо формирования покупателя, правительство пытается сформировать капитал и разделить собственность, в то время как надо заниматься двумя вещами: охраной собственных рынков и захватом зарубежных. А у них "курс доллара", "инфляция". Для меня как для бизнесмена это непонятная вещь. Для меня как бизнесмена понятен термин доходы населения. Если они растут, растет потребление, все развивается. Пока не сформируется экономическая элита, политическая элита меняться не будет. Экономическая элита формирует политическую. Внушает оптимизм тот факт, что эти процессы в стране идут, и они закончатся лет через пять. Это естественный процесс.

Бизнесмен во власти наверняка будет защищать свой бизнес и "давить" конкурентов, вместо того, чтобы отстаивать интересы отрасли. Каким образом должны выстраиваться отношения бизнеса и власти? Не приведет ли это к росту коррупции?

На мой взгляд, предприниматели во власти как раз и призваны отделить государство от бизнеса. Необходимо понять то, что государство не должно заниматься бизнесом. Коррупция процветает именно в тех секторах, где государство сохраняет монопольные позиции. России не нужна госмонополия на землю, газ, железнодорожный транспорт. Все это должно быть передано частному бизнесу. Чиновник в любом случае, контролируя целые отрасли экономики, будет класть деньги в свой карман. Когда же эти сектора будет контролироватьне один человек, а множество частных компаний - они будут просто работать и платить налоги.

А как, на ваш взгляд, внешняя политика государства влияет на развитие бизнеса внутри страны?

Я считаю, что внутренняя политика в любом случае имеет приоритет над внешней. Внешняя политика должна использоваться лишь как средство для охраны внутренних рынков и проникновения на рынки других государств. С каждой страной необходимо работать, выстраивая "отдельный" внешнеторговый баланс, соответствующий потребностям отечественной экономики.

Вы говорите, как настоящий капиталист, хотя являетесь основателем Русской социалистической партии. Что такое социализм в Вашем понимании, когда Вы выступаете за главенство частной собственности практически во всех отраслях народного хозяйства?

Социализм - это когда люди, работающие в любой отрасли народного хозяйства, могут прокормить свои семьи, а работодателям обеспечены гарантии сохранности их имущества.

Очевидно, что Россия в настоящее время существенно отстает в развитии от западных стран. Многие экономисты, да и само правительство, говорят о необходимости создания в нашей стране экономики, основанной на высоких технологиях. Как, на ваш взгляд, это возможно осуществить?

Я сторонник своеобразного разделения труда. В первую очередь, сейчас России необходимо срочно освоить "средние технологии" - глубокую переработку древесины, рыбы, продуктов сельского хозяйства, нефти, производство удобрений и т.д. Всем этим должен заниматься частный бизнес. Высокие технологии, наукоемкие производства - самолетостроение, производство вооружений, космос - должны, конечно же, оставаться в ведении государства. Частник попросту не потянет масштабные проекты. Задача предпринимателей и граждан платить налоги, а государства - правильно их расходовать. Тогда государству хватит средств на модернизацию экономики.


27.02.2003
www.rbcdaily.ru

Док. 524536
Перв. публик.: 27.02.03
Последн. ред.: 23.11.08
Число обращений: 205

  • Брынцалов Владимир Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``