В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Было два послания. Одно сказано, а другое услышано` Назад
`Было два послания. Одно сказано, а другое услышано`
"Стеснение произвола властвующих" как шаг к свободе. Первое послание Дмитрия Медведева

В среду Госдума рассмотрит во втором чтении законопроекты, которые изменяют многие институты политической системы. Эти изменения были озвучены Дмитрием Медведевым в послании Федеральному собранию. Что на самом деле стоит за предложениями президента и как они скажутся на жизни страны? Для чего нужно увеличивать сроки полномочий главы государства и Госдумы и вводить отчетность правительства перед парламентом? Зачем нужна спешка с принятием поправок в Конституцию и других законов? Об этом говорили на юбилейном, 20-м заседании Политклуба "Известий" ведущие российские эксперты.


Глеб Павловский, президент Фонда эффективной политики:

"Европейское самовыражение нового президента"

- Первое послание Путина начиналось со слов "Дорогой Егор Семенович!.." - имелся в виду Строев, глава могущественного в то время Совфеда. Первое послание Медведева начинается со слов "Дорогие граждане России!", к ним оно и обращено. Готовясь к широкой модернизации страны, и в том числе к конфликтам с бюрократией, Медведев хочет укрепить обе ветви власти - президентскую и думскую. Единственные избираемые всей нацией. Отправляясь в долгий путь, Медведев наращивает именно это, публичное, электоральное основание системы властей. Отклоняя другой вариант - опору на невыборное, "назначенское" большинство аппарата. Это ненадежная сила, слабо заинтересованная в модернизации, предпочитая ей "аппаратную оттепель". К гражданской нации Медведев обращается на новом политическом языке. Где ключевые слова "ценности", "нормы", "доверие власти и общества" - понятия из европейского словаря. Политические корректировки, предлагаемые Медведевым, оттого такие умеренные, что он боится подорвать уровень доверия сильных групп как в обществе, так и во власти. Это не реформы, а именно "меры по повышению доверия" между обществом и властью. Суховатый европейский стиль послания явно выбран самим президентом, это его политическое самовыражение. Отчаявшееся что-либо понять, комментаторское сознание схватилось за тему будущих сроков полномочий президента и Госдумы, хотя речь идет только о 2012 годе. Не поняты и отброшены все прочие важные для нового президента "тонкости". Включая ту, что парламенту России наконец-то предоставлены контрольные полномочия по отношению к исполнительной власти. Поздновато, правда, - в Англии это случилось примерно 600 лет тому назад, но лучше поздно, чем никогда. Медведев отправляется в долгий путь. Удастся модернизация или нет, зависит от долгосрочных программ, при сохранении единства политической концепции и воли на всем времени реализации их.

Есть противоречия внутри самого послания. Политическая система описывается местами в самых жестких красках (как ориентированная против суверенности гражданина и его свободы). Кем же будут осуществляться все эти вещи? Фактически опираться Медведев может только на сложившееся - "путинское большинство" в Думе и в обществе. Новая общественная коалиция "за модернизацию" пока не сложилась. Здесь должен появиться кто-то, кто признает себя прямым политическим адресатом послания и превратит его в хартию прямого действия. Если этого не случится, общество запутается в суете "кризисных" и "антикризисных" мер, часто неотличимых друг от друга. Медведев предлагает видеть в кризисе повод к экспансии, для новых передовых групп в бизнесе и стране. Если это случится, кризис пойдет нам на пользу.


Алексей Чеснаков, гендиректор Центра политической конъюнктуры:

"Самое важное в послании - это пакет либеральных политических инициатив"

- Во-первых, Медведев продемонстрировал, что у него есть воля политического субъекта - он не боялся говорить "я". Медведев демонстрировал свое (а не чье-то еще) видение момента. Некоторые коллеги-эксперты - в том числе и сидящие за этим столом - ожидали каких-то политико-климатических изменений (видимо, Чеснаков намекает на идею оттепели. - "Известия"). Не волнуйтесь, они будут, но скорее в направлении социальной мобилизации, а не социальной "расслабухи". Вторая тема - ценности. Показательно, что для Медведева это справедливость и свобода. Причем именно в такой последовательности. Третья - собственно, политической реформы. Здесь мы обречены на очередное обсуждение, что было раньше - курица или яйцо, пакет инициатив или предложения об увеличении сроков полномочий. Убежден: раньше было все-таки яйцо. Сначала задумывалась политическая реформа - "повышение уровня демократичности и легитимности политических институтов" и, как сказал сам Медведев, "повышение качества гражданского представительства". Здесь и новая система наделения полномочиями губернаторов, и участия малых партий в политической жизни на самом высоком уровне, и новая система формирования Совета федерации. Все это делается для придания либерального импульса всей политической системе. Но в условиях мирового экономического кризиса и возможных перекосов при проведении перечисленных изменений, Медведев думает и о том, чтобы укрепить фундамент нашей политической системы - для этого и было предложено увеличить сроки полномочий президенту и Думе. Те, кто считает, что самое важное в послании - это сроки, ошибаются. Самое важное - это набор либеральных политических инициатив. Четвертая тема связана с пониманием: есть в стране люди, которые недовольны политической системой и готовы пойти на все для ее слома. Не зря говорилось о тех, кто хочет воспользоваться экономическим кризисом для решения собственных политических проблем. Наконец, пятая тема: послание как точка отсчета для формирования фирменного "медведевского" политического стиля. Окончательно мы его увидим только после второго послания Дмитрия Анатольевича следующей осенью.


Валерий Федоров, гендиректор ВЦИОМа:

"Сроки, коррупция, "Искандеры" - это главное для людей"

- Посланий было два. Одно было произнесено. Другое - услышано. Это не одно и то же. У меня есть данные по пяти последним посланиям - от 40 до 45% опрошенных либо смотрели его в прямом эфире, либо затем обращали внимание на тему в новостных выпусках. Это нормальный уровень. Все, что ниже, означает, что послание показалось не очень интересным. Выше - было феноменальным. Феноменальным было послание 2006 года (58% опрошенных сообщили, что его непосредственно смотрели). Там, напомню, впервые были темы национальных проектов и материнского капитала. Послание Дмитрия Медведева почти не отличается по уровню зрительского внимания от послания 2007 года. Два разных политика, две разные темы, два разных временных промежутка - апрель, ноябрь. Две разные ситуации - предвыборная и предкризисная. Но тогда 44% оказались активно включены в ситуацию послания, сейчас - 45%.

Что услышали в этом послании? 19% - про изменение сроков конституционных полномочий президента и Госдумы, 18% - о борьбе с коррупцией и 15% - о размещении "Искандеров" в Калининградской области. Для людей эти темы оказались главными. Из тем второго ряда - вывод на европейские стандарты пенсионного обеспечения (9%), преодоление экономического кризиса (8%), меры по социальной поддержке населения (6%). Тему справедливости и свободы люди не расслышали или не посчитали главной. Элита услышала свои темы и ими уже занимается - мой научный руководитель сказал, что нужно переделать диссертацию - высказанные мысли настолько радикально меняют концепцию современной российской истории, что нельзя их проигнорировать. Теперь моя защита под вопросом...


Сергей Марков, директор Института политических исследований, депутат Госдумы:

"Свобода - это то, что предлагает стране Медведев и его команда"

- Я обсуждал послание не со своим руководителем, а с научным руководителем Барака Обамы, и он придерживается мнения как раз большинства населения.

- А про "Искандеры" он понял? - спросили Маркова.

- Про "Искандеры" ему понравилось. А вот про 5-6 лет - не понял. Чем отличаются 5 лет полномочий от 4?

Коснусь коррекции политической системы. В прессе уже прозвучало ее определение - "политические нанотехнологии". Да, коррекция очень маленькая, но она задает вектор. Я считаю это главным.

Важнейшие противоречия, которые зафиксированы президентом, - между социально (экономически, политически, культурно) активной личностью, с одной стороны, и мощной и коррумпированной бюрократической системой, использующей коррупцию в качестве своего главного оружия борьбы. Выхода из этого противоречия не предложено. Да, продемонстрировано желание снизить уровень коррупции, но чтобы ее побороть, нужны сила и политическая воля. Люди никогда не поверят, что началась борьба с коррупцией, пока регионами управляют предельно коррумпированные руководители.

- Кто именно? - спросил главред "Известий".

- Да-да, всегда интересно! - оживился Глеб Павловский.

- Вы можете написать в стенограмме, что Марков назвал ряд фамилий, - ответил Марков, - но они были временно исключены из текста (смех).


Максим Дианов, директор Института региональных проблем:

"Не нужно менять правила"

Для чего и для кого увеличить сроки полномочий президента и Госдумы? Принципиального значения - 5 лет или 4 года - это не имеет. Другое плохо: мы все время меняем правила игры. У нас уже четвертый раз будут меняться правила формирования Совета федерации и в шестой будут меняться правила выборов в Госдуму. Поэтому невозможно сказать, сколько у нас будет партий. Это можно сделать через 3-4 цикла выборов по одному и тому же закону. Мировая практика. Известно, мажоритарная система через 4 цикла дает две с половиной партии. Одни появляются и исчезают, но базовых две все равно остается. Пропорциональная система дает кучу партий (зависит от порога - от 1% в Израиле до 10% в Турции). Непонятен посыл насчет законодательного закрепления смены лидеров партий.

- Думаю, это сделано для того, чтобы сменить руководство КПРФ и слить коммунистов с эсерами, - считает Сергей Марков.


Валерий Хомяков, гендиректор Совета по национальной стратегии:

"Вектор очевиден - на демократизацию"

- Символический ряд послания насквозь пронизан такими понятиями, как свобода, справедливость, демократия. И что очень отрадно - Конституция, которой 15 лет, остается важной и действующей. Говоря о людях, которые ее писали ("они находятся в этом зале"), Медведев вернул нас в 90-е, которые долгое время были лихими и проклятыми. Теперь этих слов не произносится. Вектор очевиден - на демократизацию.

Многое в этом послании пронизано осознанием того, что все-таки главное у нас - это человек, гражданин. Но Дмитрий Медведев одновременно понимал: важно, чтобы гражданин был не только потребителем социальных благ и политических свобод, но и весьма активен, чтобы верховная власть могла опереться на него в решении той же проблемы коррупции.

Теперь о сроках. Для чего это делается? Надо разнести выборы. Избирательный нон-стоп - из думских выборов сразу в президентские - утомил и общество, и власть, и партии.

Отчет правительства перед Думой. Конечно, это не шаг к парламентской республике, но здесь очень важно, что будет прописано под словом "отчет". Есть отчет, когда председатель правительства приходит в Госдуму и рассказывает о чем-то, те ему аплодируют и на этом все заканчивается. Есть отчет, который заканчивается голосованием - одобрить - не одобрить. Такой, более жесткий формат повысит значимость Госдумы, которая в глазах избирателей весьма не на высоком месте по своей популярности и по влиянию.

- Парламент должен стать местом для дискуссий! - воскликнул Марков.

- А место для дискуссий выделено? - заинтересовался Павловский.

- Как депутат, я могу сказать, что резервы большие, - ответил Марков. - Возьмите хоть политклубы "Единой России".

- Курилка! (Реплика из зала.)


Дмитрий Орешкин, политолог:

"Следующий год будет достаточно турбулентным"

- Послание президента по глубине и теоретической проработке вполне сопоставимо с такими существенными документами нашего Отечества, как, например, выступления Константина Устиновича Черненко. Соответственно наше собрание здесь мне напоминает заседание парткома завода "Красный пролетарий", где - и я это помню - обсуждали очень серьезные вопросы: как ирригация Нечерноземья отразится на выполнении продовольственной программы. Соответственно и на обсуждаемые вопросы уже есть очевидные ответы. Для чего и для кого увеличивает сроки президент? Для того чтобы это понять, нужно вспомнить, что тяжесть рабского труда на галерах усугубляется тем, что там буквально все измазано медом. В связи с чем рабы приклеиваются к сиденьям и не могут встать, не повредив жизненно важных органов. Поэтому приходится обратиться к работодателю - а именно к российскому народу - с просьбой о продлении тягот гребли.

- Чем-чем измазано там у них на галерах? (Реплика из зала.)

- Медом. Есть такой сладкий продукт.

Следующий год будет достаточно турбулентным, и я вовсе не убежден, что идея с 6-летним сроком будет реализовываться через 4 года. Возможно, созреет ситуация для реализации ее в скором времени.


Игорь Бунин, гендиректор Центра политических технологий:

"Новое поколение мыслит категориями оптимального прогноза"

- Если я продолжу линию Дмитрия Орешкина, то мы будем говорить только об имитационной демократии. Это занятно, но всей картины не описывает. Попытаемся все-таки разобраться в мотивациях. Во-первых, проблема срока. Когда Борис Николаевич создавал Конституцию, задачи были очень краткосрочными. Для него и 4 года - огромный срок. Новое поколение мыслит категориями оптимального прогноза. Например, программа-2020. Для молодого здорового организма желательно находиться у руководства не два срока по четыре года, а хотя бы два срока по шесть. Эта идея скорее всего была имплантирована в последний момент. Это видно просто по тексту. Там нет никаких обоснований этой реформы, а все остальные хорошо обоснованы. Все это является следствием некоего контракта Путина и Медведева. Для кого? А бог его знает! Думаю, они сами-то не знают для кого! (Смех в зале, возгласы "Они-то знают!")

Почти каждый из выступавших говорил о том, что в послании президента было две стороны - либеральная и государственная (как будто документ писали разные люди). А может, и сам Дмитрий Анатольевич пытался примирить и тех, и других.

Медведев-либерал:

- Мы давно сделали свой выбор в пользу глубокой интеграции в мировое хозяйство.

- Справедливость, понимаемая как политическое равноправие, как честность судов, ответственность руководителей.

- Свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий. И свобода общая, национальная. Самостоятельность и независимость российского государства.

- Россия будет процветающей, демократической страной. Сильной и в то же время комфортной для жизни.

- Политические свободы граждан и их частная собственность неприкосновенны.

Медведев-государственник:

- Необходимо создать механизмы, блокирующие ошибочные, эгоистические, а подчас просто опасные решения некоторых членов мирового сообщества.

- Тем, кто хотел бы нажить на глобальном экономическом кризисе "легкий" политический капитал... - советую прочитать Конституцию.

- Государство не может отказаться от ответственности в пределах его компетенции.

- Наши Вооруженные силы восстановили свой боевой потенциал...

- Для нейтрализации системы ПРО в Калининградской области будет развернут ракетный комплекс "Искандер".


www.izvestia.ru

19.11.2008

Док. 523056
Перв. публик.: 19.11.08
Последн. ред.: 20.11.08
Число обращений: 54

  • Хомяков Валерий Алексеевич
  • Дианов Максим Анатольевич
  • Марков Сергей Александрович
  • Павловский Глеб Олегович
  • Бунин Игорь Михайлович
  • Чеснаков Алексей Александрович
  • Орешкин Дмитрий Борисович
  • Федоров Валерий Валерьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``