В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вера Чистова: Финансовый голод армии не грозит Назад
Вера Чистова: Финансовый голод армии не грозит
В Министерстве финансов России - новое назначение, имеющее важное значение и для Вооруженных Сил. Вопросами финансирования оборонного комплекса и правоохранительных органов, что, похоже, уже становится традицией, будет заниматься женщина - Вера Ергешевна Чистова.

По просьбе редакции она рассказывает о своих взглядах на финансирование армии и флота, военную реформу и социальные проблемы военнослужащих.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Чистова Вера Ергешевна родилась в городе Наро-Фоминске Московской области в семье кадрового военнослужащего. В 1973 году окончила Московский финансовый институт, была распределена в Министерство финансов. Прошла все ступеньки служебной лестницы от экономиста до главного эксперта. С 1989 по 1991 год работала в Управлении делами Президента СССР, а с 1992 года - в Департаменте оборонной промышленности и конверсии, затем в Департаменте финансов аппарата Правительства Российской Федерации. В мае этого года назначена руководителем Департамента оборонного комплекса и правоохранительных органов Министерства финансов РФ.

- Вера Ергешевна, это назначение было для вас неожиданным?

- Морально я была готова вернуться на работу в Министерство финансов. Правда, не думала, что на эту должность...

- Как следует из вашей биографии, эта сфера деятельности для вас не такая уж новая...

- Да, я довольно долго занималась проблемами финансирования оборонной промышленности, хотя, конечно же, не могла представить весь объем работы на новом участке: здесь и содержание Вооруженных Сил, других воинских формирований, правоохранительных органов, и капитальное строительство, и многое другое. Причем в каждом министерстве и ведомстве, относящемся к силовому блоку, своя специфика. Облегчает работу то, что у нас в департаменте трудятся высококвалифицированные специалисты, каждый из которых досконально знает свой участок работы. Не считаю для себя зазорным у них учиться.

Удачей считаю и то, что пришла на новую должность в разгар работы над федеральным бюджетом 2002 года и реформированием денежного довольствия военнослужащих. Каждую цифру мне пришлось пропустить через себя, что позволило быстрее войти в курс дела. Сейчас использую еще один прием в работе: замыкаю на себя весь поток идущих через департамент документов, внимательно их изучаю. Это огромный поток информации, но, чтобы его потом проще было регулировать, мне нужно самой представлять весь спектр.

- А реальное знакомство с Вооруженными Силами у вас уже состоялось?

- Непосредственно в войсках пока не была и считаю такую поездку одной из своих первоочередных задач. Признаюсь, что до последнего времени не читала и "Красную звезду", а сейчас это моя настольная газета. Узнаю из нее для себя много полезного, делаю вырезки, необходимые для работы.

- Армия вам знакома в основном по детским воспоминаниям?

- Можно сказать и так. Отец стал военным в 20 лет. Участник Великой Отечественной войны, прошел ее от начала до конца, имеет тяжелые боевые ранения. Много мы с ним поездили по гарнизонам. Одно из сильных детских впечатлений - комната в Муроме, которую наша семья снимала в частном доме. В ней было очень неуютно, потому что совсем отсутствовала мебель... Отец закончил службу в Казахстане в 1962 году в звании подполковника. И очень большим подарком для него в прошлом году стало присвоение президентом, как и всем другим участникам Великой Отечественной войны, звания на ступеньку выше. Так, в свои 82 года он стал полковником. Сын мой тоже выбрал профессию защитника Отечества, сейчас он - младший лейтенант.

- Вера Ергешевна, выходит, ваш отец попал под сокращение в период хрущевской военной реформы? Это был для него болезненный процесс?

- Психологически, может быть, и ощущал какой-то дискомфорт, я не знаю. Но он выслужил все, что было положено. Семье предложили квартиру в Пушкине Московской области, куда мы почти сразу же переехали. После увольнения в запас он еще десять лет работал в воинской части. Лично для него, я бы сказала, особых проблем не было.

- Так получилось, что вы сейчас занимаетесь аналогичной задачей, обеспечивая социальную защиту тем военнослужащим, кто покидает Вооруженные Силы в ходе очередной реформы, и тем, кто остается служить. Не получится хуже, чем в старые времена?

- Нет, тут ни у кого никаких сомнений быть не может. У нас социально ориентированное государство. Это основа Конституции страны. Достаточно назвать Закон "О статусе военнослужащих", который действует уже восемь лет и предоставляет такие гарантии людям в погонах, которых раньше просто не было.

- Но сейчас, когда решено приравнять оклады военнослужащих к окладам государственных служащих, правительство, а конкретно Минфин, предлагает в Закон "О статусе..." такие поправки, которые ухудшат положение людей военных, по крайней мере за счет отмены жилищно-коммунальных льгот. Как вы оцениваете предлагаемую реформу денежного довольствия в целом?

- Я бы хотела уточнить, что законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставлении им отдельных льгот", в соответствии с которым предполагается реализация реформы денежного довольствия, внесенный в Государственную Думу Президентом России, основывается на соответствующих решениях Совета безопасности, правительства, выработанных в рамках рабочих групп Минфином и "силовыми" министерствами и ведомствами.

Вместе с тем я могу говорить о реформе не как сторонний эксперт, а как непосредственный участник этого процесса на протяжении последних полутора месяцев, когда работа над законопроектом вступила в самую активную стадию. Чем отличался вариант, предложенный Комитетом по обороне Государственной Думы и одобренный Федеральным собранием и концептуально близкий названному законопроекту? К сожалению, он не решал всего комплекса проблем. Выравнивание окладов госслужащих и военнослужащих - это ведь не самоцель. Сейчас необходимо создать стройную систему оплаты труда во всей системе государственной службы. Для военнослужащих, как государственных служащих, имеющих особый статус, как, впрочем, для судей, таможенников, сотрудников органов внутренних дел, должны существовать специфические особенности: надбавки, компенсации и т.д. И, что очень важно, эти вопросы нельзя рассматривать в отрыве от льгот, от размеров военных пенсий. Поэтому я подчеркиваю: все федеральные органы исполнительной власти, участвующие в разработке законопроектов, и Минобороны России, и Минфин России, провели очень подробные расчеты для пяти регионов Российской Федерации с учетом не только окладов денежного содержания, но и всех дополнительных выплат, уровня цен, стоимости жилищно-коммунальных услуг и других параметров. После этого и родилась схема, которая была одобрена сначала Правительством Российской Федерации, Советом безопасности, а затем и Президентом России. Она, подчеркиваю, подкреплена необходимыми финансовыми ресурсами и механизмами реализации.

- Главное, наверное, все же - добиться, чтобы при этом улучшилось реальное положение военнослужащих и военных пенсионеров.

- Я поддерживаю дружеские отношения с несколькими семьями военнослужащих, и мы не раз сидели за столом, вместе считали, что же получится в том или ином варианте. Все в конце концов пришли к выводу: это улучшение. Командир взвода с учетом дополнительных выплат сейчас получает 2.370 рублей, а в 2002 году будет получать 4 тысячи. Согласитесь, есть разница. Наверное, это меньше, чем хотелось бы, но таковы экономические возможности государства. Как уже не раз отмечалось, наибольшую прибавку получат младшие офицеры, особенно с учетом отмены льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, которые большим бременем лягут на семьи старших офицеров. Те, кто раньше не пользовался льготами по жилью, просто из-за его отсутствия, теперь реально увидят эту льготу в своем повышенном должностном окладе.

- Но как же так получилось, что в поправках к Закону "О статусе военослужащих" появилось предложение отменить эти льготы только у военнослужащих, а для остальных "льготников" ничего не изменилось?

- Понимаю, что сама отмена льгот - это очень болезненный процесс. Людям в погонах, исходя из устоявшегося мнения, более привычно получать что-то в натуральной форме. Но все же в условиях обеспечения всех, кто находится на государственной службе, должна быть логика и стройность. Все льготы для иных "силовиков" тоже пройдут своеобразную инвентаризацию. Просто так совпало, что при проработке реформирования денежного довольствия именно военнослужащих законопроект о льготах, где их отмена уже была предусмотрена для всех, разработанный и внесенный в Государственную Думу еще в марте, требует корректировки, и он 4 июня был отозван. То есть вопрос о льготах других категорий пока как бы "завис", но он обязательно будет решен.

- А что ожидает военных пенсионеров?

- Поскольку оклады по должности и воинскому званию военнослужащих будут значительно повышены, пенсии соответственно тоже возрастут. Для сохранения оптимального соотношения между денежным довольствием тех, кто остается в строю, и военными пенсиями предлагается не учитывать при их начислении денежную компенсацию за продпаек.

- Скажите, а будут ли повышены оклады военнослужащих с 1 сентября, как это было обещано?

- Правительство ежеквартально рассматривает задания по дополнительным доходам бюджета, которые расходуются и будут расходоваться на целевые нужды, в том числе и решение социальных проблем. В рамках этого бюджетного года нужно решить не только проблему, о которой вы говорите, но и, скажем, выплачивать так называемые "боевые" участникам контртеррористической операции в Чечне, расходы на которые в бюджете не предусмотрены.

- И как на сегодня обстоит дело с их выплатой?

- Мы недавно получили сводные ведомости за май. Как вам известно, они составляются после подтверждения участия каждого военнослужащего в боевых операциях.

- А за март и апрель до сих пор выплаты так и не сделаны?

- Эти деньги на днях уже переведены министерствам и ведомствам.

- Предлагаемые изменения в социальной сфере потребуют в следующем году значительного увеличения расходов на содержание Вооруженных Сил. Как в этих условиях выполнить еще одну задачу, поставленную Президентом России: изменить пропорцию между этими затратами и затратами на оснащение армии и флота современным оружием?

- Это, наверное, одна из самых сложных задач, которая стоит при работе над оборонной составляющей федерального бюджета на 2002 год. Поднимать уровень жизни семей военнослужащих - тоже ведь неотложная задача. А менять пропорции в расходах планируется постепенно, начиная со следующего года. Сейчас на содержание Вооруженных Сил тратится 68 процентов всех средств, выделяемых на оборону, на НИОКР, закупку вооружения и военной техники - 26,5 процента, уже в 2002 году соотношение должно быть 62 и 32 процента, в 2004 предстоит выйти на равные пропорции, в 2005 году необходимо обеспечить оптимальный уровень, когда Вооруженные Силы, условно говоря, будут "проедать" 43 процента военного бюджета, а 52 процента будет расходоваться на их оснащение.

- Но ситуацию осложняет и наличие долгов перед оборонным комплексом страны, которые накопились в 1997-1999 годах...

- Этот вопрос находится в активной стадии решения и не связан с задачами по оптимизации структуры расходов по национальной обороне. Многие знают о постановлении Правительства России по погашению долгов по гособоронзаказу. После заключения предприятиями договоров об урегулировании задолженности по государственному оборонному заказу половина ее будет погашена "живыми" деньгами уже в этом году, а вторая половина будет отнесена на государственный внутренний долг России с погашением ее до 1 января 2003 года. Сейчас ежедневно мне на стол попадает 3-4 таких договора. Если они оформлены без ошибок и в соответствии с требованиями, задержек не происходит. Так что все зависит от расторопности самих предприятий и госзаказчиков.

- И последний вопрос: как идет работа над федеральным бюджетом следующего года? Ощутит ли финансовую прибавку Министерство обороны?

- На минувшей неделе все контрольные цифры доведены до федеральных органов, в том числе и до Минобороны. Все спорные вопросы будут рассматриваться на заседании Межведомственной комиссии в последней декаде июля. Финансирование оборонных расходов должно улучшиться, прежде всего государственного оборонного заказа. И, как мы уже говорили, значительные средства планируется выделить на улучшение социального положения военнослужащих и членов их семей. Могу твердо сказать: финансовый голод армии не грозит.

www.redstar.ru

Беседу вел Иван ИВАНЮК, "Красная звезда"

29.06.2001

Док. 524409
Перв. публик.: 29.06.01
Последн. ред.: 23.11.08
Число обращений: 280

  • Чистова Вера Ергешевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``