В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Эхо Москвы`: Сергей Есенин Назад
`Эхо Москвы`: Сергей Есенин
Е. КИСЕЛЕВ - Я приветствую всех, кто в эту минуту слушает радиостанцию "Эхо Москвы". Это действительно программа "Наше все" и я, ее ведущий Евгений Киселев. Я сразу хочу на многочисленные вопросы, которые звучали в мой адрес в последнее время, ответить, что другая моя программа, которая выходит одновременно на "Эхе Москвы" и на телеканалу "RTVI", программа "Власть", после почти двухмесячного перерыва возобновит свой выход в эфир на следующей неделе. Первый выпуск программы 31-го августа, в последний день лета. Ну, а что касается программы "Наше все", она из эфира не уходила, хотя несколько выпусков ее были в записи. Сегодня мы работаем в прямом эфире, поэтому мы можем принимать звонки. Дойдет ли до этого дело, пока не обещаю, но, во всяком случае, прошу вас, присылайте ваши вопросы, ваши реплики на наш традиционный телефон для смс-сообщений 7-985-970-45-45. Я напомню, что у нас начинается буква Е, мы рассказываем в алфавитном порядке историю России в лицах через биографии наших современников и тех людей, которые уже ушли от нас, но жили в 20-м - начале 21-го века. Точка отсчета у нас - 1905-й год. Одного героя на каждую букву мы выбираем с помощью голосования в прямом телевизионном простите, прямом радиоэфире, одного героя выбираю я, как автор и ведущий программы, и одного героя мы выбираем в результате по итогам голосования в Интернете. И вот по итогам голосования в Интернете из списка предложенных героев на букву Е самым интересным героем для посетителей сайта "Эха Москвы" оказался поэт Сергей Есенин. И как всегда в начале нашей программы портрет Сергея Есенина. Мария Максимова.

М. МАКСИМОВА - Жизнь Сергея Есенина была очень коротка, она оборвалась, когда ему было всего 30 лет. Поэт, которого при жизни многие выдающиеся литераторы не то, что не воспринимали всерьез, ругательски ругали. Почти что запрещенный в сталинские времена, спустя десятилетия после смерти был сначала возведен в выдающиеся, а потом и вовсе канонизирован как великий. Есенин родился в 1895-м году в рязанской губернии в крестьянской семье. Еще мальчиком начал писать стихи, подражая деревенским частушкам. 17-летним юношей он перебрался в Москву, затем в Петербург. Стал вращаться в поэтических кругах. А с 1915-го года начал печататься в лучших литературных журналах. Многие поэты и писатели того времени относились к творчеству Есенина весьма скептически и уж совершенно не принимали его эпатажной манеры поведения. Есенин был не чужд и революционным идеям, одно время занимался распространением нелегальной марксистской литературы, был под негласным надзором полиции, в армии попал в дисциплинарный батальон за отказ написать стихотворение, прославляющее государя-императора. В 17-м году примкнул к эсерам, после раскола этой партии остался с ее левым крылом, поначалу поддерживавшим большевиков. Участвовал в боевой дружине. После революции, когда в русской литературной среде множились различные кружки и объединения, как серьезные, так и сиюминутные, Есенин примкнул к группе имажинистов, выше всего ставивших в поэзии образ. Однако традиционно воспринимался как, прежде всего, крестьянский поэт. Самые значительные произведения Есенин создал в 20-е годы, среди них поэма "Сорокоуст", в которой, как любили писать в учебниках советского времени, "отразилась тоска по уходящей патриархальной России", драматическая поэма "Пугачев", циклы стихов "Москва кабацкая", "Русь советская", "Персидские мотивы", поэмы "Анна Снегина" и "Черный человек". Тогда же в 20-е Есенин много путешествует по стране, совершает поездку в Америку со знаменитой балериной англичанкой Айседорой Дункан, одной из многочисленных его жен и возлюбленных. Сложности личной жизни, богемная обстановка, болезненное пристрастие к алкоголю, душевный разлад привели к тому, что 28-го декабря 1925-го года Есенин покончил самоубийством в Ленинграде, повесившись в своем номере в гостинице "Англетер". По сей день бытует конспирологическая версия о том, будто Есенина убили евреи-чекисты за то, что поэт был якобы активным антисемитом, а его самоубийство было инсценировано. Это версия подпитывалась тем, что Есенин водил обширные знакомства в политических кругах, в том числе и с видными деятелями большевистской партии, военными, чекистами, вступал с ними в споры, при этом был горяч и невоздержан на язык. Масла в огонь подлил и тот факт, что в 30-е - 50-е годы Есенин практически не переиздавался, считался упадническим поэтом, а одна из его бывших жен, якобы посвященная в тайну гибели поэта, Зинаида Райх, которая в последствии вышла замуж за Всеволода Мейерхольда, после ареста режиссера была действительно жестоко убита при загадочных обстоятельствах. Дискуссия о том, не была ли смерть Есенина убийством, замаскированным под самоубийство, вновь вспыхнула недавно после того, как на "Первом канале" вышел сериал о Есенине, сюжет которого основан именно на конспирологической версии гибели поэта.

Е. КИСЕЛЕВ - Это был портрет Сергея Есенина работы моей коллеги Марины Максимовой. А сейчас я хочу представить гостей нашей программы. У меня здесь в студии, как и было обещано, Наталья Борисовна Иванова, зам главного редактора журнала "Знамя" и один из наших ведущих литературных критиков-литературоведов. И Сергей Никитин, судмедэксперт, антрополог, который непосредственно принимал участие в изучении обстоятельств гибели Сергея Есенина, вот, так сказать, профессионально. И кроме того у нас по телефону на связи из Санкт-Петербурга должен появиться Николай Николаевич Браун, поэт и общественный деятель. Но пока до него, я так понимаю мне мои коллеги показывают через стекло в аппаратной, что пока дозвониться до него они не могут. Но будем надеяться, что связь с Николаем Николаевичем Брауном будет установлена. Прежде, чем говорить о конспирологической версии смерти Сергея Есенина, которая вот действительно была реанимирована появлением в прошлом году сериала

Н. ИВАНОВА - Да она никогда и не умирала, эта версия.

Е. КИСЕЛЕВ - Да, она никогда не умирала, но общественный вот взрыв общественного интереса произошел опять к этой версии после того, как был показан сериал, где главную роль поэта сыграл Сергей Безруков. Все-таки это же "Первый канал", это многомиллионная аудитория

Н. ИВАНОВА - Ну, конечно!

Е. КИСЕЛЕВ - как тут не возбудиться всей стране! Но прежде, чем говорить вот о версии гибели поэта, мне хотелось бы вот что все-таки спросить. Прежде всего, я обращаюсь собственно к Вам, это вопрос не судмедэкспертизы, это вопрос скорее такой литературно-исторический, литературоведческий. Вскользь уже было сказано о том, что многие серьезные литераторы, авторитеты, относились к Есенину очень плохо как к поэту. Вот, допустим. Я специально принес книжку "Воспоминания Ивана Алексеевича Бунина", он камня на камне не оставляет от Есенина в этих мемуарах, называет его (я цитирую) "кудрявый пьяница, очаровавший Россию писарской сердцещипательной лирикой под гармонь, под тальянку, о котором очень верно сказал Блок: "У Есенина талант пошлости и кощунства". Цитирует поэта Адамовича Бунин: "Появился Есенин в Петербурге во время Первой Мировой войны и принят был в писательской среде насмешливым удивлением. Валенки, голубая шелковая рубашка с пояском, желтые волосы в скобку, глаза долу, скромные вздохи "где уж нам, деревенщине". А за этим маскарадом неистовый карьеризм, ненасытное самолюбие и славолюбие, ежеминутно готовое прорваться в дерзость". Сологуб отзывался о нем так, что и повторить в печати невозможно, Кузьмин морщился, Гумилев пожимал плечами, Гиппиус, взглянув на его валенки в лорнет, спросила: "А что это на Вас за гетры такие?" Ну, и так далее.

Н. ИВАНОВА - Я могу добавить Анну Андреевну Ахматову, которая в 54-м году говорила Лидии Корнеевне Чуковской: "Не люблю по-прежнему, - о Есенине. - Не понимаю, что это за сильнодействующая теноровая партия. Известному кругу людей он заменил Надсона". И в другом месте она иронизирует в записях той же Лидии Корнеевны Чуковской: "Поэт скорбит, что у него редеют волосы. И как же теперь быть луне, что она, бедняжка, будет освещать?" Вот. И подумайте, в какое время было написано это. Потому что ирония ее сохранялась на протяжении всей жизни по отношению к Есенину. Пастернак вот в этом отношении был гораздо более сдержан. Просто дело в том, что у них была личная ссора, видимо, как вы знаете, и многие знают, и в фильме это показано. Правда, очень, так, как бы с перебором. Но, тем не менее, Пастернак дал пощечину, драка была, драка была, по-моему, если мне не изменяет моя литературоведческая память, в приемной Воронского. И Есенин оскорбил Пастернака тем, что Пастернак потом очень завуалировано назовет, ну, как бы "тем, что я сам не люблю в своем происхождении". Ну, вы понимаете, о чем речь, да? И, тем не менее, когда Есенин умер, Пастернак пишет, родителям, кажется, что биография настолько сильная, что я мне кажется, что она даже сильнее он необыкновенно ярок, в том числе, и как человек. А Марина Цветаева обращается в самом начале 26-го года с письмами, просто бомбит Пастернака письмами о том, чтобы он прислал ей материалы по смерти Есенина, она собиралась писать о нем поэму. Так что отношение у поэтов было очень разное, и такое, и сякое. Ну, вы знаете, что "у поэтов есть такой обычай, в круг сойдясь, оплевывать друг друга". Да, еще об одном хочу сказать, что, когда Есенин погиб, то выбирали надпись над тем когда вот установили гроб для панихиды, вот какую надпись дать: грандиозный, замечательный, известный, гениальный вы знаете, какую выбрали надпись?

Е. КИСЕЛЕВ - Какую?

Н. ИВАНОВА - Великий.

Е. КИСЕЛЕВ - Великий.

Н. ИВАНОВА - И три раза его гроб обнесли вокруг памятника Пушкину, на которого он так хотел быть по своей известности похожим.

Е. КИСЕЛЕВ - Но вот сейчас у нас уже есть кое-какие реплики от наших слушателей. Например, благодарит нас за программу о Есенине Андрей Лаврентьев. Ну, Вы знаете, Андрей, дело в том, что это не мы решили, это вы решили, это посетители сайта "Эха Москвы" выбрали Есенина, попросили, чтобы своим голосованием предрешили то, что будет одна программа из программ о людях, чья фамилия начиналась на букву Е, одна из программ будет о Есенине. Вот Дмитрий, Нижний Новгород, обиделся за Есенина на Бунина, говорит: "Бунин - сам неудачник". Ну, Дмитрий, Бунин - один из немногих писателей, удостоенных Нобелевской премии

Н. ИВАНОВА - И не только потому, что прозаик

Е. КИСЕЛЕВ - великий русский писатель. И сегодня, по прошествии 50 с лишним лет после его смерти, мне кажется, это стало, ну, совсем очевидным.

Н. ИВАНОВА - А можно я еще напомню о том, что сам Есенин говорил о русских писателях? Вот, например, когда он приходил к Ахматовой в начале 20-х годов, ну, подвыпивши, он говорил так: Бунин нет, не Бунин, не о Бунине, о Блоке: "Блок-немец, Блок-сволочь". И повторял вот так вот с очень неприятной интонацией.

Е. КИСЕЛЕВ - "А Мандельштам говорил: "не расстреливал несчастных по темницам" - величайшая строчка в русской поэзии" - Наташа, Москва. Наташа, хочу для Вас специально процитировать другую точку зрения по этому поводу. Кстати, тоже приводится эта цитата из статьи Ходасевича в "Современных записках", приводится она в биографических заметках Бунина. Он пишет, что у Есенина, якобы, в числе прочих способов обольщать девиц было такое: он предлагал намеченной им девице посмотреть расстрелы в ЧК, я, мол, для Вас легко могу это устроить. Власть и ЧК покровительствовали той банде, которой Есенин был окружен - говорил Ходасевич - она была полезна большевикам, как вносящая сумятицу и безобразие в русскую литературу. Это слух, да, безусловно, но

Н. ИВАНОВА - Но "не расстреливал несчастных по темницам" - строчка, которая осталась

Е. КИСЕЛЕВ - Строчка, которая осталась

Н. ИВАНОВА - Да, конечно, безусловно.

Е. КИСЕЛЕВ - хотя, с другой стороны, по-моему, Петр Вайль, недавно у него вышла книга "Стихи обо мне", занятная такая

Н. ИВАНОВА - Да.

Е. КИСЕЛЕВ - По-моему, справедливо пишет: а некоторым людям вообще как бы не приходило в голову говорить о том, расстреливал он или не расстреливал. Это где-то происходило рядом с ним.

Н. ИВАНОВА - Да, но он этому сказал "нет". Вот, тому, что происходило рядом с ним.

Е. КИСЕЛЕВ - Это правда. У меня есть желание спросить, вот все-таки, Вы потом сами ответите тоже на этот вопрос, а я хочу спросить и у наших слушателей. Я имею в виду, у нас сейчас будет голосование по нашим традиционным телефонам 660-01-13 и 660-01-14, а вопрос я сформулирую буквально через несколько секунд.

Итак. Вопрос. Мы заговорили о том, был ли Сергей Есенин великим поэтом, выдающимся поэтом или, как видно из некоторых воспоминаний современников, тех самых поэтов, которые, в круг сойдясь, оплевывали друг друга в начале прошлого века, накануне и после революции. Вот вопрос сформулируем таким образом: считаете ли вы Сергея Есенина великим поэтом? 660-01-13 - да, считаю великим. 660-01-14 - нет, не считаю великим поэтом. Голосование пошло. Наталья Борисовна, а вы считаете Есенина великим поэтом?

Н. ИВАНОВА - Я хочу добавить немножечко к тому, что я начала, о том, что Есенин был страшно тщеславен и но слава его была очень велика. Если говорить о величии, начнем со славы. Огромная была слава.

Е. КИСЕЛЕВ - Слава и величие - это, наверное, разные вещи.

Н. ИВАНОВА - Да, да, да, просто слава вот на самом деле, он делил на до революции и после революции, когда он был полузапрещен, делил с Ахматовой, потому что по распространенности, по любви такой попсовой даже любви вот я видела на даче недавно проходила, на сарае висит портрет Есенина, выжженный, Вы знаете, так самодельно. Вот по той славе Есенин с трубкой и с золотым чубом. Есенин полублатной, Есенин, которого знали наизусть по количеству шлягеров, распеваемых на слова Есенина, он обгоняет просто всех. Но Маяковский правильно написал после смерти Есенина: "Вам и памятник еще не слит, - где он, бронзы звон или гранита грань? - а к решеткам памяти уже понанесли посвящений и воспоминаний дрянь". Поэтому дряни хватает, а что касается, великий или невеликий, сравним он с Пушкиным или как он очень хотел быть сравним с Шаляпиным, страшно обиделся, по воспоминаниям, когда он ехал на извозчике по Арбату, там какой-то страшный был пожар, но толпа смотрела не на пожар, а на Шаляпина, который пришел посмотреть на этот пожар. Есенин сказал о том, что вот он тоже хотел, чтобы смотрели на него, вот. И, конечно, в этом смысле он выстраивал себе свой имидж как, современным языком говоря, или стратегию своего творческого поведения. Не только творческого, но и человеческого, для того, чтобы постоянно привлекать внимание. Но, к сожалению, вот до нас дошло вот это вот поведенческое больше, чем литературное в Есенине. Чем настоящая его поэзия, интерес к личности, к сожалению, до сих пор превалирует. Это видно и по этому фильму, это видно по реакции на этот фильм, это видно по тому, что стихи Есенина как бы вот сейчас несколько померкли, если мы будем держать в сознании великую четверку: Мандельштам, Пастернак, Цветаева, Ахматова, то Есенина, ну, как бы не всегда туда помещают.

Е. КИСЕЛЕВ - А Маяковского нет там?

Н. ИВАНОВА - И Маяковского почти там нет, хотя Маяковский, на мой взгляд - великий поэт. И если говорить о Есенине, то он поэт

Е. КИСЕЛЕВ - Иван Алексеевич Бунин в гробу переворачивается

Н. ИВАНОВА - Пусть переворачивается. Ну, а что делать, если зато Андрей Донатович Синявский не переворачивается в гробу, потому что он до конца своих дней Маяковского числил среди самых первых поэтов России.

Е. КИСЕЛЕВ - Ну, говоря о Бунине, конечно, надо иметь в виду, что он был настроен жестко, резко антисоветски, свое отношение к революции, к системе, к тем людям, которые сотрудничали в том или ином виде с советской властью, переносил на их творчество.

Н. ИВАНОВА - Ну, к Есенину с его скепсисом по отношению к ЧК, с его издевательством по отношению к людям, которые там служили и очень неоднозначной позицией по отношению к революции, которой он не мог простить отношения, в свою очередь, к крестьянству, Есенина нельзя назвать совсем советским поэтом. Советский поэт - это все-таки Асеев, советский поэт - это Мартынов при всем, там, сложном к нему отношении

Е. КИСЕЛЕВ - в такие тонкости не вникал.

Н. ИВАНОВА - но никак не Есенин. То, что Есенин не уехал - это другое дело, а говорить о том, что он великий понимаете, у нас сейчас это слово так растиражировано, так ужасно злоупотребляется в нашей речи но, тем не менее, если у нас называют сегодня великим поэтом Резника и Андрея Дементьева, то я здесь скажу, что здесь он велик, Есенин. Однозначно.

Е. КИСЕЛЕВ - На этом поставим точку. И вот результат голосования, которое тем временем закончилось: 79,3% позвонивших нам в студию согласны с тем, что Сергей Есенин был великим поэтом. 20,7%, тем не менее, думают иначе.

Н. ИВАНОВА - Ну хорошо, есть разные точки зрения.

Е. КИСЕЛЕВ - Ну что ж, мы сейчас прервемся на несколько минут для новостей середины часа, а во второй части программы поговорим вот об этой самой конспирологической версии гибели поэта.

Е. КИСЕЛЕВ - Мы продолжаем программу, посвященную Сергею Есенину, кто недавно подключился к нам, я напомню: у нас три героя не букву Е, и один из них - Сергей Есенин. Передача о нем сегодня - это выбор наших радиослушателей - посетителей сайта в Интернете. Там был предложен длинный список их политических, государственных деятелей, литераторов, военачальников, чья фамилия начинается на букву Е, но, вот, голосование наших слушателей в Интернете привело к тому, что самой интересной передачей оказалась передача о Есенине и вот сегодня мы говорим о поэте, о его судьбе, и, в частности, как было обещано накануне перерыва, говорим о конспирологической версии его гибели, версии о том, что Есенин не покончил с жизнью, не повесился 28 декабря 1925 года в своем номере в гостинице "Англетер" в Петербурге - тогда Ленинграде - а был убит, а затем его самоубийство было инсценировано. Вот, у меня в студии Наталья Борисовна Иванова, зам главного редактора журнала "Знамя". Скажите пожалуйста, Наталья Борисовна, а вообще, почему возникла эта версия?

Н. ИВАНОВА - Я думаю

Е. КИСЕЛЕВ - ...где ее исток?

Н. ИВАНОВА - Ну, это, конечно, на мой взгляд, это такая мифология, да? Исток ее был в том, что, на самом деле, сразу после смерти Есенина началось то, что можно назвать паломничеством к его могиле. Ведь на Ваганьковском кладбище все маршруты для посетителей, интересующихся кладбищем, начинались с могилы Есенина, это теперь они начинаются от Высоцкого идут, который, на мой взгляд, унаследовал вот эту, кстати, славу Есенина и традицию есенинскую во многом, которую надо отличать от есенинщины. И вот это поклонение, потом самоубийство Галины Бениславской на могиле Есенина, это еще один такой ну, не хочу сказать плохим словом театральный

Е. КИСЕЛЕВ - Галина Бениславская - одна из жен Сергея Есенина, если кто не знает.

Н. ИВАНОВА - вот такой жест на могиле, еще кровью окрашенные, кровью написанные предсмертные стихи все это складывалось в такую легенду о вербном отроке, так его называли в самом начале его поэтической деятельности, народном златоусте, которого какие-то черные силы могли уничтожить. На самом деле, легенда эта возникла не в народе, каковой народ просто, действительно, поклонился, могиле Есенина на Ваганьковой, поклонился его тяжелой поэтической жизни и судьбе, а это возникло в головах литературоведов. Между прочим, я была свидетелем того, что в головах литературоведов возникли многие аналогичные конспирологические идеи: по поводу Лермонтова, я помню одну из лермонтовских конференций, возникала такая же идея. Ну, вы знаете, это же так интересно, когда убивают, это гораздо интереснее, когда царский режим убил Лермонтова, царский режим подставил и убил Пушкина, теперь это у нас новый конспирологический сюжет, уже не царский режим, а какие-то масонские страшные чудовищные силы убили нашего гения вот. Поэтому, это рождается в головах нашихувы, не народной головушке, а в голове творческих деятелей, интеллектуалов, которые называют себя русской интеллигенцией, тех, которые должны через эту инспирированную, как я считаю, легенду, обозначить, прежде всего, черное-белое: вот, есть белое - это есть наша замечательная культура, есть черное - те, кто на нее покушается. Ведь даже обязательно: на нас покушаются, нас завоевывают, нас убивают, кругом враги, все, значит, мы свои, кругом чужие Вот эта конспирологическая легенда не могла здесь не родиться, хотя есть свидетельства тех, кто первым это обнаружил, я думаю, что судмедэксперты имеют свои какие-то доказательства той или иной точки зрения. Но, тем не менее, и предсмертная записка, и тяжелый алкоголизм, который был и который увел в могилу не только Есенина, как мы знаем, но и других русских писателей, включая и советских, как Александр Александрович Фадеев, он тоже можно говорить, то, что произошло на ХХ съезде, там, Фадеева убили, или убило понимаете, что убило Есенина - это один разговор, а кто убил Есенина - мне кажется, что это спекулятивно.

Е. КИСЕЛЕВ - Вот, у нас в студии Сергей Сергеевич Никитин, Сергей Алексеевич, простите, Никитин, судмедэксперт, антрополог, который занимался исследованием обстоятельств гибели Есенина, и я хочу сейчас ему предоставить слово, вот ваша точка зрения на обсуждаемую проблему, сугубо профессиональная.

С. НИКИТИН - Ну, я не совсем согласен, ну, как бы вот, с оппонентом, что ли, с моим, хотя я позиции тут никакой не увидел в отношении оценки версии убийство-самоубийство. Я считаю, что вы тоже, видимо, придерживаетесь точки зрения, что это было обычное самоубийство. Значит, с чем я не согласен: это не от литературоведов началось, понимаете, все, масса публикаций по поводу и подозрений, что это убийство, а не самоубийство. И начал все это Эдуард Хлысталов, ныне покойный, и произошло это в середине 80-х, где-то к 90-м годам.

Н. ИВАНОВА - я имею в виду, что не от народа это пошло. Я это имела в виду.

С. НИКИТИН - не от народа. Потому что

Н. ИВАНОВА - литературоведов в кавычках.

С. НИКИТИН - да, да. Вот я могу вам просто сказать вещь у меня отец, он в 25-м году, он был юношей и очень почитал Есенина. И вот его друзья, его окружение, ну, люди, для них действительно Есенин был кумиром. И, ну, никаких абсолютно тогда разговоров, подозрений каких-то, что это какая-то криминальная, ну, смерть, связанная с убийством, вообще не было. И началось это в 80-е годы, вот, когда Хлысталов увидел вот эту фотографию Моисея Наппельбаума, которую тот сделал в номере 5 в гостинице "Интернационал", она тогда называлась. Сначала "Англетер", потом "Интернационал", потом "Ленинградская". И увидел, значит, вот это вдавление, ну, какие-то, значит, следы как бы воздействия, там, предметов и прочее А он следователь, Хлысталов, хотя он никогда не занимался расследованием уголовных дел, он был всегда расследовал, одним словом, хозяйственные дела. Ну, вроде как, когда-то, где-то, значит, когда в юности ему приходилось бывать, когда еще обучался, значит, юриспруденции и так далее, ну, бывал на местах происшествий, это входит в программу обучения следователей будущих. Ну, и, значит, он посчитал, что он как бы специалист, который может давать оценку вот по этим фотографиям. Ну, теперь я расскажу немножечко про наши исследования, они происходили 92-93 годы, когда к нам обратился председатель есенинского комитета Юрий Львович Прокушев, к сожалению, тоже ныне покойный. Но это, наверное, человек, которому нужно памятник поставить, который столько сделал для увековечения памяти Сергея Есенина, но больше него никто. И вот это вот к 100-летию Есенина был издан огромный многотомный сборник Есенина. И вот когда началась вот эта вся ну, в прессе, вот, от Хлысталова, значит, по поводу возникли эти версии по поводу убийства, он обратился к экспертам. Потому что было публикаций масса. Я помню вот эти вот, середину 80-х годов, где-то, вот, до 90-х. И у нас образовалась группа экспертов, куда входил вот я, входил главный эксперт России Владислав Олегович Плаксин, заведующий кафедрой второго медицинского института кафедры судебной медицины Виталий Николаевич Крюков и Сергей Сергеевич, вот как вы сказали, Сергей Сергеевич Абрамов. Он был зав отделом федерального центра судебной медицины. И нам были представлены, ну, масса материалов, которые никогда ранее не исследовались. Во-первых, мы понимали, что оценивать акт Гиляревского, допустим, который вскрывал тело Есенина, мы его очень подробно исследовали, но люди, утверждавшие, что Есенин был убит, у них один из доводов был, что это - поддельный акт, что Гиляревского заставили так вот написать, что он, там, ну, против совести экспертной своей пошел, хотя это - абсолютная неправда, потому что Гиляревский - это честнейший абсолютно, профессиональный очень эксперт военный

Е. КИСЕЛЕВ - Ну, а что вас заставляет исключить версию о том,

С. НИКИТИН - а я вам сейчас расскажу

Е. КИСЕЛЕВ - что Гиляревский оказался под давлением каких-то представителей темных сил

С. НИКИТИН - вот я поэтому и говорю, что мы основной упор делали на исследование подлинных материалов, скажем так, не рукописных, да, вот которые составлены Горбовым, допустим, инспектором, который первый описывал тело Есенина на месте обнаружения, не Гиляревского, а исследовали подлинные материалы, то есть, это, прежде всего, фотографии, причем мы даже исследовали не фотографии, а нам были представлены подлинные стеклянные негативы, потому что надо было убедиться, что негативы не ретушированные, нет каких-то там доделок, подделок и так далее. Потом были исследованы абсолютно все посмертные маски Есенина. И для того, чтобы провести наиболее такое полное исследование маски, я ездил в пушкинский дом в Санкт-Петербург, где хранится маска работы скульптора Золотаревского. Это самая первая первый слепок с лица Есенина. Там видна каждая морщиночка, каждая деталька. Ну, и в результате исследования да, были проведены еще ряд экспериментов, то есть, каким образом происходило взаимодействие вот этой трубы несчастной горячей отопления парового с лицом Есенина, и так далее, и так далее. Ну, и в конечном итоге, конечно, мы пришли к однозначному выводу, что никакого здесь убийства не было, а было типичное повешение, и вот этот след на лбу и на правом скате носа образовался от контакта с трубой, вот, я показываю, это эксперимент. На пластилиновой маске, то есть, здесь соблюдена толщина мягких покровов, том, подложка и так далее. Если вот сравнить с фотографией, вот здесь вот хорошо видно Есенин в гробу и видно вот то же самое: на правом скате носа

Е. КИСЕЛЕВ - но, к сожалению, мы сейчас на радио, не на телевидении, показать мы это не можем. Но я все-таки хотел бы предоставить слово вашему оппоненту, Николай Николаевич Браун у нас на связи из Санкт-Петербурга, поэт, общественный деятель, насколько я понимаю, Николай Николаевич придерживается противоположной точки зрения на обстоятельства смерти Есенина. Николай Николаевич, вы слышите нас?

Н. БРАУН - Да. Я вас слышу, хотя меня три раза отключали и мне приходилось включать сам приемник, чтобы прослушать вступительную часть. Было еще несколько перерывов, но, во всяком случае, сейчас, я как раз слышу вас очень хорошо и всю последнюю часть передачи. Так что с петербургского пролета нашего телефонного моста все сказанное, в частности, Сергеем Алексеевичем Никитиным я слышал. И хочу сказать, что, вообще говоря, для меня все это очень интересно хотя бы потому, что здесь собрались люди столь много знающие о всем том, что говорилось на протяжении последних 82-х лет о Есенине. Начало его гибели дало, конечно, толчок сразу нескольким вариантам его смерти. Но, как вы, вероятно, знаете не хуже меня, обычная такого рода тактика применяется таким образом: запускается сразу несколько версий, чтобы сбить с толку. Дело в том, что

Е. КИСЕЛЕВ - простите, пожалуйста, Николай Николаевич, ваша версия, вот какова ваша версия?

Н. БРАУН - А я отвечаю на этот вопрос, я хочу ответить коротко: в моей семье и в узких писательских кругах, а они были очень узкими, и я знал этих людей, никогда не было никаких версий, мы все абсолютно точно знали, что Есенин был убит. Мой отец Николай Леопольдович Браун пришел в гостиницу "Англетер" после звонка Павла Медведева в редакцию журнала "Звезда". А тогда эта редакция находилась в доме книги вот в этом помещении, где там наверху глобус. И вот, они пошли в "Англетер" вместе с Лавреневым. Николай Леопольдович Браун хорошо знал Лавренева

Е. КИСЕЛЕВ - ну, сейчас

Н. БРАУН - Да

Е. КИСЕЛЕВ - это не суть важно.

Н. БРАУН - они оба нет, нетпо теме, значит, они оба, придя в "Англетер", увидели такую картину, что наотрез отказались поставить свои подписи понятых и подтвердить версию суицида. Дело в том, что о том, что Есенин покончил самоубийством, по телефону сказал Медведев, а там в гостинице находились Фроман и Эрлих. Фроман был тогдашний председатель союза писателей. Но и они ничего своими глазами не видели, им тоже рассказали, а покойный был приготовлен для демонстрации. Я расспрашивал об обстоятельствах смерти Есенина, о том, как он выглядел, у Павла Николаевича Лукницкого, который не скрывал, что он тогда работал в ГПУ, и я с ним чаще всего встречался по поводу смерти Гумилева. И вот однажды я его расспросил по поводу смерти Есенина. Он мне сказал: Есенин был изувечен при допросе, левого глаза у него даже не было. Он был весь изуродован.

Е. КИСЕЛЕВ - Вы качаете головой, Сергей Алексеевич

Н. БРАУН - Дело в том, что, значит, я спросил: как, не было? Он сказал: а так, он вытек. И потом впоследствии в воспоминаниях Лукницкого, которые были изданы в Париже "Инкопресс", он прямо так и говорит о том, что Есенин был изувечен, и о том, что, собственно, все, что на нем было, это, значит, в виде этих отметин: конечно, пробитый лоб, и, конечно, он был порезан, побит, и, даже, вы знаете, если привести эту точную цитату, то, значит, у Павла Лукницкого сказано так, что, значит, он был изуродован собственно, мне он сказал так, при таких странных обстоятельствах вот он был убит, и что он был мало похож на себя, и буквально так

Е. КИСЕЛЕВ - Николай Николаевич, извините, что я вас перебиваю, но, вот, Сергей Алексеевич Никитин, судмедэксперт, антрополог, который занимался изучением этих обстоятельств, и, скажем, тех повреждений, которые были на лице Есенина, достаточно внятно только что рассказал о том, что эти повреждения, в частности вмятина на лбу, возникла в результате контакта, извините за такие физиологические подробности, в результате контакта головы покойного с трубой горячего отопления. И что это было даже подтверждено с помощью специального эксперимента. Я правильно излагаю?

С. НИКИТИН - Да (неразборчиво) длительного контакта.

Н. БРАУН - Вы знаете, я знаю книгу "Смерть Есенина" и знаю письмо Прокушева непосредственно к Никитину, то есть, с этими материалами я знаком. Материалы 96-го года. Но ведь все дело в том, что народу показали, можно сказать, нарумяненную куклу, понимаете, дело в том, что первый раз макияж, если выражаться современным словом, был сделан собственно в "Англетере", потому что надо было как-то показать писателям Есенина.

Е. КИСЕЛЕВ - Но, вы знаете, я опять вас перебиваю, Николай Николаевич, к сожалению, у нас не телевидение, а радио, но, вот я в руках держу фотографию, которую принес с собой Сергей Алексеевич, Сергея Есенина в гробу. И никакого, простите, на этой фотографии там особенного макияжа не видно. Как раз в лобной области, на правом скате носа отчетливо видны следы от контакта вот с этой самой трубой парового отопления.

Н. БРАУН - А, вы знаете, у меня цветная ксерокопия из "Красной газеты", значит, сама по себе, и, значит, из московской газеты Есенин в гробу. Это такая крупная фотография, где у него лицо, как греческая маска.

Е. КИСЕЛЕВ - Нет, ну, понимаете, как раз в газете, в газете может быть какая угодно ретушь, ретушь, вот, человек, который

Н. ИВАНОВА - Профессиональный журналист вам подтвердит.

Е. КИСЕЛЕВ - Профессиональный журналист вам подтвердит, и я вам подтвержу, что на фотографию, которая печатается в газете или в журнале можно какую угодно ретушь навести. А здесь снимки, которые подлинные, которые со стеклянных пластин, сохранившиеся в архиве.

Н. БРАУН - Так дело в том, что Моисея Наппельбаума, который на самом деле был отличным ретушером, пригласили из Москвы как раз специально для того, чтобы он представил это в таком виде, в котором это должно быть по легенде.

Н. ИВАНОВА - ну, заговор со страшной силой

Е. КИСЕЛЕВ - В общем, заговор, да? Вот скажите, пожалуйста

Н. ИВАНОВА - зачем?

Е. КИСЕЛЕВ - вот зачем, Николай Николаевич, существенный вопрос, а зачем?

Н. ИВАНОВА - зачем убивать?

Е. КИСЕЛЕВ - Зачем его убили? Почему не убили кого-то еще?

Н. БРАУН - Нет, дайте мне вот что закончить

Н. ИВАНОВА - Ахматову не убили

Е. КИСЕЛЕВ - да, вот, Ахматову, действительно, почему Ахматову не убили?

Н. БРАУН - по поводу макияжа. Значит, мой отец его дважды выносил, один раз под плечи держа, из гостиницы "Англетер", а другой раз из союза писателей выносил уже гроб. Так вот, его внешность была отредактирована. Первый раз - в "Англетере", где, причем, вы знаете, была ведь трудность у милиционера, который снимал его с трубы, в чем? Понимаете, надо было показать писателям, что он покончил с собой, а как показать? Лев Наппельбаум - а я хорошо знал Иду Моисеевну Наппельбаум, это ее родной брат - помогал этому милиционеру снимать, стоя, значит, с ним на стремянке тоже, тело Есенина, потому что это тяжелое занятие.

Е. КИСЕЛЕВ - Он тоже был членом заговора, да?

Н. БРАУН - Нет, он был просто сыном своего отца.

Е. КИСЕЛЕВ - Подождите, подождите, вот, Николай Николаевич, у нас совсем мало времени

Н. БРАУН - когда он помогал снимать

Е. КИСЕЛЕВ - осталось до конца программы, а мы сейчас с вами погрязнем в деталях кто с кем в каком родстве состоял. Вот, пожалуйста, один простой вопрос

Н. БРАУН - Да, пожалуйста.

Е. КИСЕЛЕВ - один простой вопрос. Николай Николаевич, вы не ответили, почему так сложно, почему нужно было Есенина убивать, за что? И при этом в 25-м году, когда можно было человека любого, если нужно было, арестовать

Н. ИВАНОВА - или выслать

Е. КИСЕЛЕВ - выслать за границу, отправить на Соловки, или просто расстрелять?

Н. БРАУН - Нет, ну, Соловки

Н. ИВАНОВА - почему так сложно?

Е. КИСЕЛЕВ - Почему так сложно?

Н. БРАУН - на Соловки отправили других, дело в том, что в апреле-марте 25-го года были расстреляны его друзья, в частности, Ганин, потому что это как раз было изображено ОГПУ

Е. КИСЕЛЕВ - вы не слышите меня, почему нельзя было и с Есениным так обойтись?

Н. БРАУН - Да, нет, ну, ближайшие друзья были расстреляны, вы понимаете? 6 человек были приговорены к расстрелу

Е. КИСЕЛЕВ - я не понимаю, я не понимаю, почему нужно было так сложно, если, действительно, допустить версию о том, что Есенин был убит, а затем было инсценировано его самоубийство

Н. ИВАНОВА - зачем такой театр?

Е. КИСЕЛЕВ - зачем такой театр, когда в то время

Н. ИВАНОВА - просто решались эти вопросы.

Е. КИСЕЛЕВ - просто, действительно, решались эти вопросы.

Н. БРАУН - В отношении Есенина это было не так-то просто решить.

Е. КИСЕЛЕВ - Почему?

Н. БРАУН - Да потому, что он был достаточно известен.

Н. ИВАНОВА - Ну, хорошо. Гумилев тоже был известен.

Е. КИСЕЛЕВ - А Гумилев действительно совершенно тоже был достаточно известен, и в то время, наверное, был ну, считался в соответствующих кругах уж не менее уважаемым поэтом

Н. БРАУН - Кронштадт, понимаете, кронштадтский заговор, он царский офицер. А Сергей Есенин - всего-навсего поэт, и, кроме того, он в известном смысле

Е. КИСЕЛЕВ - он был прапорщик всего-навсего

Н. БРАУН - ни в комсомоле, ни в партии, он же не сотрудничал с властью в таких формах, что его можно было привлечь как своего.

Е. КИСЕЛЕВ - Так, знаете, привлекали тех, кто

Н. ИВАНОВА - чужихкто не сотрудничал

Е. КИСЕЛЕВ - привлекали и тех, кто сотрудничал, и тех, кто не сотрудничал, и кого только не привлекали, знаете ли. По всей строгости революционной законности.

Н. БРАУН - вы знаете, вот, я хочу как раз напомнить о том, что в связи с такой строгостью, производившая все необходимые действия в период 14 съезда партии, который проходил в острейшей обстановке, они Есенина взяли под колпак сразу, когда он со всеми вещами прибыл в Петербург, они его взяли под колпак, понимаете, все рукописи, которые он привез с собой, пропали, их же нет.

Е. КИСЕЛЕВ - Действительно, это подтверждается? Есть такие данные в материалах следствия, Сергей Алексеевич, что пропали все рукописи?

С. НИКИТИН - Рукописями я не занимался, но негативы все сохранились. Вот, все, что мы

Е. КИСЕЛЕВ - Ну, понятно, Николай Николаевич, спасибо большое. К сожалению, у нас уже не осталось времени, ваша точка зрения понятна, я благодарю вас за участие в нашей программе, это был на связи с нами из Санкт-Петербурга Николай Николаевич Браун, поэт, общественный деятель, который, как вы слышали, горячо отстаивал ту точку зрения

Н. ИВАНОВА - как общественный деятель, я думаю

Е. КИСЕЛЕВ - ту точку зрения, что, все-таки, Есенин пал жертвой заговора. Правда, мне по-прежнему непонятно, почему так сложно нужно было в то жестокое время в середине 20-х годов, так сложно нужно было каким-то зловредным чекистам расправляться с поэтом. Но, тем не менее, давайте мы проголосуем сейчас, давайте мы сейчас проголосуем, и вопрос я формулирую следующим образом: какая версия гибели Сергея Есенина кажется вам более правдоподобной: убийство или самоубийство? Если убийство, если вы верите в эту теорию заговора, звоните по телефону 660-01-13, если вам кажется, все-таки, что Есенин покончил с собой, и наиболее правдоподобная версия его - это самоубийство - звоните, пожалуйста 660-01-14. Голосование пошло.

Итак, я повторяю вопрос. Какая версия гибели Сергея Есенина кажется вам более правдоподобной: убийство или самоубийство? Если вы верите в то, что Есенин был убит, а затем его убийство самоубийство было инсценировано, звоните по телефону 660-01-13. Если вы верите, что, все-таки, официальная, если угодно, версия гибели поэта является истинной, Есенин покончил жизнь самоубийством, звоните по телефону 660-01-14. Еще секунд тридцать у нас есть для того, чтобы получить последние звонки. Голосование идет очень бодро.

Н. ИВАНОВА - А можно я скажу одну фразу?

Е. КИСЕЛЕВ - Да, пожалуйста.

Н. ИВАНОВА - Ну, просто мне очень жаль, что при разговоре о Сергее Есенине опять все съезжает, как это было и с фильмом, как это было и со многими книгами, как раз на (неразборчиво) версии

Е. КИСЕЛЕВ - Мы почти полпередачи говорили как раз вот

Н. ИВАНОВА - Вот про стихи мне хотелось бы, чтобы больше читали, чтобы больше читали.

Е. КИСЕЛЕВ - Ну что же, мы тем временем голосование завершилось. Русская нация - это нация, которая, все-таки, верит в теорию заговора. От конспирологической версии нам ни куда не деться. 72 почти процента позвонивших считают, что, все-таки, Есенин был жертвой заговора, что он был убит, а затем, как об этом подробно рассказывалось в недавнем популярном сериале, его самоубийство было инсценировано.

Н. ИВАНОВА - Но фильмом хорошо промыли мозги.

Е. КИСЕЛЕВ - Ну, наверное. Тем не менее, все-таки 28 почти с половиной процентов позвонивших нам в студию считают, что доводы, которые неоднократно приводились, и о которых напомнил Сергей Никитин, судмедэксперт, который участвовал в нашей программе, а раньше подробно занимался расследованием обстоятельств гибели поэта в составе специальной комиссии, которая была создана во второй половине 80-х годов - об этом Сергей Алексеевич сегодня подробно рассказывал - вот эти аргументы все-таки для почти трети наших слушателей оказались достаточно

С. НИКИТИН - Это эксперты позвонили.

Е. КИСЕЛЕВ - Ну, наверное, это эксперты

Н. ИВАНОВА - Нет, вы знаете

Е. КИСЕЛЕВ - К сожалению, наше время подошло к концу. Вот я благодарю, благодарю наших

Н. ИВАНОВА - И ваших.

Е. КИСЕЛЕВ - и ваших гостей и прощаюсь с вами. До встречи в следующее воскресенье.

С. НИКИТИН - До свиданья.


26 Август 2007
http://old.echo.msk.ru/

Док. 522914
Перв. публик.: 20.11.07
Последн. ред.: 20.11.08
Число обращений: 82

  • Браун Николай Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``