В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Арабов: А вместо граждан - огурцы! Назад
Юрий Арабов: А вместо граждан - огурцы!
Юрий Арабов (р.1954) - поэт, писатель и сценарист. Он является постоянным соавтором режиссера Александра Сокурова - их лучший совместный проект трилогия "Молох", "Телец" и "Солнце". Арабов - единственный отечественный сценарист, получивший приз Каннского кинофестиваля за сценарий фильма "Молох". С 1992 года он заведует кафедрой кинодраматургии во ВГИКе.

Скоро на НТВ состоится премьера сериала "Мертвые души" (режиссер Павел Лунгин), снятого по мотивам произведений Гоголя. Сценарий написал Юрий Арабов.

- Юрий Николаевич, ваша трилогия посвящена Гитлеру, Ленину и Хирохито. Вас интересуют люди, игравшие в истории большую роль?

- Как раз проблема великого человека меня совершенно не интересует, потому что в аду они горят эти люди. И там им место.

- Как вы относитесь к своим сценариям, особенно к тем, по которым были сняты фильмы Александра Сокурова?

- Без пиетета. Более того, они перестают быть для меня ценными после того, как написаны. Поскольку литература для меня всего лишь средство возможного духовного делания, от которого я получаю удовольствие. А когда текст написан - я от него все получил и все про него понял. Когда я пишу - я всегда решаю только свои внутренние проблемы. И для меня другой литературы, другого искусства не существует.

- То, что вы пишете, и социально-культурное пространство наших дней как-то связаны или вы игнорируете то, что находится за окнами вашего дома?

- Если бы я сказал "нет" - я бы солгал. Я стараюсь говорить честно, хотя не знаю, для чего это делаю, потому что ничего более смешного, чем честный разговор на страницах газеты быть не может. Это - полный абсурд! Так вот, то, что мы с Сокуровым пытались делать в трилогии "Молох", "Телец" и "Солнце", связано со временем, связано с проблемой жертвы и покаяния.

- Какую внутреннюю проблему вы решали, когда писали "Молох"?

- Если человек пишет не про себя, то, на мой взгляд, такой человек вообще не имеет право заниматься искусством. "Молох" - это ведь сценарий не о проблемах Гитлера. "Молох" - это проблема об окружении Гитлера. О людях, которые растаптывали себя во имя великого человека. Им казалось - что Гитлер великий человек. А на самом деле - он ничтожество. Еще одно удобрение истории, которое было растоптано и проклято. Меня в "Молохе" интересовала проблема маленького человека, который отказывается от себя во имя кумира. И в этом плане - это, конечно, про меня. И про всех нас.

- А у вас есть кумиры?

- У меня, как у каждого человека, есть кумиры.

- И они вас уничтожают, так же как ваших героев?

- Конечно, потому что нужно служить не кумиру, а Христу. В моей жизни, к сожалению, масса кумиров. Хотя бы гордыня, которой многие из нас служат и во имя которой многие отказываются от самих себя. Служение гордыне подразумевает конъюнктурность, выбивание себе призов, высоких гонораров. А это и есть процесс безжалостного растаптывания себя.

- Кто из окружения Гитлера и Ленина интересовал вас больше всего?

- В "Молохе" - это, конечно же, Ева Браун, которая, видимо, была неплохим человеком, но полностью уничтожила свою жизнь во имя Адольфа Алоизовича, который был просто не в состоянии любить. Во всяком случае, в человеческом смысле слова. В "Тельце" меня очень интересовала проблема Надежды Константиновны и матери Ленина Марии Александровны. Между прочим, в Гитлере не видно никаких духовных проблесков, а вот в Ленине существует болезнь, которая дает шанс на осознание собственных грехов. К Ленину у меня более теплое отношение, чем к Гитлеру.

- Кем вы себя в большей степени считаете - сценаристом или все-таки писателем?

- Я сценарист, который не живет киношной жизнью. И писатель, который не живет писательской жизнью. Под писательской жизнью я предполагаю точное слежение за литературным процессом, пребывание на различных презентациях, тусовках, на всевозможных награждениях, где писатель ощущает пульс времени, пульс литературной конъюнктуры и так далее. В этом смысле я не писатель. И точно в таком же смысле я не кинематографист. Я не помню, когда последний раз бывал в Доме кино. Я даже не член гильдии кинодраматургов.

- Почему?

- Потому что литературная и кинематографическая жизнь связана с пошлостью и транжирством собственных духовно-душевных сил. Я рос в кинематографической среде - моя мама была режиссером дубляжа на киностудии Горького. Я с детства хорошо знаю киноэлиту, и уже тогда понимал, насколько меня ранит чувство злобы, соперничества, которое глубоко укоренено в кинематографическом мире. В литературном мире это происходит еще в большей степени. Потому что литератор сегодня не может материально обеспечить себя. А вот кинематографисты во всем мире высокооплачиваемые люди, даже в России сценаристы чувствуют себя относительно независимо. Так вот, я всегда старался избегать артистического мира, поскольку он построен на злобе и соперничестве. И в этом плане многое проиграл, поскольку передо мной до сих пор - несмотря на некую мою известность - стоят вопросы о печатании. Написал роман - и не могу его опубликовать!

- Каковы причины отказа со стороны издательств?

- Пишу не в формате, понимаете? А сейчас время формата. Мы заигрались в форматированность в искусстве, в государственной жизни. Вот сейчас в моду опять входит идеологическое форматирование.

- Я знаю, что вы написали для НТВ сценарий сериала по произведениям Гоголя. Какую проблему для себя вы решали, работая с этим материалом?

- Насколько далеко может завести человека конформизм. И как низко может пасть человек, когда он играет по правилам государства и государственной среды.

- Неужели работа с текстами Гоголя решила для вас эту проблему?

- Даже пирамидон с анальгином решают какие-то проблемы. По крайней мере уменьшают какую-то боль. Искусство - это же анестезия. И оно сильнее, чем анальгетики.

- Боль уходит, но болезнь-то остается?

- Болезнь и боль - в какой-то степени равны.

- Что такое сегодня наше отечественное телевидение? Пирамидон или наркотик?

- Это забивание мозгов программами типа "Криминал", но здесь речь идет уже не об анальгетиках или наркотиках. Речь идет о государственной манипуляции национальным сознанием.

Я вам могу сказать, как мы сейчас живем в нашем государстве. Остатки российского этноса пытаются отучить от политики. Эта идея родилась уже во времена Ельцина. И формулировку свою обрела в процессе поисков новой идеологии, которая может сплотить вокруг себя людей. Люди во властных структурах поняли, что остатки этноса могут в каких-то ситуациях сохранять свою пассионарность, по крайне мере в двух городах - в Питере и Москве. Они вдруг реально испугались, что 150 тысяч человек могут выйти на улицу и снести ельцинский "режим". И у власти родилась задача: как отучить людей от желания выходить на улицу. Во второй половине 90-х годов была найдена модель - внедрение самого низкого масскульта в сознание нации и отучение ее от политической жизни путем того же масскульта. Для этого понадобилось огосударствление всего телевидения. И сейчас падение REN-TV завершает этот процесс. Что можно было бы даже приветствовать, если бы потом появилось что-то кроме масскульта. Но ничего кроме КВН, "Аншлага" и "Фабрики звезд" - нет. И скорее всего в обозримом будущем не появится.

- Но "Аншлаг" убрали со второго, государственного, между прочим, канала.

- "Аншлаг" нельзя убрать. Он точно и стопроцентно отвечает политике как телевидения, так и властей. Поэтому клоны "аншлага" будут плодиться с невероятной скоростью. Все это ведет к полной атрофии и потере гражданского чувства у остатков этноса. Власть очень боится людей, которые будут ее критиковать, а уж тем более критиковать на улице! И власть нашла совершенно идеальный метод - как разложить человека изнутри, чтобы он оставался возле телевизора и не вышел на улицу. И что мы имеем? Мы имеем дело с деморализацией личности с юных лет. Происходит изгнание даже намека на внутреннюю гражданственность внутри человека, и это становится основной проблемой сегодняшнего дня.

- Может быть, государство лелеет какую-то фантастическую идею, о которой мы и не подозреваем. И вдруг эта идея вскоре даст невероятные позитивные плоды?

- Фантастические идеи могут вызревать в умах фантастических людей. А у нас в стране таких нет - ни в высшем составе, ни в среднем, ни в низшем. В России нет масштабных фигур для решения масштабных задач. У нас фигуры мелкие. И они действительно затеяли великий проигрыш. Современный мир бросает вызов России - вызов заключается в следующем: сумеет ли нация самоорганизоваться на демократических основах. То, что сейчас делается государством, - это полное отрицание международного вызова. Государство работает на то, чтобы остатки нации - я настаиваю, что нации давно нет, - ни в коем случае не сорганизовались. Это делается неосознанно из-за боязни политических потрясений внутри России. Но упирается это в более глубокую вещь: тот человек, который воспитывается у нас телевидением сегодня, не сможет ответить на военные угрозы ни снаружи страны, ни внутри нее. Угроза снаружи - это возможная война. Внутренняя угроза - путч или переворот. А ответственны за разрушение России руководители массмедиа и верхи, которые провоцируют на это массмедийные структуры.

- То есть Виктор Цой сочинил простенькую, но провидческую песню - мы и в самом деле выращиваем не людей, а огурцы на брезентовом поле?

- Совершенно верно! И расплата за это может быть очень печальная. Увы, идеология выращивания асоциала создана. Асоциал не способен ответить ни на внешнюю, ни на внутреннюю угрозу.

- Каковы шаги по исправлению ситуации?

- Нам нужна государственная программа, которая поддерживала бы организацию людей на низовом уровне. Речь не идет о том, будет ли у нас пять партий СПС или одна. Это на данном этапе никакого значения не имеет. Так же, как ни малейшего значения не имеет удвоение ВВП. Сегодня важно и значительно лишь одно: вернуть в человека гражданина. Что такое гражданин? Это человек, умеющий отвечать за себя и своих близких. А уж после этого он начнет отвечать за дела государства. От нации сейчас вообще ничего невозможно требовать, потому что за сто лет она была истреблена. И об этом давно пора сказать вслух! Нам нужно достучаться до верхов. Чтобы они поняли - мы истреблены! Мы нуждаемся в помощи сверху! А иначе мы не можем жить! Не менее сорока лет нужно на создание государственной программы по возрождению нации. И во-вторых, нужен человек, который бы наконец эту нашу главную российскую государственную проблему понимал. Я не вижу пока такого человека.

И вот еще что! Неправда, что у нас нет никакой идеологической и политической программы. Она есть! Это тоталитарно-потребительская идеология, которая деморализует человека с ранних лет. Люди больны и раздавлены. И эта раздавленность угрожает конечному единству государства и способствует скорейшему развалу России. Безответственность рождает фашизм. И не дай Бог, появится пассионарный человек с "коричневыми" убеждениями, который сумеет окружить себя стаей пассионарных людей, - они смогут сделать все что угодно с теми антигражданами, которыми мы являемся.







Елена Кутловская
20.06.2005
http://www.peoples.ru

Док. 524483
Перв. публик.: 20.06.05
Последн. ред.: 23.11.08
Число обращений: 141

  • Арабов Юрий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``