В условиях, когда страна борется с последствиями мирового финансового кризиса, а население охватило беспокойство за свои сбережения, вопрос "какие петь песни" кажется нелепым и несвоевременным. Но это только так кажется
На самом деле вопрос о том, какие песни хотел бы петь народ, тесно связан с душевным настроем нации и страны. С такой важной составляющей жизни, как социальный оптимизм. И, видимо, не случайно в своих письмах в редакцию "АиФ" читатели интересуются не только тем, "не пропадут ли снова сбережения", но и, казалось бы, таким второстепенным вопросом: почему мы перестали петь весёлые песни?
"Когда собираемся с друзьями за столом, мы по-прежнему поём советские песни: "Вася-Василёк", "Марш энтузиастов", "Как много девушек хороших", "Кто весел, тот смеётся", "Капитан-капитан, улыбнитесь", "Ну-ка, солнце, ярче брызни". Ну а если выпьем рюмочку лишнего, то можем отчудить и "Артиллеристы, Сталин дал приказ" или "Ленин - это весны цветенье".
Не думайте, что это письмо 60-70-летнего ветерана войны или труда или человека, голосующего в "Имя Россия" за тов. Сталина или Ленина. Это письмо 40-летнего бизнесмена из Саратова, поклонника "Битлз" и "Роллинг Стоунз".
"Когда я один - в машине или на отдыхе, - пишет он, - то слушаю современный рок или классику американского джаза. Но когда собираемся компанией, вспоминаем то, что пели наши родители. А они пели весёлые песни, которые можно петь вместе"
Мелодии великих строек
Размышляя о месте песен в жизни россиян, нельзя забывать о том, что многие (если не большинство советских песен) были написаны не в самые лёгкие времена. Это были годы, когда вовсю работала мясорубка сталинских репрессий, когда за простенький анекдот можно было получить 10 лет "без права переписки", когда миллионы людей томились в лагерях ГУЛАГа. Напомню, что даже на строительстве Московского университета трудились зэки. Но нужно помнить и о том, что в эти же времена рождались и незабываемые песни Великой Отечественной войны. "Синенький скромный платочек", "Я уходил тогда в поход", "Смуглянка-молдаванка"
С точки зрения большинства населения, узнавшего о масштабе репрессий лишь в 1956 году из доклада Н. Хрущёва на ХХ съезде КПСС, советские песни отражали реальный оптимизм советского общества, шагнувшего из крестьянской России в век ускоренной индустриализации и покорения "пространства и времени". Да, официальный оптимизм и прославление вождей были обязательными. Но никто не мог заставить людей петь эти весёлые песни дома, сидя за столом с кастрюлей варёной картошки и тарелкой селёдки. А люди их пели. Наряду с народными "Ой, цветёт калина", "Хаз-Булат удалой" или "Шумел камыш".
Пели потому, что на фоне бедности тех лет эти песни озвучивали веру людей в светлое будущее. Народу действительно казалось, что страна идёт по правильному пути. Но, может быть, самое главное: песни тех лет отражали реальное равенство возможностей, а следовательно, и общенациональную общность.
Модель доверия
Веселящих песен много и сегодня. Но мы не веселимся, а зубо-скалим, не смеёмся, а хохочем. Замолкает очередной телевизионный хохотун или очередной "правдовещатель", а зритель остаётся всё с теми же неразъяснёнными вопросами. Вроде бы власть и своя, вроде бы пытается наладить разговор с народом, но общего настроения не возникает. Как и общей песни. Остаётся впечатление, что власть живёт своей жизнью, а народ - своей.
Нынешняя "модель доверия", которая практикуется в отношениях власти и населения, не оправдывает себя. Создалось совершенно ненормальное положение, когда население выставляет высочайшие баллы двум первым лицам страны и отказывает в доверии всем прочим институтам власти, партиям, депутатам, милиции, судам. Недавний социологический опрос ВЦИОМ выявил поразительную картину: в России у населения практически не осталось авторитетов, людей, которым они могли бы доверять. Губернаторы, мэры городов, главы администраций, военнослужащие пользуются доверием лишь у 5-7% населения. Самое низкое доверие - к политикам, предпринимателям, депутатам - 1-2%.
Резко опустилась планка доверия к таким ранее уважаемым профессиям, как врачи, учителя и артисты. Поражает то, как низко упали в глазах народа люди, которых ещё сравнительно недавно называли "инженерами человеческих душ", - писатели.
В чём причина этих явлений? Может показаться, что ответ лежит на поверхности: под влиянием безудержной гонки за богатством, породившей вопиющее неравенство, порвалась связующая нить национальной солидарности, исчез общий гражданский интерес, разошлись по разным иконостасам духовные ценности. Каждый живёт, молится и мечтает по-своему: власть, бизнес, чиновничество, народ. Тут уж не до общих песен. Но так ли это на самом деле? Пишите нам. Будем думать вместе.
Вячеслав Костиков
http://www.aif.ru/
Док. 523491 Перв. публик.: 05.11.08 Последн. ред.: 02.02.10 Число обращений: 49
Костиков Вячеслав Васильевич
|