В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил ТАРАСЕНКО: `Заработная плата и пенсии перешли в разряд морально-этических проблем` Назад
Михаил ТАРАСЕНКО: `Заработная плата и пенсии перешли в разряд морально-этических проблем`
Ни для кого не секрет, что минимальный размер оплаты труда в России отстает от прожиточного минимума, а средняя величина трудовых пенсий не дотягивает до международных стандартов. Что нужно предпринять, чтобы изменить это положение? О путях совершенствования законодательства о труде и регулирования трудовых отношений рассказывает депутат Государственной Думы, член Комитета по труду и социальной политике Михаил ТАРАСЕНКО.

- Михаил Васильевич, делегаты недавнего съезда Горно-металлургического профсоюза России в очередной раз избрали Вас председателем профсоюза отрасли. Что Вам, как депутату, дает участие в работе ГМПР? Что больше всего запомнилось в этой работе?

- Опыт работы в профсоюзах, если у депутата он есть, - это бесценный опыт. Наш профсоюз - один из крупнейших в России. Он сегодня объединяет более 1 миллиона 200 тысяч человек, - свыше 70 процентов работников горнодобывающей промышленности, черной и цветной металлургии, предприятий по добыче и обработке драгоценных металлов и камней. Труд горняков и металлургов - не из легких, он часто связан со значительным риском, особенно на подземных выработках. И проблемы отрасли - тоже непростые. Памятных же событий за последние годы было немало, но, когда журналисты спрашивают меня, что больше запомнилось, - сразу вспоминается зима 1998 года. Ситуация была сложнейшей - выплата зарплаты задерживалась до нескольких месяцев, бастующие рабочие перекрывали федеральные автотрассы. Особенно памятна мне голодовка рабочих Салаирского горно-обогатительного комбината в Кузбассе. Не будь тогда у рабочих сильного отраслевого профсоюза и активной поддержки федерального министра Амана Тулеева (в настоящее время возглавляющего Кемеровскую область) в разрешении конфликта, социальное напряжение могло превысить критический уровень. И именно тогда, в 90-е годы и профсоюзам, и работодателям стало понятно, что во избежание подобных ситуаций лидеры профсоюзных организаций многотысячных предприятий и работодатели должны садиться за стол переговоров и вырабатывать взаимоприемлемые соглашения. Кстати говоря, когда сегодня в крупных вертикально интегрированных компаниях создаются профсоюзы, работающие под явным контролем работодателей, я более чем уверен, что это, в конечном счете, не принесет положительных результатов ни топ-менеджерам компаний, ни работникам. Успешное профсоюзное движение должно строиться снизу.

- А как быть профсоюзам - одиночкам на предприятиях со средней и невысокой численностью работников?

- Естественно, при выработке тарифных соглашений с работодателями слабым профсоюзам приходится сложнее, тем более что наше законодательство дает большие преференции работодателям. Поэтому с середины 90-х годов наш профсоюз выстраивает централизованную систему, позволяющую укрепить среднее звено профсоюза и включить в активное профсоюзное движение малочисленные предприятия. Чтобы противоречия между работниками и работодателями не перерастали в острую фазу, мы первыми среди российских отраслевых профсоюзов разработали отраслевой социальный стандарт оплаты труда, а сейчас комиссия Центрального Совета ГМПР разрабатывает проект нового отраслевого тарифного соглашения с работодателями на 2009 - 2011 годы. Это значит, что профсоюзные организации предприятий, входящие в наш профсоюз, при заключении коллективных договоров с работодателями, смогут воспользоваться отраслевым тарифным соглашением, как базовым документом.

- Значит, отраслевые тарифные соглашения сегодня становятся основным средством предотвращения трудовых конфликтов?

- Да, это один из основных механизмов, которые позволяют не доводить трудовой спор до конфликта. За последние годы число трудовых споров в России в разы уменьшилось, как в горно-металлургическом комплексе, так и в других отраслях. Но противоречия между трудом и капиталом были, есть и будут, - это естественный процесс. И в мире уже наработаны проверенные временем другие эффективные механизмы регулирования трудовых отношений. К примеру, в металлургических отраслях ряда развитых стран, если 50 процентов работодателей подписали отраслевое тарифное соглашение, то все остальные - либо автоматически присоединяются к нему, либо исполнительная власть законодательным путем присоединяет их к отраслевым показателям. Такой практики в России пока нет, и я считаю, что нам необходима законодательная норма об обязательном присоединении меньшинства работодателей к уже заключенным отраслевым тарифным соглашениям вне зависимости от их желания. Это стало бы серьезным и значительным шагом вперед в отношениях между трудовыми коллективами и владельцами предприятий.

- Михаил Васильевич, а чувствует ли власть, что нынешний уровень минимальной оплаты труда и средних трудовых пенсий в России все еще крайне низки?

- Безусловно, чувствует и понимает, что с ростом цен многим людям попросту не на что жить. Низкие уровни заработной платы и пенсий у нас уже перешли в разряд морально-этических проблем, которые надо срочно решать, - иначе власть сама будет способствовать росту преступности. Конвенция Международной Организации Труда N 102 о минимальных нормах социального обеспечения у нас пока не ратифицирована, но Государственная Дума в 2007 году уже приняла обращение к правительству об ускорении внесения в парламент федерального закона о ратификации этой Конвенции. Меня обнадеживает также, что по заверению правительства, в ближайшее время будет создана рабочая группа по коррекции пенсионного законодательства. Эксперты над этой темой уже работают, и, как ожидается, источники формирования трудовых пенсий и их размеры будут пересмотрены.



http://www.vacansia.ru/index.php?act=info&story=2351

7 май 2008

Док. 523827
Опублик.: 21.11.08
Число обращений: 8

  • Тарасенко Михаил Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``