В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Эдуард Володарский: Бульбу должен играть Михалков Назад
Эдуард Володарский: Бульбу должен играть Михалков
Хочется одного - работать

- Эдуард Яковлевич, с днем рождения вас!

- Да какой там день рождения! Хватит, напраздновался К тому же у меня генералы разные после "Штрафбата" за год столько крови выпили, что мне сейчас праздновать не хочется - только работать Вот недавно сдал сценарий "Тараса Бульбы". Снимать будет Владимир Хотиненко. По-моему, очень интересный проект, особенно востребованный сейчас, когда есть сложности во взаимоотношениях России, Польши, Украины. Сначала планировалось, что снимать будет Федор Бондарчук. Он с радостью согласился (тем более что его отец мечтал об этом фильме), но поставил одно условие: сначала он сделает "Обитаемый остров" по Стругацким. Продюсеры ждать не захотели. Пришлось искать другого постановщика. Предложили очень известному режиссеру, моему хорошему приятелю. Но мы с ним не сошлись в идейной трактовке. В его понимании Запорожская Сечь - бандиты, разбойники. А я говорю: стоп, это вольница, но не разбойники, они же своих не грабили! И еще для меня важно, что Бульба говорит о себе как о русском человеке

- Музыку для фильма пишет Родион Щедрин, художник - Зураб Церетели. Видно стремление сделать все по высшему разряду...

- Можно еще добавить, что на главную роль мы мечтаем получить Никиту Михалкова. Он, конечно, отбрыкивается, у него сейчас свой фильм. Но ведь мощный актер, и таких ролей у него еще не было. Какие страсти, какая цельность натуры! Бульба - большой, огромный ребенок, человек колоссальной веры. Мы в кино и литературе уже отвыкли, что может быть такая сила истовой детской веры

А чтоб показать это в музыке, нужен Щедрин. Ведь это сюжет уровня короля Лира. Потерял всех и все. Одного сына сам убил. И сгорел в конце. Нужна мощь. Кстати, уже есть договоренность, что Майя Плисецкая сыграет шляхетскую польскую тетушку. Я очень рад этому, Майя - замечательная драматическая актриса, за ней интересно смотреть

И художник Церетели нужен. Чтоб тут была если уж крепость, так крепость, Сечь, так Сечь, сабля, так сабля, а не фанерка. И казаки, как в повести, в самом дорогом турецком шелке. И шляхтичи в изысканных дорогих нарядах

- Вы говорите, Бондарчук-старший мечтал снять "Тараса Бульбу".

- И дважды был близок к этому. Причем второй раз ему отказали при мне. Однажды я зашел к нему в кабинет. Он говорит: "Стой! Молчи!" А сам сидит перед телефоном. Звонок. Он схватил трубку. Разговор был коротким. Сергей Федорович сказал: "Да, да, все понимаю" Лицо его мгновенно почернело. Оказалось, разговаривал с Сусловым. Тот объяснил, что "польские товарищи категорически против экранизации".

- Вашу еврейскую половину не смущало слово "жид" из повести, а также сцены расправ над евреями-торговцами?

- Было бы странно, если бы казаки XVI-XVII веков говорили "еврей". Тогда это было не ругательство, а название национальности. Но сцены расправы в сценарии не будет, у меня осталась только история с Янкелем.
Людей не переделаешь

- А сразу после "Бульбы" вы сели за "Обитаемый остров" для Бондарчука-младшего?

- Да, только закончил. Этот роман Стругацких - типичное шестидесятническое произведение. Землянин попадает на другую планету, а там процветает хунта, зомбирующая народ при помощи лучеиспускания. Он организовывает сопротивление. И вот дальше оказывается, что всякая революция - во вред, нечего лезть со своим уставом в чужой монастырь. Захватить власть можно, но сознание людей не переделаешь, и к чему приведут перемены - бог весть. Там, в фильме, будет много чего. И выжженная пустыня, и джунгли, и танки с искусственным интеллектом. Всякая такая бодяга. Спецэффекты, дорогой грим для инопланетян, в том числе мутантов. У Бондарчука страсть к этому есть. Он уже загорелся. Он вообще режиссер с темпераментом, с внутренней силой. Может быть, мастерства пока маловато, но это не страшно - дело наживное. Федор сейчас натуру выбирает. В Индию поехал, джунгли собирается там снимать. Хорошо, что наше кино на такой уровень уже вышло. Бюджет у обоих фильмов - по 15 миллионов долларов.

- Судя по описанному вами размаху - не так уж и много.

- Согласен. Пусть продюсеры еще деньги ищут Кстати, о вреде революции. Скоро на одном из центральных каналов выйдет сериал по моему сценарию "Столыпин. Невыученные уроки". Очень важная для меня тема. Ведь Столыпин дважды вносил в Думу законопроект о предоставлении евреям равных со всеми прав. И оба раза проект проваливали. Ленин тогда истерически писал, что, если реформы Столыпина пройдут, о революции в России можно забыть. Увы, не прошли. И евреи начали выплескивать свою энергию в революцию, первое советское правительство оказалось чуть ли не сплошь еврейским. Хотя если не считать еврейского вопроса, в остальном национальная политика Российской империи была разумней не только большевистской, но и нынешней. В Ингушетии в 1913 году жили 80 тысяч человек, но при этом 16 царских генералов были ингушами. В демократической Британии подобного отношения к инородцам на тот момент и близко не было!..

Кстати, и в последней нашей революции радостного мало. Я про Беловежскую Пущу. Разговаривал с чиновником, который был там во время роспуска СССР. Говорит, пили днем и ночью. Причем наш - больше всех, просто "в лохмотья" был! Вежливые прибалты, чтобы их с миром отпустили, подошли к нему с пакетом законопроектов о гарантиях нормальной жизни для русскоязычного населения - для пенсионеров, ветеранов, для всех А он им: "Да вы что? Мы же друзья! Не надо!" Они тут же это все убрали.
Правду о войне нам еще рассказывать и рассказывать

- Что ж, и фильм о Столыпине будем ждать с интересом. А что там с генералами, которые вас в прошедшем году терзали за сериал "Штрафбат"?..

- В войну эти генералы солдат сотнями тысяч в лобовых атаках клали. А сейчас хотят, чтобы о той войне говорили только то, что им нравится. Не будет этого. Меня бешенство охватывает, когда я задумываюсь о том, что Германия, воевавшая на два фронта, да еще и в Африке, потеряла 7,5 миллионов. А мы миллионов 30 положили! Никто не воевал так, как мы. И так не обманывал. Сталин сказал, что путь на Родину лежит через кровь, пролитую в борьбе с врагами. И во Франции белоэмигранты пошли в партизаны, маки, их там было три четверти! А потом все эти поручики и штабс-капитаны с чистой совестью ехали в Россию. Но на границе с Венгрией их уже ждал конвойный коридор, прямиком из этих вагонов - в вагоны, идущие в Сибирь. Всех! Без всяких приговоров. А что с власовцами было! У нас с Германом, во время работы над фильмом "Проверки на дорогах", был седоволосый консультант Никифоров. Во время войны его забрасывали в тыл к власовцам. Он их переагитировывал, и они целыми батальонами возвращались в Красную Армию. Честно воевали, зарабатывали ордена. А когда война шла к концу, их стали всех "вычесывать". Двоим удалось бежать - и вот они пробрались к Никифорову в Ленинград (это был уже 45-й год, блокада закончилась) и говорят: "Что ж ты, сука, нам наобещал?! Говорил, Родина простит! А нас теперь всех поодиночке в Сибирь гонят!" Этот Никифоров, тогда уже Герой Советского Союза, пошел разбираться в кабинет к Жданову. Тут же заработал 10 лет. И вот едет он в вагоне в Сибирь. А в попутчиках у него замечательная компания: один белоэмигрант из французских маки, а другой - власовец, успевший повоевать с этими партизанами. Они нарисовали углем на стене карту Южной Франции и общаются друг с другом в таком духе: "Вот перевал Сен-Мишель. Мы сюда вышли!" - "Да? Надо же? А мы ждали вас пятнадцатью милями южнее". - "А х там! Мы свернули!" Такие были сюжеты...

Так что правду о той войне нам еще рассказывать и рассказывать.






Олег Кудрин
29.08.2006
http://www.peoples.ru

Док. 524488
Перв. публик.: 29.08.06
Последн. ред.: 23.11.08
Число обращений: 126

  • Володарский Эдуард Яковлевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``